План-конспект по математике: Решение задач на движение вдогонку, 4 класс


Цель (с позиции учителя): познакомить учащихся с новым видом задач на
движение вдогонку, сформировать понятие о
скорости сближения при движении в одном
направлении, закрепить умение решать задачи на
движение.
Цель (с позиции ученика): научиться решать задачи на движение вдогонку.
Задачи: - учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения
данной темы;
- формировать умение решать задачи на движение вдогонку;
- вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные
навыки;
- формировать навыки межличностного общения, умение работать в
группе;
- развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение),
творческие и познавательные способности учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Самоопределение к деятельности (учащиеся создают круг радости)
Учитель:
Слайд 1.
- Прочитайте девиз урока « Бороться и искать, найти и не сдаваться».
- Как вы его понимаете? Попробуйте связать девиз с уроком математики.
- Где вы можете встретить трудности? (в решении примеров, задач)
- Как вы думаете, почему встречаются трудности?
- Пожелаем друг другу удачи.
Учащиеся высказывают друг другу пожелания.
Учитель:
***
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука.
Интересная наука-
Математика!
- Тема урока: Решение задач на движение вдогонку. Чтобы урок был интересным, предлагаю отправиться в путешествие на остров задач. Поплывём на корабле, который построим сами.
2.Минутка чистописания.
-Назовите число, в котором 8 ед. 3 класса, 45 ед. 2 класса и 245 ед. 1 класса.
-Каркас корабля готов.
Вопрос: Как называется это число?
-Паруса натянули.
Вопрос: К какой группе чисел (чётные или нечётные) относится это число?
-Капитан корабля у штурвала.
-Назовите предыдущее число.
-Назовите число, которое на 2 дес. больше данного.
-Отправляемся в плавание.
Слайд 2.
3.Устный счёт.
а) Индивидуальная работа по карточкам (6 учащихся)
Слайд 3.
-Встреча с дельфинами в открытом море.
Задания по уровням (выбор карточки- дельфина по цвету)
Красная карточка (сложный уровень)
Задание: выполнить чертёж и решить задачу.
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали две машины. Первая машина ехала со скоростью 80 км/ч, а вторая 70 км/ч. Через 4 часа они встретились. Каково расстояние между двумя городами?
Жёлтая карточка (средний уровень)
Задание: определить порядок действий и найти значение выражения.
16320 – 19936 : 32 * 7 + 876 =
Зелёная карточка (низкий уровень)
Задание: выполнить вычисления столбиком и сделать проверку.
2403 * 93 94770 : 45
б) Задание повышенной трудности для одарённых учащихся (4 учащихся)
Слайд 4.
- Встреча с гигантским осьминогом.
Работа в группе.
Задание: с помощью предметов проиллюстрировать текстовую задачу, построить чертёж и решить задачу. (учащимся выдаётся лист, фломастеры и модели вертолёта и самолёта)
***
Из двух городов, расстояние между которыми 600 км, вылетели одновременно самолёт и вертолёт в одном направлении. Скорость самолёта – 500 км/ч, скорость вертолёта – 200 км/ч. Через какое время самолёт догонит вертолёт?
в) Общеклассная работа с остальными учащимися класса
Слайд 5.
-Встреча со стаей акул.
Математический диктант. (каждому учащемуся раздаётся модель акулы, на ней записываются ответы математического диктанта). После выполнения задания проводится взаимопроверка).Задания:
-частное чисел 780 и 30
-1 слагаемое - неизвестно, 2 слагаемое - 280, значение суммы равно 306. Чему равно 1 слагаемое?
-38 увеличить в 6 раз
-на сколько 457 больше 298?
-произведение чисел 480 и 4
-сумму чисел 48 и 42 разделить на 2
-9² увеличить на 34
-делимое – 680, делитель – 2. Чему равно значение частного?
-уменьшаемое – 258, вычитаемое – неизвестно, значение разности равно 126. Чему равно вычитаемое?
-какое число увеличив в 5 раз получишь 75?
г)Физминутка (гимнастика для глаз)
Слайд 6.
4.Постановка учебной цели.
а) Повторение соотношений между величинами в задачах на движение
-Вот и остров задач.
Слайд 7.
Вопрос: В решении задач какого вида необходимы единицы измерения времени?
Вопрос: Какие данные используются в задачах на движение?
Вопрос: Какими символами принято обозначать эти данные при записи формул?
Вопрос: Как найти скорость?
Вопрос: Как найти время?
Вопрос: Как найти расстояние?
Слайд 8.

Вопрос: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении с отставанием?
Слайд 9.
Вопрос: Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении вдогонку?
Слайд 10.
б) Проверка выполненного задания группой ребят
-Ребята попытались решить задачу на движение вдогонку. Посмотрим, что у них получилось. (Анализ выполненного задания повышенной трудности группой ребят).
в) Знакомство с новым материалом на основе выполненного задания группой ребят
Слайд 11.
Учитель.
-Прочитайте внимательно условие задачи.
Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы:
Вопрос: Что нужно узнать?
Вопрос: Что известно?
Вопрос: Назовите направления движения: в одном направлении или навстречу?
Вопрос: Место начала движения: совпадает или различается?
Учитель.
- Представим условие задачи в виде схемы. Разберём подробнее схему задачи.
Вопрос: Что значит «самолёт догнал вертолёт»?
Вопрос: Что представляет собой расстояние S, которое нужно узнать?
Вопрос: Чему равны пути, пролетаемые самолётом и вертолётом?
Вопрос: Чему же равно нужное нам расстояние S, видно из рисунка?
Вопрос: За счет чего изменилось это расстояние, между самолётом и вертолётом?
Вопрос: Чему равна разность этих скоростей?
Вопрос: Какие из трёх величин известны, какие нет?
Вопрос: Какая формула будет использоваться?
Учитель.
-Таким образом, из решения задачи можно вывести правило, которое будем использовать при решении подобных задач.
г) Работа с учебником
Страница 26 № 1
Страница 27 № 4 (1, 2 столбики)
5. Включение в систему знаний повторения.
Самостоятельная работа
Страница 27 № 3 (игра - соревнование)
6.Итог урока. Рефлексия.
Слайд 12.
7.Домашнее задание.
1 уровень
Страница 27 № 4 (2, 3 столбики), страница 28 № 1 а)
2 уровень
Страница 27 № 3 (к задаче составить обратные)
3 уровень
Составить презентацию задачи на движение вдогонку
КГУ «Средняя школа № 43 имени Габита Мусрепова»
Математика
4 сынып 4 класс
Тема: Решение задач на движение
вдогонку
Бастауыш сынып мұғалімі: Шарапова Евгения Геннадьевна
Учитель начальных классов: Шарапова Евгения Геннадьевна
Петропавл қ., 2015 ж.
г. Петропавловск, 2015 год