Литературный ринг.Урок повторения по разделам учебника литературы.





На протяжении нескольких лет работаю над проблемой : « Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.» Поэтому , на своих уроках использую такие формы и методы , которые направлены на развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся.Уделяю большое внимание театральному искусству и выразительному чтению учащихся , использую репродукции картин известных художников , прослушиваю музыкальные произведения русских , казахских и зарубежных композиторов. Считаю продуктивной методику интерактивного обучения . Активно работаю по внедрению рекомендаций и передового опыта таких педагогов как Шаталов , Лысенкова , Амонашвили , Караев.
Активизировать творческую деятельность учащихся мне помогают сочинения , кроссворды , ребусы , деловые игры , творческие задания .По форме свои уроки я строю в виде путешествий , соревнований , вернисажей , интеллектуально - познавательных игр.
Это один из моих уроков построенный по этим принципам.

Урок литературы в 4 классе
    Тема урока : Обобщение и систематизация знаний по разделам учебника литературы.
Цель:
    В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных пройденных произведений.
    Задачи:
    1) Обучающая: Систематизация знаний полученных учащимися по изученным разделам учебника литературы.
    2) Развивающая: развитие логического мышления учащихся , создание условий для творческого развития личности ребенка на уроке.
    3) Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению и любовь к книге .  
   Форма урока : «Литературный ринг».
Оборудование : плакат « Книгу прочитал - умнее стал , музыкальные заставки , секундомер и колокольчик для отсчета времени эмблемы для капитанов команд , книжные выставки, интерактивная доска , электронный учебник.
Ход урока:
    I. Организационный момент.
    1 Построение команд.
    2. Выборы капитанов.
    II. Разминка команд Игра: «угадай - героя»
    1 .Всех на свете он добрей,
     Лечит он больных зверей.
     И однажды бегемота,
     Вытащил он из болота.
     Он известен, знаменит
     Это доктор ...( Айболит).
    2. На сметане мешен,
     На окошке стужен.
      Круглый бок, румяный бок,
     Покатился... ( Колобок).
    3. Для него прогулка праздник.
    И на мед особый нюх,
     Это плюшевый проказник
    Медвежонок... (Вини - Пух).
    4. Всех он любит неизменно,
     Кто б к нему не приходил
     Догадались ? Это.
     Это Гена... (Крокодил).
    
III. Вступительное слово учителя.
    Наш сегодняшний урок пройдет в виде соревнования , под названием « Литературный ринг».
     Так как, он будет состоять из трех раундов - как в настоящем соревновании на боксерском ринге . Только соревноваться вам надо не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги - злые и коварные Карабас - Барабас и синьор Помидор. Словом , мы побываем в стране литературных героев в разных ее областях - поэзии и детектива, загадок и развлечений.
     В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется «Молодцы» , а вторая - «Умники».Теперь я попрошу капитанов команд пожать друг другу руки и дать обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянетесь ? Тогда получите ваши отличительные знаки-эмблемы. Конечно, для того , чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи - жюри.
     Сегодня членами жюри согласились быть ( представляю членов жюри).Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. Итак, команды готовы. Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для его торжественного открытия я предлагаю вспомнить пословицы об учении (ответы учащихся из двух команд). А моя самая любимая пословица такая : « Чтение- вот лучшее учение» А почему это так , вам подскажет плакат , который украшает нашу аудиторию.(чтение пословицы хором: : «Книгу прочитал - умнее стал ») Я объявляю первый раунд. В нем три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок. Звучит Прелюдия № 7 Ф.Шопена . Эта музыка настроила нас на возвышенный лад , потому что первый раунд мы решили посвятить области страны литературии , которая называется «Поэзия» А вы любите стихи ? Сейчас я проверю , хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся - я начну читать стихотворение , а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. (Читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений.)
IV.Основная часть :
     1. Раунд «Поэзия ». Тур «а».
    1. Попрыгунья Стрекоза
     (И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»)
    2. Знайте , вот что не безделка:
    Ель в лесу , под елью белка...
    (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
    3. Чародейскою зимою
     Околдован лес стоит
     (Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».)
    4. Печальная береза
     У моего окна
     ( А.А.Фет «Печальная береза».)
    5. Tри девицы под окном
     Пряли поздно вечерком.
     ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
    6. Еду.Тихо.Слышны звоны
     Под копытом на снегу
    ( С.А.Есенин.» Пороша».)
     Я смотрю , вы хорошо знаете поэзию , жюри предстоит нелегкое решение - выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше.
I. Раунд «Поэзия» тур «Б»
     Второе задание поэтического раунда - кто больше найдет риф к заданному слову. Капитаны возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово - «урок». Жду 30 секунд, а учащиеся пишут рифмы к этому слову. Второе слово - «работа» (Действия прежние)
1. Раунд «Поэзия» тур «В»
     Последнее состязание поэтического раунда - надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком , угадав его по окончаниям строчек. Я называю вам рифмы , а вы вспоминаете стихи и их автора.
    1. сосновых , суровых , моя , меня.
    (А.С.Пушкин «Няня»)
    2. ручьи , соловьи , весною, листвою.
   ( А.Н.Плещеев «Весна»).
    З.золотые , речные , затона , небосклона.
     (С.Н.Есенин «С добрым утром».)
    4. кругом , над лугом ,цветущий , ползущий .
     (А.Блок. «Полный месяц встал над лугом»)
    5. гуляет, подгоняет , в волнах , парусах .
    (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
    6. моя , края .
   ( Плещев «Птичка»)
     Первый раунд завершен. Я убедилась , что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы.
     Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда ? (жюри сообщает итоги начальных соревнований).
     Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
     В каком фильме звучит это музыка ? . Вы угадали , но знаете ли вы такое слово - детектив ? Это вид литературы , в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Второй наш раунд - детективный. И вам предстоит определить , о каком из героев идет речь , по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика есть специальная картотека , куда он заносил приметы интересующего его гражданина . Вот посмотрите , какие литературные персонажи попали в нашу картотеку, (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего )
    
2 раунд. «Детективный « тур «А»
    С начала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку , в которой он жил прослушав слова его песенки.
    1. Ваша .мама пришла, Молочка принесла.
    Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»,
    2. Не садись на пенек,
    Не ешь пирожок,
    Неси бабушке,
    Неси дедушке.
    (Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».
    3. Еду , еду в Африку,
     В милые края !
    Африка, Африка ,
    Родина моя !
    (Обезьяна Чичи из книги К.Чуковского «Доктор Айболит».)
    4. Мишка очень любит мед,
     Почему? Кто поймет?
    В самом деле почему ?
    Мед так нравится ему?
    (Винни Пух из книги А.Милна «Винни-пух и все, все, все».)
    5. Птичка польку танцевала
     На лужайке в ранний час:
    Нос налево, хвост направо,
    Это полька Карабас.
   ( Куклы из сказки А.Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино».)
    6. Эй, бескрылый человек,
     У тебя две ножки,
    Хоть и очень ты велик ,
     Едят тебя мошки !
    (Пудик из сказки М.Горького «Воробышко»)
    
2 раунд. Детективный тур «Б».
    Теперь узнайте героя по событию ,которое случилось в его жизни.
    1. Была младшей дочерью морского царя. У нее была чистая и нежная кожа , как лепесток розы , с глазами синими и глубокими , как море. Ради любви она пожертвовала своим голосом , а впоследствии обратилась в морскую пену.
    «Русалочка».
    2. Живя в давние времена , он был добрым и справедливым правителем. Ради спасения голубя пожертвовал куском мяса своего тела.
     «Царь Ушинара».
    3. Единственный мальчик на свете , который никогда не вырастал.
    «Питер Пэн».
    4. Она росла у самой канавы , в мягкой зеленой траве и дружила с жаворонком. А затем была выброшена ребятами на пыльную дорогу.
     «Ромашка».
    5. У него было лицо белое , кудри его были, как лепестки нарцисса , а губы -как лепестки алой розы , и глаза как фиалки , отраженные в прозрачной воде ручья, И был он строен , как цветок , выросший в густой траве. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым , гордым и жестоким.Он не узнал в нищенке своей матери , за что был наказан.
    «Мальчик звезда».
    6. Он был одним из самых любимых героев древней Греции и по велению верховного бога Зевса , он должен был служить трусливому царю Микен Эврисфею и совершить 12 подвигов.
«Геракл».
    7. В старой Англии про него сложено немало легенд. Он был вольным стрелком , тех кто обижал простой народ жестоко наказывал.
     «Робин Гуд».
    
2 раунд. Детективный тур «В»
    Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот» по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.
    1. Голова его набита опилками.
    «Винни-Пух»
    2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за которой вдоволь наплачешься.
«Чиполлино»
    3.Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. Он вырезал из чурбана необычную куклу с длинным носом.
«Джузеппе из сказки «Золотой ключик».
    4.Африканское животное , у которого хвост и мех были как у маленькой кошки, а голова и все поводки - как у ласочки. Он спас мальчика и всю его семью от кобр, которые жили у них в саду.
«Рики-Тики-Тави».
    5.Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли . «Тигр Шерхан».
    6.Этот сказочный персонаж , всегда носил с собой масленку , чтобы не заржаветь во время дождя.
«Железный дровосек».
    7. Был сыном мергена , выделяясь среди своих сверстников невиданной силой : он мог скрутить , как ягненка огромного волка , а спокойствием усмирить свирепого дракона. Сильный и отважный всегда приходил на помощь слабым и обиженным , был добрым и справедливым.
«Ер-Таргын».
    8. Он был стройным и красивым мальчиком, довольно высоким для своих 12 лет. Впоследствии получил прозвище Карлик нос . Как звали этого героя ?
  «Якоб».
    Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу , что вы проявили себя , как настоящие сыщики - детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями.
    
    Жюри сообщает итоги второго раунда.
    Последняя , заключительная встреча предстоит вашим капитанам.
    Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.
    
3 раунд. «Конкурс капитанов».
  Ну как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране ? Тогда - первое задание.
    Какие слова надо произнести, чтобы:
    1. Вызвать Сивку-Бурку ?
     Сивка-бурка,
    Вещий каурка.
    Встань передо мной ,
    Как лист перед травой.
    2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами ?
     Симсим, открой дверь !
    3. Сварить кашу в волшебном горшочке ?
    Раз, два, три , горшочек, вари !
    4. Исполнить повеление волшебной щуки ?
    По щучьему веленью, по моему хотенью.
    
Переходим ко второму заданию. А теперь я буду называть зверя из литературного произведения, а ваше задание - как можно скорее вспомнить и произнести его имя.
    Медведь (Балу)
    Пантера (Багира)
    Шакал (Табаки)
    Питон (Каа)
    Вожак волчьей стаи (Акела)
    Мангуст (Рики-Тики-Тави)
    Черепаха (Сарли)
     Последнее задание для капитанов .Оно требует некоторого обьяснения. Помните как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте ? Кто скажет какую фразу она предложила ему для диктанта ? Верно - «А роза упала на лапу Азора». Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему ? Потому что эта фраза одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Таких фраз в русском языке много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот здесь у меня имеются два плаката, на которых написаны задания для капитанов. Пожалуйста , капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.
    (Капитаны команд читают свои фразы и находят в них исключения).
    Фразы для 1-го капитана:
    Лев волов вел.
    Вор влетел в ров.
    Зубы на полку лезут.
    Ковал поп поплавок.     

Фразы для 2-го капитана:
    Около меня не молоко.
    Конус и рисунок.
     Конфеты есть-не фокус.
     Коту тащат уток.
    (В каждом наборе фраз исключением - не палиндромом-является третья).

V. Подведение итогов «Литературного ринга».
    1.Заключительное слово учителя : Я благодарю Вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило олимпиады : главное в олимпиаде - не победа, а участие. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.
    VI.Выставление поурочного бала.
    Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.

15