Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для слушателей по программам дополнительного образования

Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное
бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Котовский индустриальный техникум»

















Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы экономики»

Для слушателей по программам дополнительного образования














Котовск, 2016
Программа подготовки специалистов среднего звена Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Котовский индустриальный техникум» по специальности СПО 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» разработана на основе ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2015 г. № 832


Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Котовский индустриальный техникум» (ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум»)

Разработчик:
Горбачев А.А. преподаватель спецдисциплин


Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2016 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2016г, протокол №1, утверждена зам. директора И.В.Улухановой

Председатель ПЦК _______________ Т.В.Третьякова

Зам. директора _______________И.В. Улуханова






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования «Основы экономики» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной реализации в экономической сфере.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение дисциплины «Экономика» при овладении студентами специальностями социально-экономического профиля. Резерв времени – не предусмотрен.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: решение ситуационных задач, подготовку к деловым играм и участие в них, подготовку рефератов и докладов, исследовательскую учебную работу, чтение дополнительной литературы, поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины, работу со справочниками и словарями, подготовку к проектам, составление кроссвордов и др.
Контроль качества освоения дисциплины «Экономика» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.
Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения практических занятий, а также точек рубежного контроля.

Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия
Объем часов

Предприятие – основное звено экономики
Предприятие: цель создания, формы собственности, формы деятельности, формы хозяйствования.
Организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, особенность их функционирования. Нормативные документы – устав, учредительный договор.
Типы, организации производства: единичное, серийное, массовое производство. Влияние типа производства на производственную структуру.
Классификация производств.
Производственная инфраструктура предприятия – необходимая основа для экономического развития предприятия (инструментальное, складское, транспортное, ремонтное хозяйства).
4

Менеджмент на предприятии
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Типы менеджмента.
Предпринимательство. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
4

Инвестиционная деятельность на предприятии
Отношения предприятия с государством. Внутренние и внешние источники финансовых ресурсов предприятия. Соотношение собственных и заемных средств.
Денежные фонды предприятия – фонд заработной платы, валютный и другие.
Кредит и кредитная система. Роль банков в экономике страны.
Смешанные формы финансирования: аренда, кредит, лизинг, другие
8

Основные производственные фонды
Имущество и капитал предприятия: понятие, состав, виды, классификация видов капитала, характеристика видов. Роль в обеспечении функционирования предприятия.
Основные средства: понятие, состав, структура, виды классификаций основных средств и их характеристика.
Оценка объектов основных средств и виды оценки. Износ, амортизация основных средств: понятие, виды, характеристика видов
Показатели использования основных средств
Производственная мощность предприятия: понятие, виды, методика расчета, показатели использования мощности
8

Производственная мощность предприятия
Производственный процесс: понятие, содержание, структура процесса. Принципы рациональной организации.
Производственный цикл: понятие; определение длительности цикла при различных видах движения предметов труда в производстве.
Поточное производство – наиболее эффективная форма организации производственного процесса, расчет основных параметров
8

Оборотные фонды предприятия
Оборотные средства: экономическая сущность, состав, структура, виды классификаций оборотных средств, характеристика видов
Нормирование, нормы и нормативы оборотных средств
Показатели использования оборотных средств
8

Трудовые ресурсы предприятия
Персонал предприятия: понятие, состав, виды классификации, характеристика
Планирование численности. Баланс рабочего времени
Производительность труда: понятие, показатель производительности труда и методика их расчета, факторы повышения производительности труда
Нормирование труда – понятие, цели, задачи. Нормы труда – понятие, методика их определения
Материальное стимулирование труда. Заработная плата: сущность
Система и формы оплаты труда при тарифной системе. Виды надбавок и доплат.
Учет выработки и зарплаты в цехах предприятия
8

Себестоимость. Прибыль и рентабельность
Себестоимости продукции (работ, услуг) – понятие, состав, структура затрат, виды классификаций затрат и их характеристика
Виды себестоимости продукции (работ, услуг). Пути снижения себестоимости
Расчет калькуляции единицы продукции
2

3. условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключённым к сети Интернет и средствам вывода звуковой информации;
- учебно-наглядные пособия.

Технические средства обучения:
- компьютеры с выходом в Интернет;
- фото и/или видеокамера;
- принтер, сканер, копир.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:
В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия. Учебное пособие для СПО – М: Кнорус, 2010.
Экономика организаций: Учебник./Под ред. Горфинкеля М: ЮНИТИ, 2008.
Н.Л. Зайцев Экономика организации. М; Экзамен, 2010.
Н.И. Новицкий Организация производства на предприятиях. М; Финансы и статистика, 2011.
И.В. Сергеев Экономика предприятия. М; Финансы и статистика,2008.
Н.А. Сафонов Экономика предприятия. Москва; Юрист, 2010.
Л.Н. Чечевицына Микроэкономика, Ростов на Дону; Феникс, 2010.
В.А. Швандара Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М; ЮНИТИ, 2009.
ecsocman. edu. ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

Дополнительные источники:
С.М. Пястолов Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М; ИНФРА – М, 2009.
Б.А. Райзберг, Р.А, Фархутдинов Управление экономикой. М; ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез» 2008.
В.А. Швандара Стандартизация и управление качеством продукции. М; ЮНИНИ. 2006.
eup. ru – Экономика и управление на предприятиях.
economicus. ru – проект института «Экономическая школа».









13PAGE 14415




Заголовок 11ђ Заголовок 515