Окружающий мир Кто такие птицы?

Урок окружающего мира 1 класс
Тема: Кто такие птицы?
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Задачи:
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах;
содействовать развитию у детей умений общаться;
воспитывать чувство взаимопомощи.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы  животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Проверка изученного материала
- Кто вспомнит, что мы изучали на предыдущих уроках? (кто такие насекомые, кто такие рыбы)
- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб. (слайд 2)
- Слева или справа находятся насекомые?
- А рыбы?
- По каким признакам вы догадались, что это насекомые?
- Молодцы!
- У вас на партах лежат карточки и конверты. Откройте.
- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.
- Кружочками закройте рыб. Квадратами – насекомых. Проверьте друг у друга. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки.
(учитель проверяет работу во время выполнения)




- Замечательно. Скажите, а всех вы животных закрыли фишками? (нет)
- Кто остался? (птичка)

Сообщение темы и целей урока.
- Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (кто такие птицы)
- Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться? (план на доске)
- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
- Ребята, а давайте заглянем в гости к муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чем говорил муравьишка Черепахе.
Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные,  подумал я,  но все они умеют летать Наверное, все они  птицы“. А вы как думаете, ребята?»

Открытие новых знаний.
- Давайте откроем учебник на с. 24. Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они  птицы? (Дети говорят, что курица  птица, бабочка  насекомое.)
- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь  птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит  мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо».
- Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы. (слайд)
Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья. Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике)
(слайд с белкой и летучей мышью)
- «Тело летучей мыши покрыто шерстью, а крылья у нее перепончатые. Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица  птица. Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.)
- Не случайно птиц часто называют „пернатые“».
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево вправо Приседанье сделал справно Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх.
- Итак, мы узнали о птицах очень много. Кто скажет, что мы уже узнали?
- Посмотрите на Мудрую Черепаху, она украшена перьями, а чьи это перья?
Распустила хвост жар – птица Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес павлин.
- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье? Но яркая окраска перьев важна птицам для маскировки. Как человек использует перья?
- Посмотрите чье перо изображено в учебнике. Как вы думаете, почему рядом изображена чернильница?
Знакомство со средой обитания и разнообразием птиц.
- Расскажите, где вы встречались с птицами? (работа в парах)
- Соотнесите рисунки с названием мест обитания птиц (чертим дорожки карандашом)



Птичий двор



Лес



Пруд


- Отметьте значком домашних птиц. Вспомните птиц родного края.
(слайд с птицами)

Закрепление изученного
- Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир.
- Сегодня к нам в класс пришло тревожное письмо от птички-синички. Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей). Беседа о бережном отношении к пернатым.
- Какая птичка улетела из домика? (слайд)
Подведение итогов
- Что узнали на уроке? Что особенно понравилось, запомнилось?
- Что вызвало трудности?














Голдина Лилия Вильевна, учитель начальных классов МОУ «ООШ№15» г. Миасса





Рисунок 0Рисунок 3Рисунок 1Рисунок 315