литературная конференция по повести В.Катаева Сын полка, 4 класс


Литературная конференция по повести В.Катаева
« Сын полка».
Цели: показать детям заботу воинов о судьбе мальчика Вани Солнцева, стремление их дать ему счастье, показать благородную цель воинов в Великой Отечественной войне – спасти советских людей от истребления и порабощения, отстоять их право на свободную и счастливую жизнь.
Донести эту повесть до детей во всем ее неповторимом своеобразии. Многое в ней дается через восприятие беспризорного мальчика Солнцева, все помыслы которого в условиях войны направлены на то, чтобы быть вместе с солдатами и действовать так, как действуют они. Умение гармонически сочетать «детскость» и «взрослость», показать, что стремление Вани жить взрослой жизнью выливается в форму детской непосредственности, наивности и сердечности, – в этом мастерство автора в изображении главного героя повести, сосредоточить внимание на том, как детское мировосприятие Вани воплощается во «взрослые» дела.
1 .Вступление.
-Ребята, сегодня мы собрались классный час – конференцию «Это
многих славный путь...», посвященной славной исторической дате вжизни нашей страны. Скоро 9 Мая, День Победы.
(звучит мелодия песни «Священная война», сл. В.Лебедева-Кумача,
муз. А. Александрова)—22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и началось великое сражение нашего народа за свою Родину. Путь к победе был долог-1418 дней войны. Шел смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре - советские воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
—Шел солдат по родной земле. За ним была страна - самая огромная и великая .С ним был народ - самый сильный.
Трудным и долгим был этот путь. Под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Ленинградом, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои. Шли на врага танкисты!
Все: ЗА РОДИНУ!
Уходили в бой корабли, взмывали в небо самолеты!
Все: ЗА РОДИНУ!
—На священную борьбу с захватчиками вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов.
Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь...
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чашу лесов и болотную топь
—В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже осознали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, осознали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым Никогда не будут забыты ребята-герои: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей.
Помните! Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните! Минутой молчания почтим память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать! (минута молчания)
Я родилась после войны,
Я выросла под иным небом.
Каким живу духовным хлебом?
Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом,
Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то : - погиб,
-пропал без вести, - умер от ран.
ПЕРЕКЛИЧКА В КЛАССЕ.
Кирилл: Мой прадедушка-Коновалов Кирилл Дмитриевич пропал без вести в начале войны под Москвой. Он даже не узнал , что у него родилась дочка - моя бабушка. А другой прадедушка Иван Ильич дошел от Ленинграда до Берлина и закончил войну в Японии. Он был награжден орденами и медалями, был несколько раз ранен .(выступают еще 3-4 ученика со своими рассказами )
—Уходили на войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили ваши сверстники. Мы с вами
узнаем о тех тяжелых днях из рассказов ветеранов, из фильмов, изкниг...
-Какие книги о войне вы читали, какие фильмы видели? Что произвело на вас особенное впечатление?
( высказывания учащихся)
-Сегодня мы с вами обсудим повесть В.П.Катаева «Сын полка.»СЛОВО О В.П. КАТАЕВЕ
В.П. Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни
Великой Отечественной. Во время войны он был военным
корреспондентом газеты «Правда» и «Красная Звезда», где
печатались его очерки.
-ОБСУЖДЕНИЕ ПОВЕСТИ «СЫН ПОЛКА»
-Как вы поняли название повести «Сын полка» и верно ли оно?
-Как мы впервые знакомимся с Ваней? (гл. 1, описаниевнешнего вида Вани)
-Каким увидели впервые Ваню разведчики?
-Что узнали о Ване? (гл.3, сержант Егоров докладываеткапитану Енакиеву)
-Каково первое впечатление разведчиков о Ване? (гл.3,)
«Замечательный мальчишка, шустрый такой, смышленый.
(Обратить внимание на букварь в сумке.)
Разведчики хотят оставить Ваню, а капитан Енакиевприказывает отправить его в тыл. Почему?
-Почему разведчики, полюбившие Ваню, идут против Вани и
отправляют его в тыл?
-Что испытывал Ваня, очутившись у разведчиков? (гл. 4, неверится, что не надо никого бояться;
гл. 4, радость, от того, что останется с разведчиками)
-Как изменилось настроение Вани, когда ему сказали, что он должен ехать в тыл?
-Как развивался « конфликт» между Ваней и «профессором»
разведки Биденко?
Доказать, что чем большую находчивость и настойчивость проявлял Ваня, тем больше Биденко восхищался им?
(гл. 6, ему не хотелось отвозить мальчика в тыл. «Уж очень
нравился этот синеглазый, заросший русыми волосами, худенький,
вежливый, и вместе с тем гордый, а временами даже и злой
парнишка, настоящий «пастушок» - напомнил его в детстве, вызывает отцовские чувства;
-гл.6 ...Особенно полюбился после того, как на полном ходу
выпрыгнул из машины «смелый чертенок! ничего не боится. Настоящий солдат»;
-гл.6, после того, как нашел на дереве Ваню
-«Ах, хитрый. Ну же я вам скажу, и лисица! Ничего не скажешь -
силен! - с восхищением подумал Биденко – любуясь Ваней.
-гл.7, когда Ваня отказывается говорить. «Смотрите, какой
Гордый – думал с умилением Биденко. Маленький, а злой. Самостоятельный у паренька характер, видать немало хлебнул в жизни.
-гл.10, после доклада Енакиеву: – Ведь это не мальчик, а
настоящий чертенок!
-Нужна ли в повести встреча Вани с «роскошным» мальчиком?
(инсценирование отрывка)
-Почему писатель так назвал ефрейтора Вознесенского? Сравнить
Ваню и «роскошного» мальчика. Как эта встреча объясняет Ваню?
(гл. 7-Почему Ваня хочет остаться у разведчиков и добивается встречи скапитаном Енакиевым?(инсценирование эпизода)
-Чем покорил мальчик капитана?
(У Вани была счастливая способность нравиться людям с первоговзгляда. Было что-то необыкновенно привлекательное в этом
оборванном деревенском пастушке). гл.18
—Какое участие принимает капитан Енакиев в судьбе Вани
Солнцева»?
(Мальчик пробудил в его душе более глубокие чувства, как емудорог этот веснушчатый, чужой для него мальчишка)
( гл.18, ...живая, деятельная, отцовская любовь, которуюпочувствовал всей своей одинокой, в сущности очень опустошенной душой. А как ей была необходима такая любовь, как душа ее бессознательно жаждала)—направляет к орудийцам;
—усыновляет Ваню, хочет его воспитать;
—просит позаботиться о Ване, сделать из него настоящего офицера)
—Как изменилась жизнь Вани с переходом к артиллеристам?
-Каковы были переживания Вани в бою?
-Почему автор так часто повторяет в ней слова «не знал»,
«незнакомый»? (гл.25, ...больше ничего незнакомого небыло. Главное, не было тех людей, которые – то и делали это место
знакомым)
—Что можно сказать по предсмертной записке капитана Енакиева о
самом капитане, если учесть, в какой обстановке она писалась?
(гл.26, )—По каким словам, выражениям и поступкам при отъезде всуворовское училище, мы узнаем о трогательной взаимной любви
Биденко и Вани?
—Что можно сказать по содержимому вещевого мешка Вани о
разведчиках и орудийцах, снаряжавших Ваню в дорогу?
(гл.26, ...торба с букварем и компасом; кусок душистого мыла в мыльнице и зубной порошок, иголки, нитки, сапожная щетка, вакса, банка свежей тушенки, мешок рафинада, спичечная коробка с солью, с заваркой,...—Какими словами напутствовал Ваню полковник?
—Каково вам было следить за приключениями Вани?
—Как встретили последние страницы повести? Поверили им?
—Какими чертами характера обладал Ваня?
(инсценирование отрывка « В плену»(смелый, храбрый, самостоятельный, добрый, любознательный,смекалистый, сообразительный, упрямый и настойчивый, прирожденный солдат; обладал живостью ума, чистым детским самолюбием; ему хотелось прославиться, удивить всех)
—Что и кто помогали Ване быть таким?
(семья, родители;
Разведчики: – славились своими боевыми делами, известными
далеко за пределами своей части. Никто не мог сравниться с ними вдерзости и мастерстве разведки;
орудийцы: – были также знамениты на всю дивизию, славились
меткостью и невероятной быстротой стрельбы;
капитан Енакиев;
наводчик Ковалев: – Среди людей часто попадаются храбрецы. Но
только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать изхрабреца героя. Ковалев был истинный герой. Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех ее врагов – таких людей называют патриотами)— О чем заставила задуматься повесть?
— Главная мысль повести.
Подвиг- это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.
3.ИГРА В СЛОВА.
— Составить как можно больше слов из слова « патриотизм».
4.АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ О РОДИНЕ, ГЕРОЯХ, ЗАЩИТНИКАХ РОДИНЫ,О ГЕРОИЗМЕ, ПАТРИОТИЗМЕ.
5.КОНКУРС АЛЬБОМОВ И ГАЗЕТ.
6.БЛИЦ-ТУРНИР «ВОПРОС-ОТВЕТ»
— Каждый экипаж задает соперникам по одному вопросу, которые
готовятся заранее)
7.КОНКУPC «ЧЕЙ ПОРТРЕТ?» (по описанию, предложенному на карточке узнать героя повести)
8.ШИФРОВАЛЬНЫЙ КОНКУРС.
Представьте, что вы разведчики и получили зашифрованное
донесение. Отгадайте. Шифр к донесению:
№1.25,19,1,2,3,12,6,18,20,18,12,6,3,1,15,19,4,15,4,15,17,15,22,17,1,14,
31,30,19,5,3,6,16,20,25,11,9
(штаб в лесу, слева от гор, охраняют две пушки)
№2.15,22,17,1,14,1,13,15,18,19,1-
5,3,1,19,1,14,11,1,8,1,17,6,11,15,10,18,12,6,3,1,3,15,3,17,1,4,6.
а-1 й-10 т-19 ь-28
6-2 к-11 у-20 э-29
в-3 л-12 ф-21 ю-30
г-4 м-13 х-22 я-31
д-5 н-14 ц23 е-6 о-15 ч-24 ж-7 п-16 ш-25 з-8 р-17 щ-26
и-9 с-18 ъ-27
(охрана моста – два танка за рекой слева, в овраге)
№3.15,22,17,1,14,1,13,15,18,19,1,8,1,17,6,11,15,10,-
5,3,1,19,1,14,11,1,18,16,17,1,3,1,16,20,25,11,1.
(охрана моста, за рекой – два танка, пушка)
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Шифр к донесению
ГОТОВИМСЯ К КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОВЕСТИ В.КАТАЕВА «СЫН ПОЛКА»
1. Прочитай повесть В.Катаева «Сын полка».
2.Подготовь биографический рассказ об авторе – Валентине
Петровиче Катаеве.
3.Подумай над вопросами.
Почему разведчики, любящие Ваню, идут против него?
Как возникают и развиваются отношения между разведчиками и
Ваней?
Как изменилось настроение Вани, когда он узнал, что должен ехать
в тыл?
Какими чертами характера обладал Ваня?
Как развивался конфликт между Ваней и « профессором» разведки
Биденко?
Доказать, что, чем большую находчивость проявлял Ваня, тем больше Биденко восхищался им?
Нужна ли в повести встреча Вани с «роскошным мальчиком» и
почему автор вдруг его так назвал?
Сравнить Ваню и «роскошного мальчика».
Как построил и написал автор эпизод их встречи и как эта встреча
объясняет Ваню?
Почему Ваня хочет остаться у разведчиков и добивается встречи скапитаном Енакиевым?
Чем мальчик покорил капитана? Как расцениваете отказ Вани отвыполнения приказа командира об уходе в тыл? (гл.25)
Каковы были его переживания в бою? (гл. 24)
О чем рассказывается в конце 24 главы и почему автор так часто
повторяет в ней слова «не знал», «незнакомый»?
Что можно сказать по предсмертной записке капитана Енакиева о
самом капитане, если учесть, в какой обстановке она была написана?
По каким словам выражениям и поступкам при отъезде всуворовское училище мы узнаем о трогательной взаимной любви
Биденко и Вани? (гл.26)
Что можно сказать по содержимому вещевого мешка Вани о
разведчиках и орудийцах, снаряжавших его в путь? (гл.26)
Почему полюбился разведчикам Ваня Солнцев?
В каких поступках ,делах словах выразилась любовь Вани к армии?
Каково вам было следить за приключениями Вани?
Как тревожные события, когда каждый день Ваня и его друзья могут погибнуть, под пером писателя вызывают улыбку , становятся трогательно комичными?
Как встретили последние страницы повести? Поверили ли им?
Как я понял название повести и верно ли оно?
4. Подготовить выразительное чтение наизусть по ролям поэкипажам.
— 1) диалог между Ваней и ефрейтором Вознесенским; (гл.8)
— 2) разговор между капитаном Енакиевым и Ваней;(гл.9)
— 3)диалог между Ваней и фашистами; (допрос)
5.Выучить наизусть отрывок (слова полковника о Ване передотправкой в суворовское училище – гл.26)
6.Нарисовать рисунок к повести.
7.Подобрать пословицы о Родине, героях , защитниках Родины , о
героизме, патриотизме.
8.Читать рассказы о героях Великой Отечественной войны.
9.Подготовить альбом «Это многих славный путь...» (рассказы освоих прабабушках, прадедушках, бабушках, дедушках,...)