Дидактические игры на уроках географии – как средство развития познавательной активности.


Дидактические игры на уроках географии – как средство развития
познавательной активности.
В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. Одним из эффективных средств решения данной задачи является использование на уроках игровой деятельности, в ходе которой формируется и удовлетворяется познавательная потребность и творческая способность обучаемых. Игра в специальной (коррекционной) школе является не только методом обучения, но и средством развития творческих способностей учащихся, одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к учебному предмету.
Исследования и разработки дидактических игр для детей с интеллектуальными нарушениями осуществили А.К.Аксёнова, Т.М.Лифанова, Е.А.Стребелева, Э.В.Якубовская и др. Но при этом дидактике использования игр в среднем и старшем звене специальной (коррекционной) школы VIII вида уделялось, на наш взгляд, не-достаточное внимание. Так как игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить материал без монотонности и скуки. Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Она вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к географии. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будет работать школьник. Дидактическая игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные подгрупповые, индивидуальные.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами, способствуют развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, чувства ритма, способствуют развитию глазомера и координации движения пальцев. Дидактические игры могут проводиться с использованием предметов и картинок, а так же без наглядного материала, в форме словесных игр. Игровая деятельность может быть использована в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы, и как часть урока
Определяя дидактическую игру, нужно знать:
какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
какие умственные операции развиваются;
какие личностные качества формируются
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр: 1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
На уроках географии часто используются кроссворды, головоломки, ребусы. Они просто не заменимы как при первичной проверке учебного материала и закреплении знаний учащихся, так и при проверке домашнего задания. Составление кроссворда расширяет и углубляет знания учащихся, развивает интерес учащихся к географии. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нём
Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Такие игры дают возможность представить себя участником того или иного события. Они требуют большой, длительной подготовки учащихся, но такая работа этого стоит. Учащимся с отклонениями в развитии нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, (возможно родителями) воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. В ходе подготовки к игре учащиеся совершенствуют дикцию, движение, мимику. Всё это имеет коррекционное значение.
За основу деления учащихся на группы с целью определения путей коррекции дефектов их развития в исследовании в коррекционной школе берется классификация по В. В. Воронковой (1972).
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
Учитель коррекционной школы должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов на уроках географии в специальной (коррекционной) школе–интернате VIII вида оказывает большое значение для коррекции познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Игры способствуют закреплению и повторению учебного материала, активизируют речевую деятельность учащихся, повышают интерес к предмету, улучшают воображение, память, логическое мышление, связную речь. Дети учатся рассуждать, используя информацию, полученную на уроке; действовать сообща, отслеживать правильность ответа товарища, стремиться к совместной цели. Игровая деятельность эмоционально обогащает учащихся, переключает их с одного вида деятельности на другой, а учитель предупреждает возникновение утомления. Игра становится средством всестороннего развития учащихся.