Выступление на конференции по темеФормирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
И.С.Спасенкова, Е.И.Извекова
THE FORMATION OF THE VALUE OF THE RELATIONSHIP TO A HEALTHY LIFESTYLE AMONG JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS
I.S. Spasenkova, Е.I.IzvekovaАннотация
В работе предоставлен материал по формированию у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни, умении использовать полученные знания в повседневной жизни.
In the work provided material for the formation of the belief in students healthy lifestyles, ability to use the acquired knowledge to everyday life.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, современное образование, инновационная деятельность, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Formation of healthy lifestyle, modern education, innovation, preserving and strengthening the health of pupils.
Проблема состояния здоровья детей всегда стояла остро в нашей стране и вызывала серьёзную тревогу в обществе на самых разных уровнях, являясь важнейшей государственной задачей, так как именно дети определяют будущее страны, её генофонд, научный и экономический потенциал общества и, здоровье подрастающего поколения является одним из главных критериев, показателем социально-экономического развития страны. [1]В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что «одной из главных задач являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В послании Федеральному Собранию РФ президент России назвал основные ценности нашего государства: жизнь, благосостояние, здоровье тысяч людей, а также репутация и судьба великого народа». Это именно те вещи, «которыми нельзя поступиться» и «ради которых нужно бороться и побеждать». [2]
В этих целях, наряду с другими мероприятиями, необходимо построить систему обучения, устраняющую перегрузки и сохраняющую здоровье школьников, оптимизицирующую учебную, психологическую и физическую нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для поддержания полноценного здоровья педагогов и учеников, стимулирующих всех участников образовательного процесса заботиться о своём здоровье. [2]
Если раньше школа делала упор на усвоение некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты. Жизнь ставит перед образованием новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Нашему развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, практичные, ведущие здоровый образ жизни люди. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Совершенно очевидно, что именно при таком подходе здоровье ребенка следует рассматривать «как главное богатство нации. Именно за здоровье ребенка нужно сегодня бороться и побеждать.»[3]
Несмотря на такое внимание государства к проблеме здоровья подрастающего поколения, состояние здоровья российских детей, и, в частности, школьников до сих пор вызывает серьезную тревогу специалистов различных уровней, так как, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук продолжает снижаться.[ 3]
По данным Минздрава России, лишь 14% детей, поступающих в школу практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. При этом за время обучением в школе происходит резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.[3]
Каковы же причины сложившейся ситуации?
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, усложнение школьной программы, увеличение учебной нагрузки, ухудшение экологической обстановки, "сидение" за компьютером, которое прибавилось к "сидению" перед телевизором, а вместе с этим и снижение двигательной активности детей, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются причинами ухудшения здоровья детей во время учёбы. Многие дети уже при поступлении в школу имеют "целый букет" тех или иных отклонений от нормы как физического так и психического здоровья, а с переходом из класса в класс здоровье детей только ухудшается и поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие им навыков здорового образа жизни являются одной из приоритетных задач образования. Они получили социальное значение.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей.
Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед современным учителем, является сохранение здоровья детей, которые доверены нам нашим государством, родителями учеников. Учителю необходимо понимать всю меру ответственности, которая возлагается на него обществом. И если сравнить ответственность за формирование знаний, умения учиться и сохранение здоровья ученика, неизвестно, где мера ответственности окажется выше.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье школьников, воздействие так называемых «школьных» факторов, в том числе оказываемых на здоровье ребёнка непосредственно деятельностью педагога, составляет 20%, тогда как влияние медицины обеспечения оценивается лишь в 10-15%.[4]
Таким образом, первостепенной задачей педагога является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.           
 Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано непосредственно с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо так организовать свою деятельность, чтобы она максимально способствовала сохранению и укреплению  здоровья  учащихся. Применение новых технологий в образовательном и воспитательном процессе предполагает не просто создание учителем условий для сохранения здоровья школьников, но не менее важной задачей является формирование у детей понятия первоочередной ценности здоровья, желание и умение ребёнка заботиться о своём здоровье.
К сожалению, несмотря на все усилия правительства, школы и других социальных институтов, здоровый образ жизни пока не занял первое место в жизненных потребностях и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной задачей образования, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически. [4]
Литература
1.Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы
2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2008 г.
4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.