Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе


Выполнила учитель начальных классов,
руководитель ШМО нач.кл.
МБОУ СОШ № 6 г. Пушкино
Московской области
Панарина Ольга Ивановна
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе
Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе.
.
Ключевые слова: школьная адаптация, младшие школьники, критерии адаптации, условия адаптации первоклассников.
Начало систематического обучения в школе значительно меняет условия жизни и деятельности ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменениям подвергается вся жизнь школьника: все его внимание сосредоточено на учебе, школе, школьных мероприятиях, отношениях с учениками и педагогами.
Данный период является значимым и вместе с тем очень трудным периодом в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первого дня ставит перед школьником различные задачи, с которыми он раньше не сталкивался, и, следовательно, которые требуют от него приложения физических, интеллектуальных и психологических усилий. В современных условиях затрудняют эту задачу: снижение воспитательного воздействия семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника о мире и себе в частности, в связи с этим ему требуется помощь в адаптации к условиям школы и школьного коллектива, то есть помощь в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем.
Современные психолого-педагогические данные показывают, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, то у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое; у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Обучение в школе требует от ребенка активного решения новых и непростых коммуникативных задач, обусловленных необходимостью организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемых материалов. Поэтому очень важно развить у ребенка полезные навыки общения со сверстниками и взрослыми, что будет предпосылкой формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.
Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе.
Адаптация первоклассников делится на этапы.
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации [1, c. 245].
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.
Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера и в семье и в школе.
По мнению В. Р. Ясницкой, подавляющее большинство первоклассников готовы к обучению в школе. Желание получения новых знаний и опыта, осмысление важности изменения прежнего статуса: «я уже ученик!», готовность выполнять поставленные перед ним задачи, помогают ребенку сознательно принимать требования, предъявляемые учителем, касающиеся его взаимоотношений со сверстниками, поведения, нового режима дня, получаемых знаний, иерархии дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника, но он воспринимает их как общественно значимые и необходимые, что облегчает процесс его социальной адаптации и социализации в целом [3, с.57].
Важно так же понимать, что требования соблюдения определенных правил и норм поведения первоклассником не должны носить эпизодический характер и зависеть от настроения. Учитель начальных классов должен четко и конкретно разъяснить предъявляемые требования не только самим ученикам, но и их родителям. Важным условием адаптации детей так же служат разъяснительные беседы социального педагога и психолога как с учениками, так и с родителями [6, с.44].
Школьник, который не знает, что можно ожидать от учителя, и какую деятельность он может выполнять сам, начнет выяснять данную информацию методом проб и ошибок. С. Храмова приводит такой пример данной ситуации: «я сделал что-то — учитель молчит, теперь это — тоже молчит, а вот теперь получил замечание, значит «это» делать мне нельзя». Если у педагога не сложилось четких критериев, то в другой раз он может «это» пропустить и не сделать замечания, а сделать замечание за «то», на что в прошлый раз даже не обратил внимания. Вследствие этого, ребенок долго будет определять методом новых проб и ошибок [5, c. 119].
Требования соблюдения правил и норм, принятых в школе, не должны обращаться для ребенка некими запрещениями и вызывать негативное отношение. Наоборот, дети при помощи педагогического коллектива школы и родителей стараются разобраться и постичь правила, выделяя наиболее важные, наиболее значимые. Коллективу школы важно давать первоклассникам не только знания о нормах и правилах поведения уже в первые дни обучения, но и спланировать и построить процесс воспитания так, чтобы он содействовал возникновению и развитию у ребенка определенных нравственно этических заключений.
М. М. Безруких подчеркивает, что подавляющее большинство детей шести — восьми летнего возраста быстро осваиваются в новом коллективе, знакомятся, строят взаимоотношения, осуществляют совместную деятельность, но все же заметны элементы конкуренции и соревновательности. Некоторые первоклассники испытывают проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности. Учитель начальных классов, социальный педагог и психолог должны организовать знакомство детей, создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания [2, с.249].
Л. П. Баданина, говорит о том, что в формировании взаимоотношений и продуктивной деятельности между детьми, а так же самого отношения к школе и педагогическому коллективу, важную роль, на этапе адаптации к школе, играет не только школьный педагогический коллектив, но и родители первоклашек. Так как каждый из родителей проходили обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни учеников [4, с. 117].
В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают адаптацию [3, с.120].
От взаимоотношения педагога и ученика во многом зависит психологическая адаптация первоклассника. В связи с поступлением в школу, педагог является неким авторитетом для ребенка, который отодвигает на второе место даже авторитет родителей. Педагог не просто взрослый человек, а авторитетный наставник, который требует соблюдения правил поведения. Первоклассники прекрасно осознают данный факт. Они осознают дистанцию, которая есть между ними и педагогом, принимают его статус и отличают его от других взрослых. Так же нужно учесть тех детей, которые не осознают условность отношений между учителем и учеником (в основном это дети шести лет). В таких случаях педагогу не нужно наказывать,ему необходимо завоевать доверие. Поэтому важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Большое значение во взаимоотношении педагога и ученика, а так же учеников между собой, имеет оценка учителем успехов и неудач ребенка. Психологические особенности восприятия первоклассником оценки может автоматически перенестись на оценку его личности в целом. Этому так же содействует реакция, как сверстников, так и близких ему людей.
Все эти факты, по мнению М. В. Шакуровой, свидетельствуют об огромной ответственности, которую несет педагог за ту или иную оценку как личности, так и деятельности ребенка [5, с.121].
Рассмотрев процесс адаптации, как психолого-педагогическую проблему и связав с психолого-педагогическими особенностями первоклассников, можно выделить условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе к школьному обучению:
1. Посещение детьми детских садов.
2. Использование спортивных упражнений на уроках.
3. Активный отдых на свежем воздухе во время перемен.
4. Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.
5. Сокращение времени урока.
6. Чередование уроков по их сложности.
7. Организация активного досуга первоклассника.
8. Правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.
9. Руководство учителем всех школьных процессов и его компетентность в отношении с учениками.
10. Положительное отношение семьи к новому статусу ученика.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды первоклассников к начальному школьному образованию должна быть направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
2. Создание предметно-пространственной среды.
3. Организация оздоровительно – профилактической работы.
4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
5. Организация внеучебной жизни первоклассников.
6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
7. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
В современных школах, на начальном этапе адаптации первоклассников не используются отметки для оценивания деятельности детей, так как такая ситуация может стать психотравмирующей, а вследствие этого, вызвать затруднение в адаптации к школе. Но на практике педагогам трудно отойти от такого эффективного метода оценивания, поэтому на замену оценкам приходят различные картинки, значки, символы.
Несомненно, что успехи каждого учащегося должны быть замечены педагогом, а вот неудачи, недочеты и недостатки делать достоянием общественности не стоит.
Первоклассники остро ощущают даже самую малую несправедливость со стороны педагога, потому что находятся в некой эмоциональной зависимости от него. Часто в корне неправильным и ухудшающим адаптацию ребенка является то, что педагог недоволен учеником, который нарушает принятые в школе требования и нормы, и высказывает свое отношение непосредственно к личности ребенка, а не к конкретному поступку [6, с. 384].
Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что показателями адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.
Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Таким образом, главным условием успешной адаптации первоклассников в начальной школе должно стать создание адаптивной системы обучения через личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Список литературы
Агапова, Е. М. Значение психолого-педагогической поддержки развития социально-личностных компетенций школьников // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. - Самара, 2012.
Ермакова, И. Цена адаптации и как ее снизить // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 248-256.
Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2013. – 471 с.
Кулагина, И. Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 113-123.
Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 118-121.
Психология и педагогика: учебник. - М. : Юрайт, 2013. – 609 с.