ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»


Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал для умственного и творческого развития. Однако, в настоящее время дети с раннего возраста «зависают» на смартфонах, планшетниках, компьютерах и прочей современной техники, которая вызывает у них сугубо игровой интерес. Былое влечение детей к фантазированию, придумыванию, проектированию снижается, а значит и снижается уровень как интеллектуальных, так и творческих способностей учащегося.
Урок в современной начальной школе нацелен на развитие универсальных учебных умений, общекультурных, предметных, личностных, коммуникативных компетенций. Возникает проблема: как и когда, следует формировать и развивать интеллектуально–творческие способности (креативную компетенцию) у младших школьников?
Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.
В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы:
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Третья группа - это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
При развитии потребностей и интересов в творчестве я использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить обучающихся целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеурочная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.
Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей в нашей школе включает в себя такие мероприятия как: выпуск стенгазет на определённую тематику, конкурсы, праздники, выставки творческих работ(например, поделки из геометрических фигур к недели математики; поделки из природного материала к выставке «Осенняя фантазия», игры ,например «Робинзонада». Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые для развития личности ребенка.
На занятиях по русскому языку и литературе дети моего класса учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Например, Бородина Анна –девочка, у которой имеется сборник стихов, собственного сочинения.
На занятиях по математике - я придаю большое значение решению творческих задач. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения математических задач я выделяю следующие этапы в продвижении учащихся:
-решите задачу по аналогии; решите задачу при частичной моей подсказке; докажите правильность решения; решите нестандартную задачу; самостоятельно составите творческое задание; выполните диагностическую (тестовую) работу.
На занятиях окружающего мира, я использую различные формы работы в этом направлении: сюжетно-ролевые игры, творческие задания (Например, придумай историю о том, почему пингвины и белые медведи никогда не встретятся?), создание проектов, экскурсии в природу(в мае этого года мы посетили «Центрально-Чернозёмный заповедник им. профессора Алёхина».
На занятиях внеурочной деятельности, в частности «Город Мастеров». У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников может проходить и в учебной и внеурочной деятельности и предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
·вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, результатом которой должно быть получение творческого продукта;
·системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии интеллектуально-творческих способностей путём накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
·промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
Учитывая все вышесказанное, считаю, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько  способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.ОКОУ КЛЮКВИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»
ВЫПОЛНИЛ: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВБУКРЕЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
2016-2017
ОКОУ КЛЮКВИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТКУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ