Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счёт создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
- выявление проблемы исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
- определение методов сбора и обработки данных;
- сбор информации;
- аналитическая работа;
- корректировка поставленных задач и хода исследования;
- дальнейший поиск информации;
- анализ новых фактов;
- обобщение – рассуждение – получение новых данных;
- оформление результатов исследования;
- обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвёртых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Сегодня понятия “метапредмет“, “метапредметное обучение“, “компетентностный подход“ приобрели особую популярность. Мне хочется поделиться собственным первым опытом работы при построении метапредметного урока, формировании компетентностного подхода.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать собственные ресурсы).
В своей деятельности мы применяем следующие технологии:
- интерактивная методика – обучение через опыт;
- личностно – ориентированные
Это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учащихся, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.
Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока следующие:
- стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- способствовать эффективному накоплению каждым ребёнком своего личностного опыта;
- предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
- использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- вести индивидуальную работу с каждым учеником;
- помогать учащимся планировать свою деятельность;
- создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.


Главной задачей современной российской щколы является формирование конкурентноспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности.
Из опыта работы.
Мною был разработан проект, посвящённый Международному дню родного языка.
Проект “За чистоту русского языка”
( проект может быть включён в программу русского языка в 9 -11 классах)
Вид проекта: информационный
Актуальность темы: сегодня очень много претензий к языку СМИ. Проблема правильности русского языка становится очень серьёзной. Пришло время заняться исследованием состояния современной русской речи, определить факторы, влияющие на её динамику, и следить, чтобы наш язык, с одной стороны, соответствовал литературным нормам, а с другой - был понятен молодым людям и не травмировал старшее поколение.
Проблема: почему современный русский язык перестаёт быть правильным?
Предмет исследования: русский язык как явление современной жизни.
Объект исследования: язык СМИ, рекламы, публичные высказывания известных людей, устная речь современников.
Цели: - активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности,
- формирование интереса к русскому языку, воспитание патриотических и нравственных качеств,
- пропаганда научно-исследовательской деятельности.
Задачи: - закрепление навыков редактирования: умения видеть ошибку, её классифицировать и исправлять,
- систематизация полученных знаний.
Методы обучения: работа в парах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, проблемное обучение.
Использование современных технологий: технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (группы), здоровьесберегающие, эвристическое обучение, личностно-ориентированное, информационно-коммуникативные технологии.
После того как была исследована проблема, ребята приступили к реализации намеченных путей решения этой проблемы и отправились в начальную школу.
Рассказывали о происхождении языка, об азбуке, о книгопечатании. Провели игры с использованием загадок, русских пословиц и поговорок.
Цель таких уроков: развивать интерес ребят к своему языку, воспитывать уважение к своему языку, побудить к повышению уровня образованности, стремление развивать свою речь и заниматься самообразованием.
Учащиеся 7 – ых классов приняли участие в проекте и подготовили информационные стенгазеты.



Проект, посвящённый Году культуры.
В рамках реализации правительственной программы
под девизом
« Лишь культурными ценностями живо человечество»
Обоснование проекта:
Книга это окно в мир культурного многообразия, это мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве.
В год культуры мы все должны особое внимание уделить важной роли книги в сохранении и приумножении культуры каждого государства. Ведь книга это лучший помощник в наших общих усилиях по защите и обогащению культурного наследия человечества.
Гипотеза проекта:
Можно ли счастливым стать, если книги не читать?
На уроках литературы и внеклассных занятиях ребята определились с темами исследовательских работ по изучению творчества А.П.Чехова.
Приступили к творческой части.
Уже в октябре ребята посетили литературную гостиную “В гостях у А.П.Чехова“.
В этом проекте приняли участие учащиеся 10 – 11 классов.
Творческая группа показала театральную инсценировку рассказа Чехова “Радость“.
Ребята участвовали в викторине “Путешествие по произведениям Чехова“.
По результатам жюри объявило самый читающий класс.
В декабре учащиеся 6 – ых классов посетили Книжный салон с проектом “Как важно дружить с книгой!“
На первом этапе работы ребята представили свои киноролики “О пользе книг“, показали инсценировку рассказа М.Зощенко “Глупая история“ и сценку о том, как здорово уметь читать.
На втором этапе была проведена викторина к 200-летию М.Ю.Лермонтова.
На третьем этапе была организована игра со зрителями. Ребята читали наизусть стихи Лермонтова по заданному началу и получали дополнительные баллы для класса.
Жюри подвело итоги, и классы были награждены грамотами и ценными призами.
На данный момент мы с ребятами приступили к заключительному этапу нашего большого проекта – это участие в Гимназических чтениях, где будем представлять итоги своих исследовательских работ по литературе.
Цель: приобщение к чтению, повышать интерес к литературе, развивать творческие способности, развивать речь учащихся.
15