Технологическая карта урока музыки на тему Карнавал животных (2 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СЛУШАНИЯ-ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
ФИО студента (студентов) Лукина Фаина Алексеевна
Класс 2 класс
Четверть, тема четверти 3 четверть, “Можем ли мы “увидеть” музыку”
ТЕМА УРОКА Карнавал животных
название музыкального произведения Отрывок из сюиты «Карнавал животных» - «Лебедь»
планируемые личностные результаты образования умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 2) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
планируемые универсальные учебные действия регулятивные
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей; выбор способов решения проблем поискового характера;
-  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.
познавательные
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
-  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
коммуникативные
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и д. р.;
- уметь воспринимать окружающий мир во всем его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.
планируемые
предметные результаты - развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-  общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
- участие в создании театрализованных и музыкальных пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, участие в театральных спектаклях, конкурсах, фестивалях и др.
оборудование для проведения урока Проектор, компьютер
Структура, содержание
этапы организации слушания-восприятия время деятельность учителя деятельность учеников запланированные результаты
предметные личностные + УУД
1. Вступительное слово учителя. Установка на восприятие 5 Слайд 1. Как много звуков окружает нас, правда, ребята? Целый океан — пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома и журчание ручейка… И все это может передать музыка, а мы, слушатели, можем представить.
А как вы думаете, ребята, можно ли в музыке передать движение и характер животных и птиц? (Ответ.) Конечно, можно, только это очень не просто и удается не каждому композитору.
2 слайд. Давным-давно родился во Франции, в Париже, в семье музыкантов мальчик — Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства, любил вслушиваться в шумы, звуки природы. Некоторые люди думают, что только в лесу или в деревне можно услышать что-то интересное, а что особенного можно услышать на нашей улице? А вы как думаете? Давайте представим себе “голоса улицы”: вот кто-то прошел, разговаривая, вот проехала машина, а вот промчалась пожарная, а из окон дома доносятся звуки музыки, а где-то лает собака… Вот как много интересных звуков нас окружает!
4 слайд. «Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник «Жирного вторника». Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер. Выполняют задания мотивационной работы.
Отвечают на вопросы учителя.
Знание о великом композиторе и его произведениях. Мотивируются на активную деятельность,
заинтересовываются.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Слушание произведения 10 6 слайд. «Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля из 14 номеров.«Карнавал животных» — произведение наполненное юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных. «Лебедь» - единственная часть, лишенная иронии
5 слайд. А сейчас мы услышим самое чудесное произведение из “Карнавала животных” — пьесу “Лебедь”. Школьники слушают отрывок из сиюты «Лебедь»
Соответствие нормам слушательской культуры. Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
3. Беседа о прослушанном произведении, анализ произведения
15 Ребята, вам понравилась эта музыка?
6 слайд. Какого настроения и характера эта музыка? Какой музыкальный инструмент солирует, то есть ведёт главную мелодию? Что изображает композитор этой музыкой?
-Да!
- С одной стороны, задумчивое, безмятежное, спокойное, задушевное.
- С другой стороны, тревожное, беспокойное, взволнованное. (о настроении)
- По характеру эта музыка тревожная, таинственная, но в то же время и спокойная.
- Виолончель
- движение лебедя, взмах крыльев, колыхание воды. Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение Коммуникативные УУД
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Личностные УУД
Готовность продемонстрировать слушательскую культуру.
4 этап.
Повторное слушание.
10 Повторное слушание.
Какие средства музыкальной выразительности использованы в этом произведении? - Мелодия, гармония, ритм, размер, темп. Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
5 этап. Итог урока 5 Давайте сделаем вывод нашего урока. Музыку, какого композитора мы слушали? Давайте вспомним, как она называется.
Мы прослушали 1 отрывок, которая называется Лебедь». А могли бы встретится еще с львами, черепахой, ослом, кенгуру, с разными рыбками и птицами.
Спасибо за урок, до свидания!
Музыку, которую мы сегодня слушали, создал французский композитор, дирижер, пианист КАМИЛЬ СЕН -_САНС. Назвал ее «Карнавал животных». Это сюита, состоящих из нескольких частей. Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Удовлетворённость, эмоциональный отклик
Умение воспринимать музыку как образное искусство