Мастер-класс «Создание условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников»


Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно – это человеческое общение.
Антуан-де-Сент-Экзюпери
Сегодняшний ученик начальной школы значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв, цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве, навыков обратиться к взрослому, к ровеснику с элементарным вопросом - до умения читать бегло, объяснять смысл прочитанного, сравнивать, обобщать и общаться на равных с любой возрастной категорией. Поэтому условия современной жизни диктуют нам необходимость формирования креативной личности, владеющей информацией, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, уметь общаться и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.
Младший школьник должен владеть такими коммуникативными навыками как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Вот поэтому мой мастер-класс и называется «Создание условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников»
Творческое упражнение «Ритуал приветствия»
Цель: Развивать фантазию, творческое начало, чувство доброжелательного отношения друг к другу.
- Любая встреча начинается с приветствия.
- Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Сейчас мне нужны два добровольца, которые покажут, как выглядит типичное русское рукопожатие... Кто видел другие формы приветствия? Может быть, мы можем продемонстрировать их друг другу?
Сейчас вы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Тогда на следующей неделе мы будем здороваться именно таким способом.
Сначала каждый выбирает себе партнера. Теперь у вас есть время, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.
(Пусть все пары покажут свои изобретения. Вытяните жребий и объявите имена победителей.)Упражнение «Плохое настроение»
Цель: Развивать чувство эмпатии.
- У каждого человека может быть плохое настроение и окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое настроение человека.
Послушайте одну историю:
- Один мальчик пришел в школу в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спокойно спросил : «Ты имеешь в виду, что тебе хочется играть с другими детьми?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался понять.
- Мы, учителя, должны сами видеть и научить детей видеть , понимать причину и научиться правильно реагировать на плохое настроение человека.
- А сейчас я хочу обратиться к моим помощникам, как к коллегам. Назовите несколько человеческих чувств – волнение, восторг, грусть, безразличие, удивление, раздражение, благодарность, счастье, радость. (запись на доске)
- Насколько важно для эффективного общения понимать и разделять чувства собеседника?.... Поприветствуйте ребят в классе, произнеся реплику с выражением чувства.
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных компетенций учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
На уроках учителя часто используют групповые формы работы. Взаимодействуя в группах, учащиеся обязаны понимать, что внутри группы всем участникам необходимо договориться между собой о последовательности выполнения действий при решении задания. Именно чувство ответственности за собственные действия и действия других формирует у учащихся умение общаться, договариваться, воспитывает чуткое отношение к сверстникам.
Упражнение «Групповое решение проблем»
Цель- учить групповому решению проблем
Попросите класс назвать три проблемы, часто возникающие во взаимоотношениях с одноклассниками
Выберите одну проблему (Маленький начальник)
-Знаете ли вы людей, которые всегда всем указывают, что надо делать? Не называйте, пожалуйста, имен, а просто расскажите, как такие люди себя ведут...
Давайте поищем возможные решения проблемы: - Как поступить с людьми, которые хотят всем указывать?
(мозговой штурм)
- Когда кто-нибудь пытается командовать мною, я просто говорю ему, чтобы он не задавался.
-Я просто говорю в таких случаях, что не люблю, чтобы мной командовали.
- Почему бы вам просто не отойти в сторону, если кто-то пытается вами командовать? Я всегда именно так и делаю.
- Надо уметь слушать, но и надо уметь решать самостоятельно и думать самому.
- Не стоит поступать по советам других, надо обдумывать и советы спрашивать у тех, кому ты можешь доверять.
Запись на доске процесса группового решения проблемы
- отойти в сторону
- прервать командующего
- тактично остановить командующего
- слушай тех, кому доверяешь
- будь самостоятельным
5. Работа в группе
- Выберите три наиболее понравившиеся идеи и на цветных полосках запишите и «оцените» их. Самая лучшая идея – 15б. –красная полоска, хорошая идея – 10б. – желтая полоска, неплохая идея – 15б – зеленая полоска.
6. Подсчитайте, сколько балов набрала каждая идея, попросив детей поднимать вверх полоски. Предложите желающим прокомментировать ситуацию.
Вопросы:
- Чем именно ценно это упражнение?
- Какими еще способами можно принимать решения в группе?
- Какие навыки понадобились группе для решения проблемы?
- Тебе понравилась работа в группе?
- Как ты оцениваешь свое личное участие в группе?
— Надо ли следить за собой, чтобы не быть временами маленьким начальником?
— Надо ли, наоборот, попытаться быть немного похожим на маленького начальника?
- А учитель – это большой или маленький начальник?
Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций- Работая в группе, мы сталкиваемся еще и с проблемой «Умение слушать и слышать».
Упражнение: "Учимся слушать".
Цель: обсуждение темы слушания.
- Давайте вместе проанализируем понятия "слушать" и "слышать", уточним их значение.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий:
Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать.
Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.
- Перед нами приемы правильного слушания. Каждая группа поработает сейчас с одним приемом, а затем нас познакомит с ним.
1.Сосредоточься на том, что говорит собеседник.
Сознательно сосредоточься на том, что тебе говорят. Постарайся свести к минимуму внешние помехи, например, телевизор или телефон. Повернись лицом к говорящему. Поддерживай с ним зрительный контакт. Помни, что люди хотят общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.
2.Не бойся переспрашивать.
Если тебе не ясно, о чем говорит собеседник, ты должен дать ему это понять — задай вопрос или попроси повторить. Как может кто-нибудь узнать, что ты его не понимаешь, пока ты сам не скажешь об этом?
- Часто на вопрос учителя: «Все понятно?», дети отвечают: «Да», а потом оказалось, что ничего не понятно. Что произошло: неудачно пытался узнать: понял ли тебя собеседник.
«Ты хочешь что-то уточнить? Что по-твоему можно получить в результате? С чего ты думаешь начать?»
3.Наблюдай за говорящим, его мимикой и жестами.
Следи не только за тем, что говорит человек, но и как он при этом выглядит. Обращай внимание, совпадают ли его мимика и жесты со словами или противоречат им.
-Давайте проверим, хорошо ли мы умеем слушать?
Упражнение: "Инструкции".
Цель: тренировка искусства слушания.
(Для игры нужно 3 добровольца. Они выходят за дверь, остальные становятся наблюдателями. Задача добровольцев - правильно и максимально полно пересказать текст, озвученный им предыдущим участником. Делают они это по цепочке. Ведущий читает текст (один раз, без повторений) первому добровольцу (остальные ждут за дверью). Далее заходит второй доброволец, и первый рассказывает то, что услышал.
Вопросы для обсуждения:
какие вещи были сложнее для запоминания?
что помогло услышать собеседника?
помогал ли собеседник как-то, может жестами?
смотрели ли в глаза, когда говорили?
Пример текста: Далеко-далеко, за 370 тысяч километров отсюда, в Розовой Стране, в Цветочном городе, на зеленой улице, в маленьком доме с голубыми окошками жил смешной человечек по имени Джек.
Упражнение «Слушаем тишину"
Цель: настрой на заключительный этап в работе группы.
- Послушаем тишину. Что мы услышали?
Многого мы не слышим в жизни, так как не слушаем, заняты другим.
Современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст. При работе на компьютере в интернете используется упрощённый, «спрессованный», сленговый язык общения. «Технизация» языка опасна при развитии коммуникативных способностей наших детей.
(видео отрывок из урока – выступление экскурсовода)
- Почему выступление ученика все внимательно слушали?
- Он говорил правильно.
Упражнение: "Как говорить правильно» (ответы группы)
- А чтобы говорить четко и правильно произносить слова, на своих уроках я использую много скороговорок.
От топота копыт пыль по полю летит.
- Часто на уроках мы видим, что дети устали, отвлекаются. Проведите упражнение «Посылай хорошие чувства». Это хороший помощник в развитии коммуникативных навыков.
Упражнение «Посылай хорошие чувства»
Цель: Развивать фантазию, воображение, дружелюбие.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в нашем классе..., и пошли всем немного своего света...
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется наша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.
Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Открытый республиканский конкурс
мастерства педагогов
«45 минут славы»
Мастер –класс
«Создание условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников»
Домаскина Е.В.
учитель начальных классов
КУ «Общеобразовательная школа
I-IIIступеней №2
города Енакиево»
2016г.