Педагогический проект на тему: Развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе изучения окружающего мира.


ФГБОУ ВПО « УлГПУ имени И.Н. Ульянова»
Педагогический проект
на тему:
Развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Автор проекта:
Спирина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№53
Ульяновск, 2013
Визитная   карточка   педагогического   проекта 
Автор Спирина Наталья Анатольевна
Учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа№ 53»
Должность Учитель начальных классов
Тема
Развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Участники Дети младшего школьного возраста (от 6,5 лет до 11 лет)
Цель, задачи  Цель: Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
2. Провести диагностику среди учащихся 1 класса на выявление уровня  сформированности коммуникативных универсальных учебных действий;
3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных УУД у учащихся ;
4. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
Предмет Коммуникативные УУД у учащихся начальных классов при групповой работе на уроке окружающего мира
Объект Процесс формирования коммуникативных УУД
Гипотеза Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира будет успешным, если в работе использовать групповую форму работы.
Программно – техническое обеспечение Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран, DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.
Содержание:
Пояснительная записка
Этапы реализации проекта. 
Технологический аспект.
Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Общая характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.
Возрастные особенности развития коммуникативной деятельности детей, поступающих в школу.
Организация экспериментального формирования коммуникативных умений у младших школьников в процессе учебного взаимодействия.
Определение исходного уровня наличия у детей коммуникативных умений и навыков.
Работа по формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.
Анализ результатов сформированности у детей коммуникативных умений.
Планируемые результаты в освоении школьниками коммуникативными универсальными учебными действиями.
Вывод.
Список использованных источников.
Приложения.
Пояснительная записка.
Методика работы в начальной школе за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модели обучения и воспитания. Введение ФГОС является отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. «Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Актуальность исследования темы «Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Основная задача обучения родному языку - развитие речи учащихся. Может ли учитель, обучающий детей русскому языку, считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. Вся история русской прогрессивной педагогической мысли и история нашей культуры повелительно требуют того, чтобы ребенок, воспитывающийся в семье, в детском саду, а тем более обучающийся в школе, овладевал нормами литературного языка.
Без овладения родным языком невозможно дальнейшее образование и общее развитие ребенка. Ведь всякому известно, что язык - важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идут обучение и дальнейшее умственное развитие человека.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
1) необходимостью работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;
2) потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром;
3) изобилием практического материала с одной стороны и не разработанностью технологии его применения.
4) наличием потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными универсальными действиями.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Анализ широкого спектра социальных и духовных проблем современного российского общества приводит к выводу о необходимости совершенствования сферы человеческих отношений. Эта задача ставится практически всеми гуманитарными науками. В связи с этим проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий становится особенно актуальной и для педагогики.
Исходя из выше сказанного, можно сформулировать цель и задачи данного проекта.
Цель: Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках (через игры и игровые упражнения).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике.
2. Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся .
4. Разработать систему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках (через игры и игровые упражнения).
5. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный -Изучение теоретических основ проблемы;
-Диагностика коммуникативных навыков учащихся;
-разработка модели;
Поисково – экспериментальный -Апробирование модели;
-мониторинг процесса и промежуточных результатов;
-корректировка дальнейшей работы.
Заключительный - Оценка эффективности модели;
- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
2.Технологический аспект.
- Технология здоровьесбережения
- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
-  Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.
- Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова)
-  Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
- Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)
- Технология проектной и ислледовательской деятельности.
3.Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Коммуникативные универсальные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Коммуникативное общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Суть педагогического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных универсальных учебных действий (с опорой на осознание и на образец, создаваемый педагогом). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3.1.Общая характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно между собой связаны) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях)
коммуникацией как сотрудничеством (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности)
коммуникацией как условием интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
В начальной школе формируются следующие коммуникативные УУД:
-   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3.2 Возрастные особенности развития коммуникативной деятельности детей, поступающих в школу.
При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
— ориентация на партнера по общению;
— умение слушать собеседника.
Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?
В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений). К 6—6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности.
Важной характеристикой коммуникативной готовности 6—7 летних детей к школьному обучению считается появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми — это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе.
Подчеркнем, что перечисленные выше компетенции характеризуют лишь базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.
4.Организация экспериментального формирования коммуникативных умений у младших школьников в процессе учебного взаимодействия.
4.1.Определение исходного уровня наличия у детей коммуникативных умений и навыков.
Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, было проведено исследование для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, пришедших в 1 класс.
Исследование проводилось с помощью метода направленных наблюдений и материала методики «Рукавички» (методика Г.А. Цукерман).Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация).Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.Критерии оценивания:1. Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;2. Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;3.Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;4.Взаимопомощь по ходу рисования;5. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Оценка результатов.
Педагог, наблюдающий за учащимися, оценивает деятельность по трехбалльной системе: умеет хорошо – 3 балла, затрудняется – 2 балла, не умеет совсем – 1 балл, результаты заносятся в таблицу.
Уровни оценивания:1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Апробация материалов исследования была проведена в сентябре 2012 г. на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №53». В эксперименте принимали участие 25 детей 1А класса.
№ п/п Фамилия, имя учащегося Критерии оценивания Уровень оценивания
1 2 3 4 5 1 Акимов Илья 3 3 3 3 3 В
2 Андриянов Владимир 2 1 1 1 1 Н
3 Альтяпова Ляйсан 1 1 1 1 1 Н
4 Вильчек Георгий 2 3 3 3 3 В
5 Гармашев Максим 2 2 2 2 2 С
6 Герстенбергер Владислав 2 1 2 2 1 С
7 Исаев Никита 1 2 2 1 1 Н
8 Ерёмина Екатерина 1 1 1 1 1 Н
9 Казакова Дарья 2 2 2 2 2 С
10 Казакова Мария 3 3 3 3 3 В
11 Космовский Максим 2 2 2 2 2 С
12 Левина Ксения 3 3 3 3 3 В
13 Лисова Ольга 2 2 2 3 3 С
14 Мазанов Антон 2 1 2 1 1 Н
15 Никитина Виктория 1 1 1 1 1 Н
16 Поличенко Алина 1 1 1 1 1 Н
17 Романов Егор 3 2 3 2 3 В
18 Сайдяшева Алина 2 1 3 2 2 С
19 Савдинкин Кирилл 1 1 2 2 1 Н
20 Угулин Даниил 3 3 3 3 3 В
21 Устинова Аделина 2 2 2 2 2 С
22 Ухова Дарья 1 2 3 2 1 Н
23 Фомина Ксения 2 2 2 2 2 С
24 Яганов Вадим 3 3 3 3 3 В
25 Яшина Анастасия 3 3 3 3 3 В

Из таблицы видно, что умения владеть коммуникативными УУД на высоком уровне у 8 человек, на среднем уровне у 8 человек, на низком уровне у 9 человек.
Умения владеть коммуникативными УУД у учащихся 1А класса (сентябрь 2012 года).
-688975222250
Данные показали, что уровень сформированности коммуникативной стороны речи низкий и необходимо срочно создать условия для  системного подхода к формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
У учащихся первого класса мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Свои мысли выражают не последовательно, нет логичности в высказываниях.
Бедность словаря приводит к тому, что дети не могут подобрать слов для выражения своих мыслей. Часто в речи используются неуместные слова и выражения, повторяются отдельные слова или целые предложения.
Для учеников первого класса характерно неумение найти нужно слово, и они заменяют его местоимением «такой».
Синтаксические конструкции бедны и однообразны. В основном употребляются простые, нераспространенные предложения, а часто и просто словосочетания. Связь между предложениями осуществляется с помощью повторения слов.
Следовательно, необходимо организовать такую работу на уроках, которая помогла бы избавиться от этих недостатков детской речи.
      
4.2.Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
1. Формирование коммуникативных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2.  Заданные стандартом коммуникативные УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3.  Схема работы над формированием коммуникативных УУД указывается в тематическом планировании.
4.  Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
5.  Результаты усвоения коммуникативных УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является « Окружающий мир». Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной культуры окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
В своей работе учитель может использовать различные виды учебных заданий. Разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Ниже приведены примеры некоторых из них.
Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.
Используя различные источники информации, найди вместе со взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню Рождения. Нарисуй его.
Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».
Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.
Изучая тему «Звездное небо» модно предложить следующее задание: Под каким зодиакальным созвездием ты родился? Узнай кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием. Опроси всех одноклассников и запиши их имена в тетради.
Из разных источников информации попробуй определить как называются эти созвездия. (предлагаются рисунки Большой и Малой медведиц, Ориона) Вечером вместе с родителями попробуйте найти эти созвездия на небе.
Как ты понимаешь смысл выражения «Нужен как воздух»? Расскажи об этом своему соседу по парте. Про кого или про что ты можешь так сказать? Ответ напиши.
Разделитесь на  группы по 5 человек. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зеленое царство растений» («Вода»,  «Энергия» и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
Запиши вопрос об окружающем мире, на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйся вопросами с одним из одноклассников. Запиши его вопрос. Подготовь дома ответ на вопрос одноклассника и запиши его.
Запиши своё предположение "Если бы вода не испарялась, то  ...»
Узнай у взрослых или по справочникам города, есть ли в вашем городе планетарий. Если есть, то узнай и запиши следующие сведения (если в вашем городе его нет, узнай о ближайшем к твоему городу): Адрес планетария, время работы, контактный телефон.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, объяснение тоже теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Используются практические задания, когда детям, объединенным в пары или группы необходимо выработать общее мнение или создать общее описание. В этой форме работы учащихся привлекает то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, умение грамотно и четко выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, принимать позицию собеседника. На основе воссоздания картины событий и поступков персонажей дети учатся понимать контекстную речь. Учатся строить свои высказывания с учетом особенностей слушателя.
При выполнении практической деятельности учащиеся учатся выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; участвуют в диалоге, составляют несложные монологические высказывания. Одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент «Проведи опыт». Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами.
Задания творческого характера требуют от ребенка развернутых ответов, предполагают сотрудничество с одноклассниками, взрослыми.
Работа в группе и практическая деятельность на уроках позволяет добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после. Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что все учебные задания, используемые учителем на уроке в начальной школе имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий.
4.3. Анализ результатов сформированности у детей коммуникативных умений.
Большая часть уроков окружающего мира в 1А классе строилась в виде групповой работы.  Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализация данной компетенции наиболее эффективна при проверке самостоятельного задания в парах или группах  и на этапе анализа и решения УЗ.
           Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми . Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми.
     Для формирования норм общения лучше использовать групповую работу. Организация такой работы является особой педагогической задачей учителя. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются  уже на этапе адаптации, и в дальнейшем  приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
Групповая работа(знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);
Заключительная часть(сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).
Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».
Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.
     МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью).  Мы - зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.
Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)
МЕТОД «ВЕРТУШКИ»
    Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
На первых уроках дети чувствовали себя неуверенно. Неохотно вступали в контакт с другими членами группы. С каждым уроком дети начинали совместно искать ответы на вопросы, решать поставленные задачи. Состав групп периодически менялся, для того чтобы не возникло привыкания к отводимой роли. В разных группах один и тот-же ученик проявлял себя по-разному. Случалось, что учащиеся с неуверенным типом личности брали на себя роль лидера группы. При выступлении каждой группы нами было принято решение оценивать ответы учащихся аплодисментами. На начальном этапе аплодисменты детей были неуверенные, но было замечено, что учащиеся сильные аплодисменты «дарят» слабым ученикам. Постепенно эти учащиеся перестали испытывать неуверенность при ответах перед классом.
После проведения уроков по окружающему миру с использованием групповой формы работы, я пришла к выводу, что уровень развития коммуникативных УУД в среднем повысился на 7 %.
Исследование проводилось с помощью метода направленных наблюдений и материала методики «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики "Архитектор-строитель"). Эта методика взята , так как критерии оценивания схожи с методикой «Рукавички», которая явилась стартовой в данной диагностике.
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому другому - карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию - дорогу к дому - по его инструкции.Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
№ п/п Фамилия, имя учащегося Критерии оценивания Уровень оценивания
1 2 3 4 5 1 Акимов Илья 3 3 3 3 3 В
2 Андриянов Владимир 2 2 1 2 2 С
3 Альтяпова Ляйсан 2 1 2 1 2 С
4 Вильчек Георгий 2 3 3 3 3 В
5 Гармашев Максим 3 2 3 3 3 В
6 Герстенбергер Владислав 2 1 2 2 1 С
7 Исаев Никита 1 2 2 1 2 С
8 Ерёмина Екатерина 1 1 2 1 2 Н
9 Казакова Дарья 2 2 2 2 2 С
10 Казакова Мария 3 3 3 3 3 В
11 Космовский Максим 2 2 2 2 2 С
12 Левина Ксения 3 3 3 3 3 В
13 Лисова Ольга 2 2 2 3 3 С
14 Мазанов Антон 2 1 2 1 2 С
15 Никитина Виктория 2 1 2 1 1 Н
16 Поличенко Алина 2 1 1 1 2 Н
17 Романов Егор 3 2 3 2 3 В
18 Сайдяшева Алина 2 1 3 2 2 С
19 Савдинкин Кирилл 1 1 2 2 2 С
20 Угулин Даниил 3 3 3 3 3 В
21 Устинова Аделина 2 2 2 2 2 С
22 Ухова Дарья 1 2 3 2 1 Н
23 Фомина Ксения 2 2 2 2 2 С
24 Яганов Вадим 3 3 3 3 3 В
25 Яшина Анастасия 3 3 3 3 3 В
Из таблицы видно, что умения владеть коммуникативными УУД на высоком уровне у 9 человек, на среднем уровне у 12 человек, на низком уровне у 4 человек.
-685800654050Умения владеть коммуникативными УУД у учащихся 1А класса апрель2013 года).
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, составленная система работы на основе групповой формы взаимодействия развивает коммуникативные умения младших школьников, как: учёт позиции других людей, партнёров по общению; умение слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Хотелось бы отметить некоторую фрагментарность в проведении эксперимента, так как, на мой взгляд, невозможно за короткий промежуток времени сформировать все коммуникативные умения. Развитие у детей умения эмоционально выражать свои мысли, умения доверять и поддерживать тех с кем общаешься, умения участвовать в коллективном обсуждении, составлять связанный рассказ, умения слушать, учитывать позицию других людей, вступать в дискуссию – процесс трудоёмкий, требующий последовательной и серьёзной работы.
5.Планируемые результаты в освоении школьниками коммуникативными универсальными учебными действиями.
К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие результаты формирования универсальных учебных действий.
К концу 1 класса учащиеся должны:
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Взаимодействовать в паре.
Во 2 классе:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
3 класс
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
К концу 4 класса:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
6. Вывод.
Учителя, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.
В зависимости от поставленной на уроке цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:
индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
На уроках учителя могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:
упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и факультативные занятия, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать. И, безусловно, большую роль в этом оказывает групповая работа. В группе часто и сложное становиться доступным.
Список использованных источников.
Баев Б.Ф., Головань Н.А. Коммуникативные функции монолога младших школьников // Тез.конф. «Общение как предмет теоретических и практических исследований» / Под ред.З.Ф.Есаревой. Л.:Изд-во ЛГУ, 1973.С.8.
Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа, 1999, - №10, с.33-36.
Калинина Н.В., Симачкова Т.Ю., Долматова Л.Н. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие/ под ред. Н.В. Калининой. – М.: АРКТИ, 2010. – 144с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г
Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  
Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. С.Г. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с.
Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» Руководители проекта: О. Б. Логинова, В.В. Фирсов, М.Р. Леонтьева.
 Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

Приложения.
Приложение1.
Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий детейТиповые задачиЗадание "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже)Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.Возраст: 6,5-7 лет.Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.Задания1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?Критерии оценивания:- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.Уровни оценивания:1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.Задание "Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.)Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.Возраст: 8-10 лет.Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.Описание задания: ребенку дают по очереди три текста заданий и задают вопросы.Т е к с т 1Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!"Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?Т е к с т 2После школы три подруги решили готовить уроки вместе.- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?Т е к с т 3Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?Что бы ты предложил подарить? Почему?Критерии оценивания:- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;- учет разных мнений и умение обосновать собственное;- учет разных потребностей и интересов.Уровни оценивания:1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.2. Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Приложение 3.Игра «Снеговики»
Цель: учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки.
Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунок, отражающий ее содержание.
«В воскресенье я слепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются».
Подумайте, чем может закончиться сказка. Озаглавьте ее. Сочините свою сказку при снеговиков.
Игра «Круглый год»
Нужны картинки, изображающие времена года.
Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.
Игра «Знаешь ли ты...»
Цель: обогатить словарный запас названиями животных.
Нужно приготовить фишки. В первом ряду - звери, во втором -птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.
Игра «Дикие домашние животные»
Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.
Перед вами картинки. Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?
Назовите детенышей домашних животных…
Закончи предложения:
У волчицы появились... У медведицы ... У белки ... У зайчихи ... У лисы ... У ежика ...
игра «Путешествие в Угадайку»
Цель: учить узнавать предметы по описанию; составлять свои описания.
1)Что за птица?
К нашей кормушке каждый день прилетает птичка. Головка у нее черненька. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком, (синица).
2)Кого я видел в зоопарке?
В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густа, темно-коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным носом, (медведь).
3) Пропала собака. Какой породы?
Песик беленький, лохматый. Глаза, как черные бусинки. Нос черный, влажный. Лапы короткие. Хвост веером, (болонка). Детям предлагается составить свои описания по аналогии.
Игра «Фантазер»
Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей. Учитель предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.
Только после игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках.
На уроках обучения грамоте предлагалась работа по сочинению собственных загадок, стихов, рассказов, небылиц. Эта работа очень нравится детям. Главное - заинтересовать их.
Для организации свободных детских высказываний необходимо использовать игры на сопоставление при рассматривании сюжетных картинок (игра «Почему не едет автобус?»), составить вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка (какой снег, если дети лепят снеговика?);
-упражнения на составление описательных или сравнительных высказываний по демонстрируемым предметам;
-очень нравится детям дидактическая игра «Хорошо или плохо?» (стакан хорош, что прозрачен, можно в него наливать жидкость, насыпать крупу..., плохо - может разбиться).