Дети войны Урок внеклассного чтения по повести Валентина Катаева «Сын полка»


Дети войны
Урок внеклассного чтения по повести Валентина Катаева «Сын полка»
Цель: рассказать о судьбе юного поколения в годы войны, познакомить с книгами, посвященных детям войны.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, видеоролики, свечи; выставка книг художественной литературы, посвященных детям войны.
Ход урока
1 слайд
Дорогие ребята, мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и книгам. Для нас война – история…
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались своими обычными делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово «война»
Видеоролик «Объявление о начале войны»
2 слайд
Сегодня мы посвятим наш разговор всем, кто видел эту войну. Всем, кому тогда не было и 16, всем, чьё детство черной краской опалила война, посвящаем…
Кто-то родом из детства…
А я из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушая дома.
Г. Беднова «Кто-то родом из детства…»
3 слайд
Война ворвалась в жизнь детей неожиданно. Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Беда застала их в городах и маленьких деревеньках, дома и в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война обрушилась на детей бомбежками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, черные похоронки, осколки мин.
Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Видеоролик: песня «Ленинградцы» из к/ф «Зеленые цепочки»
4 слайд
Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги. Вы видите их на выставке и к ним мы вернемся в конце урока. А сегодня мы поговорим о книге Валентина Петровича Катаева «Сын полка», с которой недавно познакомились.
Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий» — вы её обязательно прочитаете. Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом.
5 слайд
Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. 
Повесть «Сын полка» впервые напечатана в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковалась в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.
Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?
6 слайд
Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это — явление”. 
Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.
7 слайд
— Как автор знакомит нас со своим героем?— Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?— Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?— Как автор передаёт внешний облик своего героя, о чём свидетельствует портрет Вани?
В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство — это начало жизни, радость, а война — это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.
8 слайд
— Что такое тыл? Чем он отличается от фронта? — Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков? 
По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.
9 слайдПрочитайте по ролям эпизод из повести «Встреча с мальчиком в военной форме». (8 глава)— Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке? — Как вы понимаете выражение “сын полка”?— Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?— Как Ваня ведёт себя в плену?
- Какие символические слова Ваня читает в плену на странице букваря?
- Мы с вами не дочитали несколько глав повести, как вы думаете, как сложилась дальнейшая судьба Вани?
10 слайд
После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище — так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища — для детей погибших моряков.
— Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?— Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?— Какого сказочного героя напоминает Ваня?
11 слайд
Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.
12 слайд
— Как вы думаете, почему так ответил писатель? 
О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” — “это явление”.
13 слайд
Журналист Исаак Трабский: «А вот что спустя годы , уже живя в Америке, я узнал из дневников и воспоминаний, который оставил после себя Исаак Раков-Солнцев. Он родился в Москве. Своей настоящей фамилии не знает. Его, трёхлетнего ребёнка, с запиской, привязанной к маленькой ручонке: "Исаак, еврей, 2 июля 1930 г. Не дайте умереть," чужие люди сдали в детдом. Там из-за того, что ребёнок был конопатым и шустрым, его прозвали Солнышком. И фамилию дали "Солнцев". Когда немцы подошли к столице, детдому предстояла эвакуация на Урал. В документах Солнцев был записан Исааком, но воспитатели, боясь за его дальнейшую судьбу, изменили его редкое в России еврейское имя на русское – Иван.
14 слайд
Но 11-летний сорванец не хотел уезжать в глубокий тыл. Вместе с другом Володей он решил бежать на фронт. На Белорусском вокзале они тайно залезли в товарняк и так добрались до Белоруссии. Остановились в доме пожилой женщины. Только долго жить у неё не пришлось: рядом были немцы. Ушли в Бобруйский лес, там рубили дрова, которые потом обменивали на хлеб и картошку. Исаак с Володей старались запомнить всё, что видели: где располагались немцы, сколько их, где сосредоточены пушки, танки... И когда разведчики артиллерийского полка наткнулись на "грязных, оборванных и голодных" ребят, они получили от них важные сведения, старательно записанные на полях школьных букварей. Этот необычный дневник удалось прочитать Катаеву и использовать при написании своей будущей повести».
15 слайд
Дети войны… Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы. Они дежурили в госпиталях. Они строили бомбоубежища. Они тоже были Защитниками Родины, как их отцы и братья… старались не отставать от взрослых. Иногда ценой своих собственных жизней.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
Минута молчания
16 – 24 слайды
Детям войны посвящено большое количество книг. Мне хотелось бы сегодня обзорно с ними вас познакомить. Какие-то из них, возможно, вы читали, а с какими-то еще познакомитесь.
Рефлексия
На звездочках напишите свой отзыв об уроке, о книге В. Катаева «Сын полка».
Звучит песня «Дети войны»