ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ПРИРОДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников
И. Н. Гелетканич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Начальное образование»
ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет
имени И.А Бунина», Елец (Россия).
Pedagogical conditions the formation of the valuable attitude(relation) to a nature at younger schoolboys
I.N. Geletkanich, candidate of pedagogic Sciences, docent of the Chair of basic education, "RUSSIAN SEI HPE «Eletskii State University and Bunin, Elets (Russia).
Современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации, направленностью на подготовку личности к активному освоению перемен, развитию творческого подхода к организации социально-значимой деятельности. Реализация важнейшей задачи концепции модернизации образования по обеспечению «инновационного характера базового образования» предполагает индивидуализацию и дифференциацию образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Следовательно, одной из главных задач современной школы, как важнейшего компонента модернизации и инновационного развития, является формирование личности, способной самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию развития в высокотехнологичном, конкурентном мире. К основным изменениям в характере обучения также относится ориентация на развитие творческого потенциала личности, способной выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром.
В этой связи особую актуальность приобретает формирование ценностного отношения к природе, которая является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей младшего школьного возраста. Наиболее значимыми для изучения процесса формирования ценностного отношения к природе у младших школьников являются исследования С.В. Алексеева, С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.Т. Гайсина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, А.Ж. Овчинниковой, Т.А. Соловьевой, И.Т. Суравегиной, А.К. Шульженко и др. Исследователями достаточно полно рассмотрены компоненты ценностного отношения к познанию природы и педагогические условия их формирования.
С гносеологических позиций познание природы младшими школьниками в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций (А.Н. Леонтьев); овладение познанными закономерностями окружающего мира (С.П. Баранов, А.А. Усова, И.С. Якиманская); ускорение индивидуального психического развития и деятельности младшими школьниками. Следует отметить, что первоначальное знание об объектах и явлениях природы младшие школьники получают через чувственный образ, в котором ведущую роль играют ощущение, восприятие и представление. С.П. Барановым, В.А. Сухомлинским, И.Д. Лушниковым, И.С. Якиманской справедливо отмечается необходимость управления чувственным познанием младших школьников.
Таким образом, возникает необходимость разработки педагогических условий, обеспечивающие эффективность формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников. Теоретический анализ проблемы и проведенный констатирующий эксперимент позволили нам выявить и реализовать на практике следующие педагогические условия:
- активизация личностного опыта учащихся, актуализация на его основе потребностей, мотивов и целей взаимодействия с природой младших школьников;
- организация процесса осмысления младшими школьниками выбора ценностных объектов в природе;
- использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в творческой деятельности младших школьников [3].
Взаимосвязь данных педагогических условий оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированного педагогом, и обеспечивает достижение определенного результата. Выделение первого педагогического условия связано с личностно ориентированным обучением и отражает теорию личностного развития младших школьников. Развитие мотивационного компонента личности и познавательного интереса является результативным побудителем, участвующим в формировании ценностного отношения к познанию природы у младших школьников, действующим на всех этапах учебной деятельности. Как отмечает С.П.Баранов, без развития познавательного интереса эффективная ориентация на личность практически невозможна, так как «только в сформированном “поле интереса“ происходит самовыражение личности, оценка ею своих способностей и возможностей» [2, с.105].
Реализация данного педагогического условия связана с систематизацией чувственных образов в процессе усвоения учебного материала и опирается на педагогические принципы индивидуализации, преемственности, перспективности, системности и научности, направленные на саморазвитие младшего школьника при изучении природы. С целью управления чувственным познанием младших школьников С.П. Барановым, В.А. Сухомлинским, И.Д. Лушниковым, И.С. Якиманской предлагается проводить целенаправленное, систематическое обогащение и уточнение чувственного опыта детей. Для того чтобы умело использовать чувственный опыт младшего школьника, необходимо знать этап познания, на котором находится ребенок, предвидеть движение мысли на этом этапе развития, противоречия, которые нарастают и требуют определенного разрешения. С точки зрения рассматриваемой проблемы С.П. Баранов выделяет следующие ступени познавательной деятельности младших школьников:
– накопление чувственных данных, формирование чувственных образов до систематического изучения закономерностей. На этом этапе возникают и формируются некоторые элементы абстрактной мысли, однако преимущественное значение в умственном развитии детей имеет запас чувственных образов;
– движение мысли от конкретного, образного содержания к абстрактному. Это период первоначального усвоения знаний, как бы вхождения ребенка в мир закономерностей. Главное, внутреннее противоречие здесь состоит в том, что в чувственных образах ребенок представляет конкретный мир предметов, явлений, их связей. Обнаруживается сильнейшая тенденция к тому, чтобы представить предмет, явление (о котором идет речь) с многих его сторон. В абстрактном мышлении ребенок односторонне отражает предмет, явление, т.е. входит в мир внутренних связей и отношений, закономерностей, и субъективно теряет конкретный чувственный образ предмета. Поэтому важно обеспечить в познавательном процессе движение мысли ученика от образного к абстрактному;
– развитие абстрактной мысли, т.е. изучение закономерностей; в учебной деятельности – овладение содержанием произведения. В процессе формирования понятий развивается абстрактное мышление. При этом чувственное познание сопровождает развитие абстрактной мысли и незримо влияет на процесс развития понятийного мышления;
– движение мысли от абстрактного к конкретному. Это более высокий уровень познания, он имеет существенное значение в формировании мировоззрения;
– конкретное как высшая форма обобщенного познания. На этой ступени познания реализуется возможность представления мира на основе изученных закономерностей, понятий, идей [1].
Второе педагогическое условие нашего исследования связано с организацией процесса осмысления младшими школьниками выбора ценностных объектов в природе. Процесс формирования ценностного отношения к познанию природы происходит на основе систематизации результатов целенаправленного восприятия окружающей действительности, усвоение первоначальных научных понятий и закономерностей природы, изучении взаимосвязей, где конкретно выясняются взаимозависимости живой и неживой природы, а также жизнедеятельности человека и природы и т.д.
Цель третьего педагогического условия является формирование у младших школьников ценностного отношения к познанию природы в разнообразных формах творческой деятельности и связано с созданием особой эстетической образовательной среды в начальной школе, обеспечивающей комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения младшего школьника при взаимодействии с окружающим миром.
Содержательный компонент реализации данных педагогических условий формирования у младших школьников ценностного отношения к познанию природы опирается на предметные научные знания, опыт творческой деятельности и опыт ценностных отношений, основанных на познании закономерностей природы, в процессе которых происходит развитие личности ребенка, формирование его экологической культуры, осмысление ценности природы для человека. Содержательные характеристики природоведческих знаний мы рассматриваем с категорий: предметная отнесенность, категориальность, логико-гносеологические и психолого-педагогические свойства. По объектно-предметной отнесенности включены знания, отражающие основные объекты неживой и живой природы планеты Земля. Знания, имеющие категориальные характеристики, представляют собой знания о функциональных связях окружающего мира. Представления, понятия, факты, понятийные системы, закономерности отражаются в логико-гносеологических характеристиках. Понятия об отдельных объектах и явлениях природы не только развивают естественнонаучное мышление младших школьников, но и способствуют формированию целостной картины мира.
Однако процесс формирования ценностного отношения к познанию природы не может быть рассмотрен без операционного (процессуального) компонента. Технология реализации педагогических условия зависит от типа обучения, направленного на осмысление духовно-нравственной ценности природы младшими школьниками, и зависит от характера изучаемого материала. Материал авторской экспериментальной программы позволил нам выделить наиболее эффективные типы обучения в процессе познания природы младшими школьниками: информационно-репродуктивный, проблемно-эвристический, исследовательский.
Информационно-репродуктивный тип обучения соответствует целостному, описательно-фактологическому характеру материала, организации действий ученика с объектом изучения. Ведущими методами обучения данной системы являются информационный рассказ, наблюдение, упражнение, демонстрация, практическая работа по образцу, схеме или стандартной заготовке с элементами творчества. Проблемно-эвристический - предполагает изложение логически-доказательного материала методами рассуждающего изложения, эвристической беседы с вовлечением младших школьников в творческую практическую и поисково-исследовательскую деятельность. Для данного типа обучения характерна актуализация знаний о путях решения сходных задач, самостоятельная мотивировка воспроизведения хода решения поставленных вопросов. Исследовательский тип обучения предполагает изучение целостного, образно-эмоционального материала методами проблемного изложения, рассказа-описания, демонстрации, реконструкции, иллюстрации. Учащимся предлагаются проблемные задачи для поиска самостоятельных решений. При использовании каждого типа обучения, основная задача – осмысление младшими школьниками ценности природы – осуществлялось по четырем направлениям: духовно-нравственному, чувственно-эмоциональному, деятельностно-операционному и художественно-эстетическому.
Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективно процесс формирования ценностно-смысловых отношений школьников к природе происходит при использовании игровых и проектно-исследовательских технологий, обеспечивающих приобщение младшего школьника к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового, неизвестного для него ранее, в которой удовлетворяется потребность личности в реализации ее внутреннего потенциала. Опыт использования этих форм обучения показал, что формирование ценностного отношения к природе посредством общения в игровой ситуации подготавливает младших школьников к будущей практической деятельности, позволяет отразить соизмеримость законов гармонии взаимодействия природы и человека, задействовать внутренние резервы самоопределяющейся личности; делает личностно значимым все то, что на уроках обычно ограничено рамками программы. Результативный компонент реализации педагогических условий формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников включает: сформированность умений эмпирического и теоретического познания природы и способов выражения эмоционально-ценностного отношения к ней, а также умений младших школьников отражать природу в творческой и изобразительной деятельности.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил прийти к выводу о том, что формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников зависит от многих обстоятельств: от создания особой эстетической воспитательно-образовательной среды в начальной школе; организации процесса восприятия и взаимодействия с природными объектами с опорой на субъективный личностный опыт учащихся; систематизации знаний учащихся через разработанную систему творческих дел, направленных на осмысление младшими школьниками ценностей природы; определённой технологии реализации педагогических условий формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников.
Литература:
1. Баранов, С.П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа / С.П. Баранов, А.Ж. Овчинникова. - М., МПГУ, 2003.
2. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении / С.П. Баранов.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
3. Гелетканич, И.Н. Формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников природе Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01/.И.Н. Гелетканич – Елец, 2011.