Урок по математике в 1 классе «Решение задач на движение вдогонку»


Конспект урока по математике
1 класс с использованием ИКТ
Учитель1 класса: Лозовенко А.В.
Тема урока: Решение задач на движение вдогонку.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Вид учебного занятия: урок - путешествие.
Продолжительность – 45 минут.
Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа, создание ситуации познавательной новизны, диалог учителя и детей, письменная работа, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная самостоятельная, работа в парах, фронтальная дискуссия.
Цели:
1 .Формирование умения решать задачи на движение вдогонку, использовав элементарные вычислительные навыки с учетом возрастных особенностей детей;
Развитие логических операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, способствуя развитию мышления в целом. Развитие речи обучающихся, использование математических терминов и понятий.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, активности, аккуратности, коллективизма.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint из 18 слайдов, карточки для решения примеров разного цвета, маркерная доска (или веер цифр),
Ход урока
1.Вводно-мотивационная часть.
Организация класса. Настрой детей на работу. Беседа.
Создание ситуации познавательной новизны. (Слайд 1)
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
- Сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому именно – вы узнаете, если будете внимательны и правильно выполните задание.
II.Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.
- Сначала мы с вами немножко поиграем. ( Игра «Эстафета»: учитель бросает мяч любому ученику называя подряд 2-3 числа, затем счет продолжает ученик, бросает мяч следующему.)
«Математический диктант»
Найди сумму чисел 3 и 6, 3 и 5, 7 и 2;
Найди разность чисел 10 и 9, 10 и 6, 10 и 2;
Увеличь число 4 на 6;
Уменьши число 7 на 2;
Уменьшаемое 9, вычитаемое 8, чему равно значение разности?
- Вот какие вы молодцы, справились с заданиями.
На этом уроке мы с вами отправимся в гости к гномам. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь Математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации. (Слайд 2-3). И нас встречает гномик Задачник. Он очень любит решать задачи и придумывает их для детей.
- Вот вам зарядка для ума (задания на развитие логического мышления). (Слайд 4-6)
1. Взяла белка иголку в лапки,
Стала шить зверятам шапки.
ПЯТЬ – для маленьких котят,
А ЧЕТЫРЕ – для ежат.
Белка шапки шьёт толково,
Сколько шапок у портного?
2. Пять тигрят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
3.В огороде у щеночка
Покраснели ТРИ клубнички,
И у зайки, посмотри,
Покраснели тоже ТРИ
Только их не надо есть,
Посчитай, их стало….
- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием гнома Хитрячка. И мы отправляемся дальше в путь.
Переход к следующему этапу урока с помощью физкультминутки для глаз. (Слайд 7)
III.Формирование новых знаний.
Подготовительный этап к изучению новой темы.
- И вот мы в гостях у гнома Цветика. Чем он занят? (Слайд 8)
- Верно, поливает свой любимый цветок. Но в лейке мало воды. Давайте поможем Цветику набрать в нее воды. Вы должны решить задачку, тогда лейка сразу наполнится как по волшебству. Готовы? Приступайте к работе.
Расстояние между гномиком Цветиком и колодцем в котором есть вода для его цветочков 20 шагов. Если одновременно к колодцу направится гномик Цветик и гномик Помощничек, то кто из них первым наберет воды. Известно, что гномик Цветик делает 2 шага в минуту, а гномик Помощничек 4 шага в минуту? (Слайд 9)
- Молодцы, ребята! Теперь в лейке Гнома Цветика достаточно воды для поливки его любимого цветка. (Слайд 10)
2. Знакомство с понятием «Задача на движение вдогонку».
- Гномик Умник хочет научить нас решать задачки, в которых гномики будут соревноваться друг с другом в скорости движения. (Слайд 11)
- Однажды гномик Хвастун поспорил с Красной шапочкой, кто из них быстрее донесет бабушке, которая жила опушке леса, корзину с вкуснейшими пирожками. И вот они отправились к старому дубу, взяли корзины с пирожками и что есть духу помчались через лес к домику, где жила бабушка. До ее домика было ровно 80 шагов. Красная шапочка бежала со скоростью 10 шагов в минуту, а гном Хвастун со скоростью 8 шагов в минуту. Как вы думаете, кто будет бежать быстрее? Сколько минут Красная шапочка будет ждать гнома Хвастуна, попивая чай с бабушкой? (Слайд 12)
3. Работа в тетради.
- А теперь давайте запишем эту задачу в тетради. (Слайд 130)
- Назовите мне элементы задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ)
IV. Физкультминутка
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведет он физминутку,
Всем понравится она.
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс и потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
V.Самостоятельная работа
Давайте познакомимся. Этого гнома зовут Хитрун. Он очень любит математику, но больше всего ему нравится решать задачи. Он приготовил вам интересные задачи. (Слайд 14-16)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Два масленка, два опенка,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть».
-Интересные задачи? Гном Хитрун вам приготовил еще одну задачу. Эта задачка на смекалку. (Слайд 17)
- Старый гном разложил свои сокровища в 3 разноцветных сундука, стоящих у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук правее, чем драгоценные камни и что магические книги правее, чем красный сундук. В каком сундуке лежат магические книги, если зеленый сундук стоит левее, чем синий?
-Наш урок подходит к концу. Нам осталось побывать в гостях у гнома Молчуна . (Слайд 18)
Он предлагает вам в силу ваших знаний и возможностей выбрать задание, которое, по-вашему мнению, вы сможете выполнить. Каждый из вас выбирает карточку и выполняет задание. ( Взаимопроверка и взаимооценивание) ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения нам поможет дружок Ёжик
10+0…10-0 7-2…10-5
3 +6…2+8 1+3…5-5
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски нам поможет медвежонок Пиф10 - ? = 4 ? +5 = 8
7 + ? = 9 ? -3 = 2
КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 примера с числом 10. А это задание выполняем с умницей Белоснежкой.
- Ребята, не подведите своих друзей. Выполните правильно задания. (Слайд 19)
VI. Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у весёлых, трудолюбивых гномов. Какие новые знания вы получили?
- Какие знания и умения повторили и закрепили на уроке?
- Где в жизни эти знания вам могут пригодиться?
У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. (Слайд 20)
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
- Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!» (Слайд 21)