Рабочая программа по ИЗО 4 класс Школа России


Изобразительное искусство
Пояснительная записка I. Цель изучения учебного предмета
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- формирование общекультурной, общественно-гражданской, социально-трудовой компетенций, компетентности в сфере личностного определения.
Содержание рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Цели обучения:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям.
II. Общая характеристика курса
Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданствен-ности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти – 9
Количество часов во II четверти – 7
Количество часов в III четверти – 9
Количество часов в IV четверти – 9
III Место курса в учебном плане
На изучение ИЗО в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе).
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к
художественному творчеству.
V Результаты изучения учебного предмета.Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел Часов
1 Истоки родного искусства 8ч
2 Древние города нашей земли 7 ч
3 Каждый народ – художник.
11ч
4 Искусство объединяет народы.

Содержание тем учебного предмета
Истоки родного искусства (8 ч)
Тематическое, декоративное рисование и рисование фигуры человека, деревянных построек.
Древние города нашей земли (7 ч)
Рисование сказочных сюжетов, тематическое, декоративное рисование .Каждый народ – художник (11 ч)
Тематическое, декоративное рисование.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Тематическое, декоративное рисование.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Знать
- о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
- о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
- правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
- выражать отношение к произведению
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
- изображать форму, строение, цвет предметов
- соблюдать последовательное выполнение рисунка
- определять холодные и тёплые цвета
- выполнять эскизы декоративных узоров
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
- применять приёмы народной росписи
- расписывать готовые изделия по эскизу
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Календарно - тематическое планирование
Изобразительное искусство
1 час в неделю, 34 часа в год
№п/п Темаурока Кол-вочасов Вид
занят Вид
самосработ Датапроведения
план факт
Истоки родного искусства (8 ч)
1 Пейзаж родной земли 1 ИНМ 2 Деревня – деревянный мир.
1 ИНМ 3 Украшение деревянных построек и их значение.
1 ИНМ 4 Образ традиционного русского дома. 1 ИНМ 5 Образ красоты человека. Женский портрет.
1 ИНМ 6 Образ красоты человека. Мужской портрет. 1 ИНМ 7-8 Народные праздники.
Коллективное панно.
Обобщение темы четверти. 2 ИНМ Древние города нашей земли(7 ч)
9 Родной угол. 1 ИНМ 10
11 Древние соборы.
Города Русской земли. 1
1 ИНМ 12 Древние воины – защитники. 1 ИНМ 13 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 1 ИНМ 14 Узорочье теремов. 1 15 Пир в теремных палатах
(Обобщение темы). 1 ИНМ Каждый народ – художник.
(11ч)
16-17 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. 2 ИНМ 18-19 Народы гор и степей. 2 ИНМ 20-21 Города в пустыне. 2 ИНМ 22-23 Древняя Эллада. 2 ИНМ 24-25 Европейские города средневековья. 2 ИНМ 26 Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы) 1 ИНМ Искусство объединяет народы.
(8ч)
27-28 Материнство. 2 ИНМ 29 Мудрость старости. 1 ИНМ 30 Сопереживание.
1 ИНМ 31 Герои-защитники 1 ИНМ 32 Юность и надежды. 1 ИНМ 33-34 Искусство народов мира.
(Обобщение темы). 2
ИНМ – изучение нового материала
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
Хохлома
Гжель
Полхов-Майдан
Дымковская игрушка
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция бабочек для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список используемых источников
Программа: Изобразительное искусство 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений. В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. М.: Дрофа, 2008
Учебник: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. ИЗО учебник для общеобраз. учреждений 3 кл. Дрофа, Москва, 2005
Методическое пособие: Изобразительное искусство. 3 класс:поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. авт .-сост. Л.М.Садкова.- Волгоград: Учитель,2006.- 255 с.
4. Журналы « Юный художник» 1985- 1990год.

Информационно – техническое обеспечение
1.      Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.       «Учимся рисовать». Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета. DVD диск
3.      «Учись рисуя». DVD диск
4.      Интернет ресурсы:
– Презентация «Как рисовать без кисточки»
 
 
 
http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ru Детские  электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://kid. nashcat.ru Все для детей. Детский портал, детские сайты.
http://edu.rin.ru Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.