Методические рекомендации по формированию метапредметных умений у учащихся через развитие коммуникативной компетентности.

Методические рекомендации по формированию метапредметных умений у учащихся через развитие коммуникативной компетентности.

«Точность мысли обусловливает точность выражений»
Гюстав Флобер
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель

Одна из ключевых проблем результативности работы учителя и школы – это проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся. Безусловно, необходимо осознанное понимание педагогами необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных занятий, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной культуры учащихся.
Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворённость и успех на уроке.
Если ученик разовьёт в себе умения активно общаться в ходе учебных занятий, а учитель поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастает не только эффективность урока, но изменится отношение и взрослого, и ребёнка к выполняемой работе.
Главным критерием оценки учебных достижений ученика является его устный ответ на уроке, и именно школа, учитель, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся на уроке, решает вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной среде.
Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику не только возможность повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы
речевой коммуникации
Диалогические формы
речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью
Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью
Учебная беседа в парах

Рассказывать
Учебная беседа в группах

Пересказывать
Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы
Дебаты

Сообщать
Переговоры

Докладывать
Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы
Ролевая игра

Аргументировать
Театрализация

Ассоциировать
Блиц-турнир

Критиковать
Учебный ринг

Доказывать и опровергать
Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение
Защита проекта


Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению.
Речевая компетентность ученика формируется через
Обучение содержанию предмета
Исследовательский аспект учебной коммуникации
Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации
Личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и их определения, даты, формулы и т.д.)
1. Умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и ставить его.
1. Развитие умений слушать.
1. Формирование навыков общения.

2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология, феномены)
2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
2. Развитие умения участвовать в беседе.
2. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.

3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.
3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
3. Формирование учебной мотивации.

4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы)
4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
4. Развитие умения дискутировать и презентовать вопрос, тему, проблему.
4. Развитие критического мышления.


5. Качество оформления изучаемого материала.
5. Развитие умений интеграции и кооперации.
5. Формирование вовлечённости в общее дело.


6. Умение представлять и презентовать изучаемый материал.
6. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.
6. Формирования доверия к себе и другим.




7. Способность к глубокой творческой деятельности.




8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям.


3 этап - отработка умений сотрудничества











2 этап - приобретение умений















1 этап - под руководством учителя















дифференциация коммуникативной компетенции на уроках
Составляющие компетенции
Репродуктивный уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень

Письменная коммуникация
1. составление простого плана.
2. выписка определений.
3. составление вопросов и ответов на них.
4. распознавание веществ по алгоритму.
5. заполнение таблицы путём комментированного чтения.
1. составление развёрнутого плана.
2. составление текстового конспекта.
3. составление теста, альтернативного диктанта, «лото».
4. распознавание веществ путём эксперимента.
5.самостоятельное заполнение таблицы.
6. написание сообщения.
1. составление рассказа с ошибками, ОК, кроссворда.
2. решение проблемных и усложнённых задач.
3. составление характеристики химического вещества, географического и биологического объекта.
4. написание творческой, исследовательской работы, сообщения.

Публичное выступление
1. воспроизведение информации по тетради и по алгоритму.
2. воспроизведение определений, текста.
1.воспроизведение
информации ОК.
2. рассказ текста по плану.
3. ролевая игра, театрализация.
4. высказывать своё мнение о .
1. свободный пересказ.
2. презентация рефератов и докладов.
3. анализ документов.
4. определение и озвучивание причинно-следственных связей.
5.репортажи с места событий, путешествий.

Диалог, полилог
односложные ответы в ходе фронтальной беседы.
работа в парах по отработке определений, поиску географических объектов «ты-мне, я-тебе».
1. интервью и опросы.
2. защита проектов.
3. дебаты «за и против»

Продуктивная групповая коммуникация
Только под контролем учителя и сего помощью: дополни схему, найди примеры.
Умеют распределять обязанности, но требуют постоянного контроля со стороны учителя, используют дополнительную литературу, предложенную учителем.
Самостоятельно распределяют роли, выбирают форму оформления, оценивают друг друга, анализируют свою деятельность, используют дополнительную литературу, подобранную самими учащимися.





- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемной темой;
- комментировать вопросы и ответы
- делать сообщения
- рассказывать логично и последовательно.


- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
- умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
- умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.


- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести её;
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.




15