Статья ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИСТОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


НТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИСТОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить.
Т.Эдисон.
В век глобализации, индустриального, информационного общества интегративные подходы в образовании вновь играют важную роль. И с этим нельзя не согласиться. Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое», необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:
- близости изучаемой, исследуемой темы;
- совпадении объекта изучения;
- наличии общих методов.
В общеобразовательных учреждениях широкое распространение получили процессы интеграции учебных предметов: истории и литературы, истории и музыки, физики и математики, математики и информатики и т.д., целью данного процесса является объединение наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира.
Следует помнить, что интеграция – это не механическая деятельность, а процесс, который требует существенных изменений в содержании, структуре занятий, общих идей педагогов и обучающихся. Интеграция предполагает обязательное развитие творческой активности школьников и это дает возможность использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей: науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Идея моего опыта заключается в объединении в одно целое наук: математики и истории для проведения урока, посвящённого обобщению материала, изученного пятиклассниками, с празднованием самого главного праздника нашей страны «Днём Победы». Сразу возникает вопрос, а возможно ли объединение точной науки «формул и символов» и науки о жизни человеческого общества в прошлом?
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития личности.
Ведь как математика не может быть без чисел, так и история не может быть без дат. Необходимо использовать такие задачи, которые дают обучающимся возможность, даже и не зная событие, оттолкнуться от другого факта, призвать на помощь математику, логику и решить их. Такая работа позволяет обучающимся составить алгоритм действия, установит причинно-следственную связь.
Так, в ходе интегрированного с помощью математических расчётов, опираясь на исторических материал, обучающиеся изучали вопросы: (слайды урока)
Таким образом, в ходе интеграции истории и математики обучающиеся получают огромный объем нового материала, овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет им решать определенные задачи и формирует их ключевые компетенции.
Интеграция математики и истории позволяет достичь высоких результатов в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. И это не случайно. Деятельностный подход в обучении и воспитании способен отвлечь современных школьников от организаций националистического толка, ложных ценностных ориентиров, компьютерных игр, а главное, благотворно воздействовать на формирование личности.
Педагоги на таких мероприятиях решают конкретные задачи воспитательной работы в режиме конструктивного диалога, создают благоприятный эмоциональный климат в классном коллективе и необходимые условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Интеграция дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, позволяет подготовить обучающихся к жизни, изучить законы, по которым развивается общество в целом, формировать устойчивый интерес и положительную мотивацию к школьным предметам.