Доклад по теме Формирование метапредметных умений и навыков средствами технологии модульного обучения на уроках математики.


Формирование метапредметных умений и навыков средствами технологии модульного обучения на уроках математики.
Использование в математике основных знаний других смежных наук и их тесное взаимодействие создают необходимый потенциал для развития предметных, личностных и самое главное метапредметных результатов освоения образовательных программ, что является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.
Я, как учитель , на каждом уроке стараюсь выявить основные межпредметные связи и взаимодействие математики с биологией, химией, физикой и реальной жизнью, что позволяет обеспечить формирование положительных метапредметных результатов на основе небольших исследовательских и проектных работ лабораторной направленности и решения занимательных математических задач и проблемных ситуаций.
Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
4)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
5)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.
Все составляющие успешно решаются с помощью технологии модульного обучения:
1)В вводной части осуществляется пропедевтика т.е постановка целей и определение задач изучения новой темы
2)Приобретение базовых знаний осуществляется в диалогической части на первых уроках.
Системное развитие метапредметных умений и навыков учащихся в процессе составления и дополнения опорного конспекта и решения задач прикладного характера на последующих уроках диалогической части.
3)Контроль и коррекция метапредметных умений и навыков происходит на заключительном этапе изучения темы, способствующих качественной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГиА написание научно-исследовательских работ.
Традиционное обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование технологии модульного обучения и метапредмета «Задача» дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом я объясняю ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Если ученик приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов. На уроке ребята учатся отстаивать свою позицию, аргументируют ее доказательной базой и учатся вести дискуссию.
В дальнейшем учащиеся закрепляют свои навыки при помощи полученных базовых знаний в процессе разработки собственного (возможно коллективного) проекта исследовательской работы в рамках школьного учебного научного общества.
Метапредметы представляют собой современные образовательные модели, которые развиваются поверх традиционных предметов. В их основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «гипотеза», «пути решения», «результат».
На уроках я значительно расширяю предметную область математики путем решения задач из реальной математики.
Мне бы хотелось привести краткую иллюстрацию одного из своих уроков по теме «Тела вращения».
На основе изученной ранее темы многогранники и создания проблемной ситуации учащиеся под моим руководством составляют конспект по новой теме «Тела вращения». Мною формулируются вопросы позволяющие найти взаимосвязь между элементами и свойствами этих фигур, а также вывести основные формулы на основе изученных ранее. Конспект дополняется информацией на каждом уроке, расширяя и углубляя знания учащихся.
Более эффективное усвоение теоретического курса и формирование практических навыков и умений легче осуществляется через самостоятельную работу , построенную на основе метапредметного подхода. Такая работа способствует повышению уровня понимания и эффективности запоминания фактического материала, развивает мышление, позволяет ставить перед собой цель и решать задачи.
Учащимся предлагаются задачи, из раздела реальной математики, позволяющие осознанно применять полученные знания. Например, в стакан цилиндрической формы с известным диаметром основания и высотой положили несколько шариков мороженного определенного радиуса и поставили вопрос: «Вытечет ли мороженое из стакана, если оно растает?».
Или вычислить расход материала на изготовления шляпы под названием цилиндр.
На этапе итогового контроля учащимся предлагаются задачи, иллюстрирующие итоговые знания и умения . Эти задания показывают достижения базового и повышенного уровня.
Задания содержащие творческие задачи дают возможность определить соответствие метапредметных знаний и умений следующим критериям оценки:
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели и роли участников;
Умение находить в различных источниках информацию;
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на развитие учебно – познавательной компетентности.
Итак подведем итоги:Метапредметный урок на основе технологии модульного обучения– это урок, на котором…
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка; ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
К положительным моментам применения метапредметного подхода в изучении математики можно отнести:
- развитие глубоких системных знаний у школьников при изучении математических процессов и явлений разной сложности;
- расширение интеллектуальных потребностей и кругозора школьников;
- формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
- изучение сложного материала по предмету через разноуровневые практико-ориентированные задания;
- расширение самостоятельности и самоконтроля.
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.
Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.
К трудностям в применении метапредметного подхода можно отнести:
- ограниченность продолжительности урока, которую можно компенсировать за счет интенсификации времени по разбору материала;
- серьезные требования к теоретическим и практическим знаниям научно-исследовательских подходов и межпредметных вопросов учителем;
- отсутствие единой методики оценки метапредметных результатов.