Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом


Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС, включающей в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение, а также обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам такой среды. Что позволит решать такие задачи, как: информационное обеспечение и управление образовательным процессом; автоматизация деятельности библиотеки; документооборот; подготовка оперативной и внешней отчетности.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация, информационные технологии, ресурсный центр.
Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса [1].
Модернизация современного образовательного процесса, направленная на повышение качества обучения, предполагает ориентированность на каждого учащегося, как отдельную личность, которой предстоит воплощать полученные знания в будущей образовательной деятельности. В связи с этим возникает необходимость переосмысления подходов к отбору содержания образования и технологиям обучения, что в свою очередь неразрывно связано с индивидуализацией обучения [3]. Информатизация образовательного пространства учебного заведения является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников [4]. Проблема поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях.
Наибольшее применение информационные системы в образовательных учреждениях находят при автоматизации таких задач, как управление образовательным процессом; финансовое планирование и бухгалтерский учет; учет состояния материально-технической базы; управление персоналом; автоматизация деятельности библиотек; документооборот (формирование приказов, контроль исполнения); подготовка оперативной и внешней отчетности.
Вопросы информатизации общеобразовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации) [4]. Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных, автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и т.д. [2].
Таким образом, одним из важнейших факторов введения ФГОС является создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды (ИОС), включающей в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение ИОС, обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам ИОС.
На сегодняшний день в МБОУ «Гимназия №44» города Курска такая ИОС разработана и успешно функционирует, базируясь на следующих технических средствах: 123 компьютера (из них 43 в составе мобильных классов); локальная вычислительная сеть (ЛВС); 32 проектора; 18 сканеров; 3 веб-камеры; 11 интерактивных досок; 3 интерактивные системы (рис.1).
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ - КОМПЬЮТЕР - ПРОЕКТОР - ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА/ ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА - БАЗОВЫЙ КАБИНЕТ МК С WiFi ТОЧКОЙ ДОСТУПА - СЕРВЕР
Рисунок 1. Техническая оснащённость.
Компьютерами оснащены практически все учебные кабинеты. Все компьютеры объединены в гимназическую ЛВС, состоящую из двух подсетей: учебную (рабочие места обучающихся) и административную (рабочие места заместителей директора, секретаря, программиста, учителя и библиотекаря). Каждый пользователь имеет доступ в Интернет, к единому ресурсному центру и системе «Электронный классный журнал» (рис.2).
Такая информационная инфраструктура позволяет решать следующие задачи: информационное обеспечение образовательного процесса; управление образовательным процессом; автоматизация деятельности библиотеки; документооборот (формирование приказов, контроль исполнения); подготовка оперативной и внешней отчетности.
Единый ресурсный центр гимназии хранит в электронном виде информацию для администрации (нормативные документы, приказы, планы проверок и т.п.), педагогов (методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, разработки учителей и т.п.), и обучающихся (задания повышенной сложности по предметам, расписание олимпиад и конкурсов, дополнительные материалы к урокам). Права доступа конкретного пользователя к информации центра регулируются администратором сети.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА8УУУ0УУУ16УУУУК с АРМ учителя8УУУ0УУУ16УУУРАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВУЧАРАБОЧЕЕ МЕСТО СЕКРЕТАРЯРАБОЧЕЕ МЕСТО ПРОГРАММИСТАРАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВУЧАРАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВУЧАРАБОЧЕЕ МЕСТО СЕКРЕТАРЯРАБОЧЕЕ МЕСТО ПРОГРАММИСТАРАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВУЧАВНУТРИГИМНАЗИЧЕСКАЯ СЕТЬЭКЖСЕРВЕРБиблиотекаЕДИНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТРСАЙТИНТЕРНЕТМК 1УУУМК 2УУУМК 3УУУ11УУУ
Рисунок 2. Информационная инфраструктура.
Единый ресурсный центр гимназии хранит в электронном виде информацию для администрации (нормативные документы, приказы, планы проверок и т.п.), педагогов (методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, разработки учителей и т.п.), и обучающихся (задания повышенной сложности по предметам, расписание олимпиад и конкурсов, дополнительные материалы к урокам). Права доступа конкретного пользователя к информации центра регулируются администратором сети.
Необходимо отметить, что технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс. Именно педагогическое освоение средств ИКТ вызывает трансформацию всего образовательного процесса.
Интерактивное оборудование учебных кабинетов на базе гимназии позволяет проводить уроки на современном уровне. Широкое использование видеопроекторов, интерактивных досок и интерактивных систем дают возможность как учителю, так и обучающемуся гораздо более наглядно представлять информацию, делая её более понятной и лучше воспринимаемой. На сегодняшний день в учебной работе гимназии традиционными являются такие формы использования ИКТ как: мультимедийное сопровождение уроков; компьютерный контроль знаний различного уровня; использование ресурсного центра для организации работы педагогов и самостоятельной работы обучающихся; электронные лабораторные практикумы; поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет; использование различных видов Интернет-тренажеров.
Вопросы информатизации гимназии нельзя сводить только к вопросам оснащения аппаратно-техническими и программными средствами. Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса; изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ, включая базы данных, автоматизированный учет, официальный сайт) и многое другое.
Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности — это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает "шока настоящего", образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.
Подводя итог, можно сказать, что в гимназии создана функциональная модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом, так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения.Библиографический список.
Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. Моделирование процесса информатизации школы / Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2010, №17.
Кофтан, Ю.В. Системный подход к современному обучению и методология применения информационных технологий в обучении [Текст] / Ю.В. Кофтан // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2008. – Сентябрь. – № 9 (15) – С. 7–10.
Кудрикова Д.Н., Узянова И.М. Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - №3. – С. 59-60.
Современные образовательные технологии: учеб. пособие [Текст] / колл. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.