Урок музыки в 1 классе на тему Карнавал животных- К.Сен-Санс

1 класс Урок 20
Тема урока: «Карнавал животных»
Эпиграф: Живёт на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
А человек – он друг природы
И должен знать повадки всех зверей
Тип урока: комбинированный
Жанр: урок- путешествие в «Музыкальный зоопарк»
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с творчеством Камиля Сен-Санса симфонической сюитой «Карнавал животных»; выделить изобразительные интонации на примере пьес «Курицы и петухи», «Слон».
научить слушать музыку, понимать её настроение;
закрепить умение различать долгие и короткие звуки;
формировать навык вокального исполнения под аккомпанемент.
развивающие:
развивать навыки восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
в процессе слушания музыки развивать звуковысотные представления, интонационный слух, память;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство.
воспитательные:
на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
прививать любовь к животным;
обогащать духовный мир детей
Приёмы: слушание, исполнение,  сюжетно-ролевая игра

Оборудование:
- технические средства: мультимедийный проектор (презентация темы), магнитофон;
- оформление доски: тема семестра, художественное название урока, эпиграф;
Музыкальный материал:
Камиль Сен-Санс «Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных»
Камиль Сен-Санс «Куры и петухи» из сюиты «Карнавал животных»
Камиль Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных»
Музыка Р.Рустамова, слова Л.Миронова «Мы запели песенку»
Ход урока
Входят в класс под «Королевский марш льва» из цикла «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса
Приветствие.
Учитель: Мы сегодня продолжим узнавать «Что и как изображает музыка». А начну я наш урок с загадки:
В музыке этой, - Увидите сами! –
Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Дети: Животные.
Учитель: Как вы думаете, с помощью голоса и звука можно изобразить животных?
Дети отвечают.
Учитель: Скажите, какие музыкальные произведения о животных мы с вами уже слушали на наших уроках?
Дети отвечают.
Учитель: И сегодня на уроке мы узнаем, кто еще может «жить» в музыке или как через мелодию, композиторы показывают нам животных.
Живёт на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
А человек – он друг природы
И должен знать повадки всех зверей
Наш сегодняшний урок называется «В мире животных». СЛАЙД №1. Но сегодняшний урок будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо-приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте.
С самого утра, поверь, в зоопарк открыта дверь.
Ждут животные ребят, каждый встрече будет рад.
Ребята, а кто знает, что такое зоопарк?
Дети: В зоопарке живут животные и птицы.
Учитель: Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоопарки. Мы сегодня совершим путешествие по музыкальному зоопарку. Мы с вами принимаем приглашение?
Дети: Да
Учитель: Тогда мы сейчас пойдём на станцию, чтобы сесть на паровозик. Он повезёт нас в путешествие по миру животных. Идём друг за другом, высоко поднимаем колени и хорошо работаем руками.
Музыкальная гимнастика №1
Садимся на паровоз. Будем крутить руками как будто колёсами. Сперва идём – паровоз набирает ход, потом будем бегать, а потом опять будем ходить – паровоз подъезжает к станции.
Музыкальная гимнастика №2
Учитель: Остановка «Зоопарк». И первая пьеса расскажет нам о птицах. А написал её французский композитор Камиль Сен-Санс. Посмотрите на портрет этого композитора СЛАЙД №2
Давайте вместе проговорим Камиль Сен-Санс. (Произносят вместе, используя метод хорового чтения).
Он написал 13 пьес о животных под общим названием «Карнавал животных». СЛАЙД №3
Слушайте внимательно музыку и, я думаю, что вам будет нетрудно догадаться, какую из этих птиц изображает пьеса. СЛАЙД №4
Звучит пьеса «Куры и петухи» Камиля Сен-Санса
Учитель: Выберите птицу, которую изобразила музыка.
Дети отвечают.
Учитель: Почему вы так думаете?
Дети отвечают.
Учитель: Давайте посмотрим правы ли вы СЛАЙД №5
А как бы вы назвали эту пьесу?
Дети отвечают.
Учитель: Камиль Сен-Санс назвал эту пьесу «Куры и петухи».

Слуховой диктант «Петушок» - работа на фланелеграфе.

А вот и следующее животное идёт к нам на встречу. А что это за животное – нам расскажет музыка. Слушайте внимательно.
Звучит пьеса «Слоны» Камиля Сен-Санса
Учитель: Подумайте и ответьте, какое животное изобразил Камиль Сен-Санс в этой пьесе. А я дам вам подсказку:
Он большой неимоверно –
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом – этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И – накормлю, и – почешу.
Но не войдёт в квартиру он.
Всё потому, что – это
Дети: Слон. СЛАЙД №6
Учитель: Правильно. А как звучала музыка? Какая она была?
Дети: Музыка звучала низко, медленно
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду включать фрагменты пьес Камиля Сен-Санса «Слон» и «Курицы и петухи», а вы будете изображать соответствующее животное.
Проводится игра
Поиграем с вами ещё и изобразим других животных.
«Зверобика»
Учитель: Нам пора собираться в обратный путь. Пройдём по асфальтовой дорожке, можно хорошо потопать ножками. А дальше – узенькая тропинка. Давайте остановимся и подышим.
Дыхательная гимнастика.
Распевание.
А чтобы было веселей путешествовать по весеннему лесу – выучим с вами песню, которая называется «Пойте тише, малыши».
Разучивание песни «Пойте тише, малыши»
Учитель: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие.
Скажите, с произведениями какого композитора мы с вами познакомились во время нашего путешествия?
Дети отвечают.
Учитель: На примере какого произведения мы рассматривали изобразительные интонации?
Дети: «Карнавал животных»
Учитель: Назовите пьесы, которые входят в этот цикл.
Дети: «Слон», «Курицы и петухи».
Учитель: Что использовал композитор для того, чтобы мы лучше поняли, какое животное или птицу он изображает?
Дети отвечают.
Учитель: Перед вами на партах лежат изображения животных. После прослушивания вы должны раскрасить изображение того животного, кого изображает музыка.
Звучат произведения, дети выполняют задание.
Учитель: Дома нарисуйте понравившееся животное.
Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Молодцы, ребята! Сегодня вы поработали хорошо. Всем спасибо за работу.