Сообщение Использование ЭОР в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и участию во Всроссийских олимпиадах


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
(МГОГИ)
областной обучающий семинар
«Использование ЭОР в деятельности учителей иностранных языков в условиях реализации ФГОС

Выступление по теме:
« Использование ЭОР в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и участию во Всероссийских олимпиадах по английскому языку»
Подготовила: Нестерова Л.А.,
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 20 им. Н.З. Бирюкова
5-7 ноября 2014

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе в области иностранного языка.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Мы живем в мире электронной информации, культуры, общения и обучения. Современные дети не представляют свою жизнь без компьютеров и других электронных устройств. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение новыми различными методами и формами преподавания, среди которых важное место отводится информационно-компьютерным технологиям, основанным на электронных образовательных ресурсах.
ЭОР способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы. Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ЭОР создает уникальную возможность пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки иностранного языка разнообразными идеями и упражнениями не только для обучения, но и подготовки учащихся к одному из самых ответственных моментов в их жизни – сдаче Единого Государственного Экзамена. Существуют различные возможности применения компьютерных технологий, которые широко используются при подготовке к ЕГЭ.
Классификация электронных образовательных ресурсов.
На уроке английского языка на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы ЭОР: анимация и иллюстрация, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т. д. На этапе закрепления и практического применения введенных языковых единиц можно пользоваться интерактивными заданиями , снабженными системой автоматической проверки. Этап контроля обычно осуществляется при помощи тестов и интерактивных заданий.
Рассмотрим основные типы ЭОР.
1.Демонстрационные материалы.
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением традиционных средств обучения, таких как видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог быть размещен на доске или стенах класса.
Как правило, демонстрационные материалы представляют собой статичную картинку или последовательность таких картинок ( например, презентация в Power Point).
К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики.
Анимации, как правило, представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии. Сюда же относятся видеофрагменты и результаты реальной видеосъемки.
Основная функция таких учебных материалов наглядно-иллюстративная. Они используются, как правило, на этапе презентации нового материала. Однако использование анимации возможно также при интерактивных заданиях, когда, например, при правильном ответе учащегося на экране оживает статичная до тех пор картинка.
2.Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты.
Под интерактивными ресурсами ( таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только выполняют демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные таблицы и правила используют как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.
Интерактивный учебный текст представляет собой текст ( или ряд последовательно сменяемых текстов ) с заданием и/или комментарием, интерактивным рисунком , схемой, рисунком- анимацией.
В интерактивных текстах при выполнении учащимся определенных действий может, например, анимироваться рисунок или выделиться фрагмент текста, объясняющего то или иное грамматическое явление. Текст объяснения может сопровождаться аудио-версией. При нажатии на экране на различные слова инструкций и языковых примеров воспроизводится их аудиозапись, что очень важно для формирования правильных произносительных навыков учащихся.
Учебные словари.
К данному типу материалов относятся, например, учебные словари английского языка. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучивание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, распространенные в Интернете. Их можно использовать в режиме on-line, например, на сайте Британского Совета Learn English Central можно получить словарную статью из Cambridge Dictionary On-line, впечатав слово в специальное окно Look it up! Такие словари делают более удобной работу по чтению и переводу текста, поиску значения незнакомого слова.
Электронные задания.
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры.
ЭОР многофункциональны и могут быть использованы на разных этапах урока, при обучении грамматике, лексике, всем четырем видам речевой деятельности. ЭОР позволяют реализовывать практически все поставленные учебные цели и задачи. Однако, безусловно, есть ряд технологических проблем, которые еще предстоит решить. Например, большинство автоматических распознавателей речи и устройств , имитирующих диалог с учащимся, еще технически недостаточно совершенны. Поэтому их использование при обучении говорению пока затруднительно. Другая, связанная с обучением говорению, проблема, заключается в самом наличии собеседника. Так обучение монологической речи предполагает, что устное высказывание учащегося будет услышано учителем для получения учащимся обратной связи и соответствующей корректировки. Обучение диалогической речи тем более требует наличия партнера- собеседника в разговоре, которым может быть другой учащийся или учитель. В условиях очного обучения в классе с этим не возникает проблем. Однако при дистанционном обучении эта проблема встает довольно остро. Сегодня имеются следующие варианты ее решения. Учащийся и его собеседник общаются по обычному/мобильному телефону или при помощи IP-телефонии, используя, например, программу Skype, которую можно бесплатно скачать из Интернета. Данная программа позволяет не только слышать, но и видеть собеседника. К тому же может быть осуществлен коллективный разговор, с участием трех и более собеседников и проведена видеоконференция. Для передачи монологического высказывания учащийся может, например, записать аудио или видео файл со своим высказыванием и отправить его учителю по электронной почте. ( Этот вариант, кстати, будет использоваться в этом году на ЕГЭ в разделе «говорение»). В принципе, задания на говорение можно переносить на форумы и чаты, где у учащихся будет возможность пообщаться с учителем и/или друг с другом в режиме on-line (правда, здесь речь будет идти скорее о развитии навыков письменной речи, а не устной).
Современные УМК ( Enjoy English, Spotlight,Happy English и другие) включают аудио- и видео-приложения, которые способствуют проведению качественного, максимально насыщенного урока. Удается интереснее и доступнее представить новый материал, разнообразить задания, выполнить гораздо большее количество упражнений, и соответственно снизить нагрузку учащихся на дом.
В современных условиях приходится уделять много времени выполнению заданий, приближенных к заданиям ЕГЭ. В этом деле трудно переоценить роль ЭОР.
Многие учителя (и я в том числе) активно используют интернет-ресурс, предоставляемый издательством Macmillan, т. к. он прост в навигации и отвечает высоким требованиям экзамена. Учащимся в течение всего учебного года предлагается пройти тестирование и отследить свой уровень и динамику для достижения наилучшего результата. Тестирование проводится во внеурочное время в домашних условиях, что позволяет учащемуся максимально сконцентрироваться на выполнении заданий.
Я также применяю пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе « Practice» издательства « Просвещение» ( авторы: О.В. Афанасьева, В. Эванс и В.В. Копылова). Приведу пример консультации по технологии написания письма и эссе ( С1 и С2).
Использование e-mail и системы Skype в образовательном процессе позволяет быстро обмениваться информацией, например, при выполнении заданий С1, С2 учащимся предлагается отправить письменные задания по почте и получить проверенную работу в тот же день. В случае отсутствия учащегося по болезни он может выполнять тренировочные упражнения в режиме урока on-line ,не выходя из дома, используя систему SKYPE.
Среди учащихся и преподавателей стало популярным участие в интернет - семинарах, вебинарах, телеконференциях, которые дают возможность оперативного решения интересующих вопросов.
ЭОР широко используется во внеурочной деятельности. Это кружки, элективные курсы, консультации и конкурсы, различные мероприятия на английском языке.
В нашем городе ежегодно проходит Городская Декада наук. Учащиеся заранее выбирают тему и готовятся к ее защите. При этом они, естественно, используют Интернет, как одно из средств получения информации. Они ее прослеживают, изучают имеющиеся факты, превносят свои наблюдения и выводы, готовят презентацию и выступление на Дне наук. В 2012 году мой ученик стал победителем . Это очень трудоемкий процесс и электронные ресурсы здесь активно задействованы.
Развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене способствует участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету. Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах, т.к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным. Ежегодно мы участвуем в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Победители принимают участие в олимпиадах на муниципальном уровне. Среди них есть лауреаты т.е. призеры. Мы успешно участвовали во Всероссийских конкурсах « Познание и творчество» в 2011 и 2012 годах, « Я- энциклопедия» в 2014году. Совсем недавно , 23 октября, подведены итоги Международной олимпиады по английскому языку « Инфо-урок ». 20 человек получили дипломы 1, 2, 3 степени за призовые места и свидетельства участников. Я в подарок получила персональный профессиональный сайт.
Использование электронного приложения на базе MS Office
Созданный продукт в программе Excel позволяет осуществлять компьютерный контроль качества знаний и подготовленности учащихся (по каждому из разделов ЕГЭ), а также создать индивидуальную траекторию каждого учащегося и провести обработку данных всего класса. Диагностическая работа системы СтатГрад (РЦОИ) www.ege2011.ru – один из способов проверки уровня знаний, которая позволяет автоматически вести расчет данных . Использование ИКТ на сегодняшний день способствует росту профессионального мастерства учителя и эффективной подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА учащимися. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и, естественно, образовательный процесс не может оставаться в стороне. Современный учитель должен владеть тремя языкам: родным, иностранным и языком компьютерных технологий. ИКТ дают возможность учителю эффективнее организовать процесс обучения, повысить мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому предмету. Одним из наиболее распространённых средств обучения на уроках английского языка является мультимедийная презентация. Несложные мультимедийные продукты выполнить в программе Power Point под силу любому преподавателю, владеющему компьютером на уровне пользователя. Эти авторские разработки могут быть применены на разных этапах урока: фонетической зарядке, речевой зарядке, введении и закреплении нового языкового материала, проверке домашнего задания. Я часто использую это средство обучения на уроках, так как мультимедийные презентации позволяют рационально расходовать время урока, удобны в обновлении, их легко можно тиражировать. В частности, мультимедийная презентация может помочь обучающимся, пропустившим урок, быстро восстановить пробелы в знаниях. Они незаменимы для воплощения индивидуального или дистанционного процесса обучения. Однако применение ИКТ на уроках должно быть разумным и обоснованным. Учитель должен помнить, что его урок не единственный у школьников, и реализация программы здоровьясбережения во время обучения школьников является первоочередной задачей любого педагога. Применение ИКТ на уроках должно служить для реализации определённых задач урока и применять их следует на определённых этапах урока. Материалы, подготовленные учителем к его уроку, служат воплощением его идей, и никто не сможет лучше самого автора воплотить данные идеи для реализации определенной образовательной цели в ходе образовательного процесса.
Конечно, мультимедийные презентации являются элементом творчества, вносят разнообразие в ход любого урока. Они незаменимы при проведении уроков-экскурсий, с их помощью дети смогут посетить все достопримечательности стран изучаемого языка, познать визуально много полезного и интересного. Презентации могут быть выполнены не только учителем, но и учениками. Я несколько лет практикую проведение уроков-проектов по изученной теме. Учащиеся выполняют свою проектную работу самостоятельно или в группе с созданием мультимедийной презентации, а на уроке происходит защита. В последствии я размещаю материал урока на сайте школы, где с результатом творческой работы учащихся могут ознакомиться и одноклассники, и все учителя, и родители.
Используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов в сети Интернет, а также соответственно подготовленных учителем;
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.
Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы?
ЭОР – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию на машиночитаемых носителях и ту, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера.
Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы выделить их из общей массы ЭОР, их часто именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи и воспроизведения информации. Таким образом, ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видео-руководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.
На своих уроках я использую разнообразные современные мультимедийные программы, с таких федеральных образовательных порталов как,
ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний
Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов. "Bridge toEnglish – Doki English” - это мультипликационный мир, где в игровой форме происходит обучение английскому языку. "Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс” помогает усовершенствовать восприятие английской речи на слух. "English in action. The royal family” – это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа "Профессор Хиггинс. Английский без акцента” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно.
Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. Работа над фонетикой с помощью компьютерной программы формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно. Компьютер позволяет учащемуся услышать свои ошибки, а не только увидеть. Это и приводит к повышению качества произношения учащихся. Программы, используемые для обучения лексике, используют наглядное предъявление слов; обеспечивают развитие как продуктивных, так и рецептивных лексических навыков; способствуют формированию навыков самостоятельной работы у учащихся. Например, на уроках английского языка во 2 классе, для закрепления изученной лексики я использую тренажёр «Леопольд на рыбалке», данный вид ресурса является хорошим помощником для закрепления изученной лексики. В игре ребенок должен выбрать рыбку с названием нужного животного или действия. Щелчок мыши на рыбке даёт результат: если ответ верный – рыбка окажется в ведре, если же неверный – рыбка опускается вниз, в воду. Тренажёр «Белоснежка» направлен на повторение и обобщение изученного материала по грамматике. Тренажёр способствует заучиванию грамматических правил. Игроку задается вопрос с 3 вариантами ответа. Если при ответе ученик ошибается, то ему предлагается почитать подсказки. Игру приходится начинать сначала.
Использование интерактивной доски на уроках
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. (используются при закреплении или отдельных блоков нового учебного материала, или при закреплении всей учебной темы, изученной в течение данного урока. Так, использование интерактивной доски на протяжении всего урока возможно на уроках-играх, уроках - защите творческих проектов).
Учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения:
Фонетическую зарядку: разнообразные двигающиеся, всплывающие буквы помогают вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения.
Грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала, закрепления и отработки его употребления в речевых конструкциях, отображенных на доске.
Интерактивные кроссворды.
«Рассыпанное слово».
«Знакомые незнакомцы»: определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и т.д.
Интерактивные иллюстрации.
Интерактивные тесты.
Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.
Заключение
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы. Таким образом, использование ЭОР позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово самого учителя.