РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ


ГОУ СПО Зеленогорский многопрофильный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
для специальности 23.02.03 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум
Разработчик:
Мацкевич Алексей Николаевич, преподаватель высшей категории ГОУ СПО ЗМТ
РассмотренаУтверждаю
на заседании Методического Совета Директор ЗМТ И.И ТузовскаяГОУ СПО ЗМТ
Протокол №____ от «___»______20 г.
«___»__________20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы экономики относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель:
изучение основ экономики, организации и планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- получение экономических знаний, которые соответствуют новому уровню и требованиям на современном рынке труда.
- повышению качества экономической подготовки .- понимание новых положений экономической теории, основанных на обобщении современной хозяйственной практики, с учетом регионального компонента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовать эффективную работу производственного коллектива;
определять экономическую эффективность от внедрения организационно-технических мероприятий;
находить и использовать экономическую информацию в своей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие положения экономической теории;
- основы функционирования современной рыночной экономики;
общие основы экономики предприятия и предпринимательской деятельности;
- роль государства в экономике;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 44 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов из них 8 часа практические занятия.
самостоятельной работы 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 44
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: Практические занятия (всего)
1. Решение задач по определению спроса, предложения, равновесной цены.
2. Решение ситуационных задач на тему: «Экономические основы бизнеса».
3 Решение ситуационных задач на тему: «Распределение доходов в обществе».
4 Решение ситуационных задач по теме: «Функции экономики, классификация благ».
Самостоятельная работа (всего)
1. Подготовить рефераты на тему «Монополистические предприятия России» 2.Подготовить рефераты на тему «Типы собственности».
3. Решение ситуационных задач по теме: «Заработная плата».
4. Подготовить рефераты на тему: «Типы экономического роста»
5.Работа над контрольными вопросами по теме: «Кредитная система»..8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Учебные пособия: Борисов, Е.Ф. Основы экономики (Текст) - М.: Дрофа, 2012. - 415с.
Борисов, Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации (Текст) - М.: Высшая школа, 2013. - 368с.
Липсиц И.В. Основы экономики - (Текст) «Вита-пресс» Москва 2013 -208с
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература
1. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
2. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; 12 МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
3. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
4. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
5.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
организовать эффективную работу производственного коллектива;
определять экономическую эффективность от внедрения организационно-технических мероприятий;
находить и использовать экономическую информацию в своей профессиональной деятельности.
Знания : общие положения экономической теории;
- основы функционирования современной рыночной экономики;
общие основы экономики предприятия и предпринимательской деятельности;
- роль государства в экономике;
Формы контроля обучения:
– домашние задания проблемного характера;
– практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;
– подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе
которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах закаждую выполненную работу, на основе которыхвыставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку умения
учащихся:
– отбирать и оценивать исторические факты,
процессы, явления;
– выполнять условия здания на творческом уровне
с представлением собственной позиции;
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел. 1. Введение. Роль экономики в жизни общества.
Содержание учебного материала 6 1
2
3 Основные элементы экономической деятельности.
Главные вопросы экономики Экономические системы.
Собственность и ее виды. Организация хозяйственной деятельности. 2
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить рефераты на тему «Монополистические предприятия России»
Практические занятия: Решение задач по определению спроса, предложения, равновесной цены. 2
2 Раздел 2. Микроэкономика Содержание учебного материала 6 1
2
3 Структура микроэкономики. Составные части. Разделение труда.
Формы рынка. Конкуренция и монополия. Типы конкурентных рынков.
Основы бизнеса. Экономические и правовые условия бизнеса. Основной и оборотный капитал 2
Практические занятия: Решение ситуационных задач на тему: «Экономические основы бизнеса». 2 Самостоятельная работа: Подготовить рефераты на тему «Типы собственности». 2 Раздел 3.
Распределение доходов в обществе. Содержание учебного материала 6 1
2
3 Доходы населения, уровень благосостояние, распределение доходов
Государственное перераспределение доходов.
Налогообложение. Налоги их виды. Значение 2
Практические занятия Решение ситуационных задач на тему: «Распределение доходов в обществе». 2 Самостоятельная работа обучающихся Решение ситуационных задач по теме: «Заработная плата». 2 Раздел 4. Макроэкономика Содержание учебного материала 10 1
2
3
4
5
Структура экономики страны. Направление экономической политики
Циклическое развитие хозяйства. Безработица причины и виды
Инфляция, виды. Антиинфляционная политика государства.
Рыночное саморегулирование. Управление национальной экономикой.
Деньги и кредит. Функции и виды денег. Банки, их роль. 2
Практические занятия: Решение ситуационных задач по теме: «Функции экономики, классификация благ». 2 Самостоятельная работа : Подготовить рефераты на тему: «Типы экономического роста» 2 Раздел 5.
Современная мировая экономика. Содержание учебного материала 6 1
2 Мировое хозяйств. Экономическая интеграция.
Международная торговля . Глобализация мировой экономики 2
Самостоятельная работа : Работа над контрольными вопросами по теме: «Кредитная система» 2 ВСЕГО 44