Методическая разработка Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 им. Бориса Рукавицына










Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков

методическая разработка




Баюнова Вера Ивановна
учитель технологии
СОШ № 24 им. Бориса Рукавицына




















Рыбинск, 2017


Содержание

Стр.

Введение...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проектного метода в обучении.4
1.1. Что такое метод проектов...4
1.2. Сущность проектного метода обучения5
1.3. Типологические признаки проекта...6
1.4. Виды проектов.6
1.4.1. Исследовательские проекты.6
1.4.2. Творческие (продуктивные).....6.
1.4.3. Информационные..6
1.4.4. Практико-ориентированные или социально-значимые проекты.6
1.5. Этапы проектной деятельности..7
1.6. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.7
1.6.1. Результат развития метапредметных компетенций..8
Глава 2. Из опыта работы по использованию метода проектов в образовании школьников8
Проекты в урочной деятельности..8
Проекты во внеурочной деятельности..10
2.2.1. Творческое объединение «ШАРМ».10
Проекты в работе научных обществ учащихся11
2.4. Результативность применения метода проектов. ...11
2.4.1. Анализ результативности применения метода проектов...12
Заключение ..14
Литература15
Приложение..16















Введение

Образовательная область «Технология» является составной частью общего образования и вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, осознанному выбору профессии и пути ее получения. Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях, может быть даже и, не осознавая того, руководит именно проектной деятельностью. Это происходит тогда, когда ученики под его руководством решают всевозможные конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда. «Найди потребность и удовлетвори ее» - вот девиз проектной деятельности школьника.
Педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.
Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель и другие
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их  универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения,  а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Цель данной методической разработки: теоретически обосновать и доказать эффективность использования проектной деятельности в работе учителя технологии.
Для достижения цели были решены задачи:
- дать теоретическое обоснование проектной методики обучения;
- раскрыть сущность проектного метода обучения;
- рассмотреть типологические признаки проекта;
- описать виды проектов;
- показать результативность использования в работе метода проектов;
- показать значение проектного метода на формирование метапредметных компетенций;
- проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе
учебных и внеучебных занятий.

Данная разработка может представлять интерес учителям технологии, воспитателям, педагогам дополнительного образования.


Глава 1. Теоретическое обоснование проектного метода в обучении

1.1 Что такое метод проектов
Под проектом (от лат. ргоуесtuз двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.
Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов У.Х. Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.
В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.
В СССР метод применялся в практике опытных и некоторых массовых школ в первые годы советской власти. Наркомпрос утвердил в 1930 г. Программы, которые были построены на основании комплексов-проектов. Однако был осуждён в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. “О начальной и средней школе”, поскольку противостоял системному предметному обучению. Между тем, в последние годы во многих странах мира (США, Великобритании, Франции) интерес к методу проектов значительно возрос.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении обучающихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Метод проектов уже широко опробован российскими учителями в экспериментальных школах Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Калининграда и других городов. Его апробация проводилась в течение нескольких лет. Общим результатом, полученным в ходе этого эксперимента, стали заметный рост мотивации учащихся, и как следствие этого – повышение качества их работ. Возросла и удовлетворённость учителя. По результатам анкетирования все ученики отмечали положительное влияние проектов на развитие их личности. [5]

Чтобы достичь успеха современный человек должен уметь многое: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки. К совместной проектной деятельности учителя сегодня побуждает новый ученик, осознающий свои собственные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

1.2 Сущность проектного метода обучения.
Проект, по словарю В.В.Даля, - «задуманное, предложенное дело и самое изложенье его на письме или в чертежах. Проектный, проектовый к сему относящее». Другими словами, проектно-исследовательская деятельность это организация особого взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения в общеобразовательной школе любого типа. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук. Учитель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение учащимся помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), настолько интересных, что они позволяют обучающимся становиться призёрами различных конкурсов и конференций регионального и российского уровней.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Технология», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные
знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации,
производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения и информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для решения многих задач.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и учителя должен быть направлен на повышение познавательной деятельности при выполнении творческих проектов по технологии.

1.3 Типологические признаки проекта.

У Е.С. Полат существует общедидактическая типология проектов, где предлагается
подразделять проекты по следующим типологическим признакам:
Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:
исследовательский (неизвестно - что будет на выходе),
поисковый (привязан к конкретной теме),
творческий,
информационный (с такого типа можно начать проектную деятельность в 7-м
классе. Дети на таком проекте учатся работать над текстом, структурировать его),
практико-ориентированный (такие проекты отличает четко обозначенный с самого
начала результат деятельности участников проекта, который обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует
хорошо продуманного сценария, организованной работы в плане поэтапных
обсуждений, индивидуальной работы и т.п).
Предметно-содержательная область: монопроект (проекты в рамках одного учебного предмета) и межпредметный проект (проекты, затрагивающие два-три предмета).
Характер координации проекта: с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов: внутренний, региональный и международный.
Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах), парные (между парами участников), групповые (между группами.).
Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. [7]

1.4. Виды проектов.

1.4.1. Исследовательские проекты – ориентированы на решение научной проблемы. Имеют четко продуманную структуру, совпадающую со структурой реального научного исследования: актуальность темы, определение целей и задач, предметов и объектов исследования, методов, обсуждение результатов, выводов и рекомендаций. Как правило, презентация данных проектов происходит на научно- практических конференциях, исследовательских чтениях различного уровня: от школьного до международного. Исследовательские проекты оформляются в соответствии с требованиями конференций или чтений.
1.4.2. Творческие (продуктивные) - проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Принципы их оформления: яркость и оригинальность дизайна в соответствии с темой проекта, лаконичность, емкость, динамизм и простота информации, убедительность. Примеры: стенгазеты, сценарии праздников, видеофильмы, презентации и другие. Разве урок не может быть примером творческого проекта учителя? Как свидетельствуют опросы учителей, о плане урока, о его методах, средствах они думают практически постоянно. Каждый урок может быть ярким, а может быть скучным, и зависит это от многих факторов. Но если урок разработан творчески, с огоньком, в нем продумано все до мельчайших подробностей, на таком уроке интересно ученику.
1.4.3. Информационные – проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры. Наиболее распространенные методы обработки информации – это статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение.
1.4.4.Практико-ориентированные или социально-значимые проекты рассматриваются в зависимости от их практического использования в социуме – проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. Отличаются четко обозначенным характером результат деятельности его участников. Этот результат должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей.

1.5. Этапы проектной деятельности.

Поисково-исследовательский (организационно – подготовительный)
Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ею. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и др.
Технологический этап
Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности
Заключительный этап
Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.


1.6. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет учащихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности учащихся.
В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.


1.6.1.Результат развития метапредметных компетенций
Развивается:
культура сотрудничества;
культура работы с информацией;
диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
умение как творческий процесс;
учение как саморазвитие.
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские работы;
рефераты;
макеты;
презентации;
карты;
поделки и т.п.
б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.

Глава 2. Из собственного опыта работы по использованию метода
проектов в образовании школьников.

Проекты в урочной деятельности.

Данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Учитель задает алгоритм деятельности учащихся.
Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно. Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого   ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая   творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
индивидуальной заинтересованностью;
cоциальной значимостью.
Введение творческих заданий помогает мне решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Всякий раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.
Не каждая ученица способна сама выбрать тему проекта. В связи с этим я даю перечень возможных проектных заданий, т.е. формирую банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Сферой деятельности может быть школа. Примерное задание – изготовление дидактического материала, наглядности, различных изделий для кабинета и др. Вторая сфера деятельности – досуг. Задание – мягкая игрушка, подарки для родных, предметы прикладного творчества. Третья сфера – всё для дома. Это могут быть различные панно, прихватки, грелки для чайника и др.
Примеры работ: Минина Татьяна «Волшебный крестик», Королева Юлия «Цветочные идеи», Федотова Дарья «Хочу стать модельером», Галочкина Анна «Бисероплетение» и др.
Прежде чем приступить к выполнению работ, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриками, диванными подушечками, набором прихваток для кухни, или сделать что-то в подарок. Но при выборе проекта учащиеся должны уметь реально оценивать свои возможности, учитывать сложность проекта и доступность его изготовления. И для того, чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы его выполнения.
Осваивая эту технику, учащиеся изготавливают много красивых и нужных вещей, их работы выставляются в школе, городе, области и заслуживают большого внимания. На пропедевтическом этапе (5-6 класс) проект выполняется, как правило, за один – два урока. Самыми любимыми темами, в этом возрасте, стали проекты, выполненные в подарок маме (прихватка, игольница, салфетка). Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала. При изучении базового курса (7-8 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся. Зная интересы и потенциальные возможности своих учениц, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного (индивидуальные проект) до нескольких человек (коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяем обязанности между ученицами и определяем ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Использование метода проектов на уроках технологии, учит девочек объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Ученицы учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

Примерная тематика творческих проектов.
Вышивка – древнее рукоделие.
Весёлые лоскутки.
Подарок своими руками.
Изделия из лоскута – ситцевая сказка.
Современная одежда из натуральных тканей.
Мои зеленые друзья.
Игрушки-подушки.
Салфетки для праздничного стола.
Исторический костюм.
Бисероплетение – старинный вид рукоделия.
Изготовление диванной подушки.
Одежка для окошка.
Цветочные идеи.


Проекты во внеурочной деятельности.























Проекты во внеурочной деятельности отличаются большим разнообразием применяемых видов проектов и формой представления результатов (выступления агитбригады, компьютерные презентации, стендовый доклад, представление спектакля, экологические акции и др.). Время для работы над проектом выделяется в соответствии с объемом изучаемого материала, эти проекты чаще всего долгосрочные. Применять такие проекты можно на внеклассных мероприятиях, классных часах, тематических вечерах, научно-практических конференциях и др.
Во внеклассной работе меня привлекает коллективная творческая деятельность. Ее результат позволяет ученикам сполна проявить свои творческие способности, повысить свой статус в группе сверстников, получить удовольствие общения во временном коллективе, объединенном одной целью.
Для меня, учителя технологии, внеклассная работа по предмету не является чем – то совершенно самостоятельным. Она органично встроена в образовательный процесс и способствует повышению мотивации изучения предмета, развитию творческого потенциала обучающихся и их социализации.
Примеры работ: социальный коллективный проект «В снежном царстве, ледяном государстве», Мягченкова Ирина «Сладкая фантазия», Шалаева Анна «Ах, эти рюши», Королева Юлия «паспорт комнатных растений для детского сада», Белова Надежда «Ах, эти шляпки, шляпки» и многие другие.

2.2.1. Творческое объединение «ШАРМ»
Творческое объединение «ШАРМ» (школьное агентство рыбинских модниц) основано мной в школе № 24 города Рыбинска в 1996 году.
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения, специфики предпрофильной подготовки учащихся.
Элементы моделирования одежды и интерьер жилого дома рассматриваются на уроках технологии, но этой теме отводится слишком мало времени. Кроме того, «моделирование» - один из базовых курсов в обучении профессиональных портных, модельеров и стилистов. Без постижения основ моделирования и конструирования одежды, создание уюта и комфорта в доме не может обойтись ни одна хозяйка. Программа способствует профессиональной ориентации учащихся на такие специальности как художник – модельер, конструктор – модельер, закройщик, портной, стилист, дизайнер. Весь опыт, навыки и умения помогут в повседневной жизни (дополнить свой гардероб, сделать подарки близким, украсить свой дом).
Каждый год участники объединения «ШАРМ» проводят показ моделей одежды «Мир моды и фантазии» , творческие выставки: мягкая игрушка, вышивка, сувениры и подарки к рождеству. Помимо основной коллекции одежды участницы демонстрируют модели, выполненные из нетрадиционного материала (фантики от конфет, открытки, мешки для мусора, бумага и т.д.). Таким образом, были созданы коллекции:
«Сладкая фантазия» - из конфетных фантиков;
«В гостях у сказки» - из легкой ткани, гофрированной бумаги, пакетов;
«Черное – белое» - из полиэтиленовых пакетов;
« Русский сарафан» - из мешковины;
« Праздник каждый день» - из открыток и др.
«Ах, эти шляпки, шляпки!»
Коллектив стал лауреатом 2 степени в муниципальном фестивале юных модельеров за коллекцию одежды «Шуршание весны» (из нетрадиционного материала) , лауреатом 3 степени за коллекцию «Ах, эти шляпки, шляпки» (в номинации «Бумажная фантазия») - лауреатом 3 степени конкурса моделей одежды из нетрадиционных материалов «Модели из портфеля».
Метод проектов позволил преодолеть типичную пассивность учащихся включить всех в творческую совместную деятельность, в корне изменить отношения «учитель – ученик». Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения. В итоге индивидуальные проекты объединились в коллективный творческий проект «Интерьер жилого дома».

Проекты в работе научных обществ учащихся.
Научное общество учащихся объединяет школьников, которые заинтересованы углубленным изучением предметов и стремятся получить навыки проведения научных исследований. Поэтому в работе НОУ чаще всего используются исследовательские проекты, которые планируется представлять в виде стендовых докладов или реферативных работ на научно-практических конференциях школьников разного уровня. В последнее время распространена возможность участия в российских и международных конференциях с помощью сети Интернет. Примером могут служить работы учащихся Мухтаровой Ангелины, Ильинской Юлии и Кудрявцевой Кристины, которые стали финалистами Всероссийского конкурса детско-юношеских творческих работ «Психология здоровья», Локонова Татьяна «Что значит быть воспитанным?», Кудрявцева Кристина «Берегите нашу Землю», Ваулин Сергей «Культура общения». Шалаева Анна и Белова Надежда лауреаты 2 степени научной конференции школьников, посвященной памяти академика А.А.Ухтомского и другие

Результативность применения метода проектов.
На протяжении многих лет я использовала эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса.
Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
2) меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
3) у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
4) на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования, он способствует формированию метапредметных компетенций школьников.
Коллективные рассуждения, постановка вопросов, выработка суждений - организуют самостоятельный процесс воспитания, процесс выстраивания жизненно важных, смыслообразующих ценностей человеческой личности.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации. (Приложение 1)
2.4.1. Анализ результативности применения метода проектов.
Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии.
Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных обучающимися на олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, работа по использованию метода проектов на протяжении всех лет дала следующие результаты:
- успехи, достигнутые детьми, создают положительное к ним со стороны сверстников,
отношение;
- уровень работ, представленных на выставки, с каждым годом всё выше;
- проведённое анкетирование «Оцените ваше состояние после урока или занятия» показало, что 97% учащихся оценивают своё состояние после занятий как комфортное, чувство удовлетворения, «довольны достигнутым результатом».
Анализ результатов показал, что при использовании на уроках технологии метода проектов у учащихся повышается интерес к урокам. Повысилась дисциплина, стали более трудолюбивы, отзывчивы по отношению друг к другу. Развиваются познавательные потребности, творческое мышление, художественный вкус. Оптимальное сочетание внеклассной работы и уроков технологии позволяют прочно усваивать содержание образования по технологии, способствуя повышению познавательной активности учащихся.
Не смотря на то, что в школе курс «технология» ученики заканчивают изучать в 8 классе, их интерес к предмету не угасает. Подтверждение этому: Батухтин Станислав (11 класс), Белова Надежда (11 класс), Колганова Мария (11 класс), Мягченкова Ирина (10 класс), Шалаева Анна (10 класс), Козина Елизавета (9 класс), Федотова Дарья (9 класс) - постоянные участники выставок, конкурсов, фестивалей, конференций, олимпиад от школьного уровня до международного.
Заключение.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.
На таких уроках воспитывается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся, реализуются межпредметные связи.
Интегрированные уроки, делают процесс обучения более качественным и интересным, обеспечивают формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде, что соответствует формированию метапредметных компетенций.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.
Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует политехническому образованию. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
В своей работе учитываю принцип «трех С»: со-трудничество, со-переживание, со-творчество, которые очень важны и нужны в нашей работе.
Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учиться, не может научить учиться других.
Но самая главная результативность моей работы представлена перед вами и находится в моей родной школе. Это работы, выполненные моими воспитанниками. Я вижу, что мои труды не проходят даром. У нас с детьми большие планы на будущее
Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока»
Литература

1. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.
2. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.
3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
4. Границкая А.С. Научить думать и действовать: - М.: Просвещение, 1991.
5. М.Б. Романовская Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Приложение 1

Достижения в реализации моей педагогической деятельности

УЧЕНИК


Проектная деятельность в образовательном процессе




у учащихся явное повышение познавательного интереса к предмету «Технология»;
проекты содействуют росту успеваемости учащихся по предмету «Технология»;
проекты позволили учащимся проявить себя в новой роли;
формируются навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
проекты способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Развивающее обучение
Развитие разных форм мышления как равноценных, значимых для личности каждого ученика; развитие индивидуальных познавательных способностей; интерес к учебно-поисковой деятельности в атмосфере сотрудничества и т.д.

Проблемное обучение
Формируется устойчивый интерес к обучению; повышается уровень интеллекта; знания становятся более качественными; чаще возникает ситуация успеха; повышается самооценка и т.д.

ИКТ в образовательном процессе

Процесс обучения становится более живым, интересным; легче усваивается материал; углубляются знания по предмету и т.д.

Здоровьесберегающие технологии
Повышается интерес к физкультуре, к своему здоровью и здоровому образу жизни; стремление к самосовершенствованию и т.д.

Разноуровневое обучения

Раскрываются индивидуальные способности каждого ученика; оценка не только результата, но, главным образом, его достижения и т.д.

Коллективные способы обучения и коллективные творческие дела
Совершенствуются навыки логического мышления и понимание; возрастает чувство ответственности за общее дело; формируется умение работать самостоятельно и т.д.











13PAGE 15


13PAGE 14215



Система внеклассной работы по технологии


Массовая
работа

Групповая
работа

Индивидуальная
работа

олимпиады,
конкурсы,
тематические недели,
конференции
фестивали


элективные курсы,
творческое объединение «ШАРМ»
временные творческие группы


подготовка к конференциям,
подготовка к олимпиадам,
подготовка рефератов,
исследовательских работ, проектов




15