Программа наставничества молодого специалиста




Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Печора










Программа наставничества молодого специалиста





Составитель программы: Чегесова Е. Ю,
учитель русского языка и литературы











2016 г.


Оглавление


1. Пояснительная записка3-4
2. Цель и задачи программы5
3. Основные мероприятия6-8
4 .Ожидаемые результаты8
5. Критерии оценивания педагогической деятельности
молодого учителя учителем-наставником.9-10 1. Пояснительная записка
Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа наставничества молодого специалиста должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Этапы становления молодого учителя включают:

1) адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
2) стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
3) преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)


Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя русского языка и литературы в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
1) социального, суть которого заключается в закреплении выпускника педагогического института в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
2) профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
3) психологического, включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство,
профессиональное самоопределение,
творческая самореализация,
проектирование профессиональной карьеры,
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.











2. Цель и задачи программы.

Цель программы: обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи программы:
1) привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
2) ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
3) адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Основные мероприятия

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.
Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.


Срок
Что проводится

Сентябрь
Изучение мотивации педагогической деятельности.
Ознакомление с основными требованиями к школьной документации.
Изучение программ, методических пособий.
Изучение документов по ФГОС.
Составление рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература».
Планирование воспитательной работы на год.
Собеседование. Особенности составления плана воспитательной работы.
Практическое занятие «Как вести классный журнал. Запись замены уроков».
Оформление учебной программы, пояснительных
записок, личных дел учащихся и классного журнала.
Взаимопосещение уроков.

Октябрь
Адаптация в педагогическом коллективе.
Современный урок, план урока и его анализ.
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий
Заседание ШМО «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке».
Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями.
Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

Ноябрь
Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти.
Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся.
Мастер-класс. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока.
Методика проведения классного часа, внеклассных мероприятий.
Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий.
Составление аналитических справок.
Проверка выполнения программы. Посещение уроков, классного часа.

Декабрь
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с обучающимися.
Заседание ШМО «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий
Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников
Консультация «Как вести протоколы родительских собраний».

Январь
Портфолио молодого специалиста
Взаимопосещение уроков.
Изучение отзывов детей и их родителей
Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Мотивация предмета

Февраль
Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти.
Заседание ШМО «Самообразование педагога. Изучение документов по ФГОС».


Март
Взаимопосещение уроков.
Участие молодого учителя в анализе уроков
Инновационные процессы в обучении.
Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.
Проверка выполнения программы.

Апрель
Организация повторения.
Составление и разработка технологических карт к урокам. Подготовка к годовым контрольным работам
Составление итоговых тестов для проверки.

Май
Взаимопосещение уроков.
Заседание ШМО «Организация УУД учащихся».
Составление учебно-методической базы на следующий год.
Оформление документации. Составление отчета.
Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)
Итоги воспитательной работы за год.



Занятия с молодым педагогом:

1.Рабочая программа учителя, тематическое планирование.
2.Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
3.Методические требования к современному уроку.
4.Соответствие методов обучения формам организации урока.
5.Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,
формы и методы.
6.Школьная документация.
7.Организация индивидуальных занятий с одарёнными детьми.
8.Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией.

4. Ожидаемые результаты:
1) повышение квалификации молодого педагога;
2) закрепление и успешная деятельность молодого педагога;
3) включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно-экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность.




5. Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником


Показатели
Владеет в достаточной степени
Скорее владеет
Затруд-
няется ответить
Не владеет

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1
Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине





2
Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки





3
Свободное владение материалом урока





2. Методическая готовность к практике преподавания

1
Умение самостоятельно составлять конспект урока





2
Умение вызвать интерес у обучающихся к теме урока, к изучаемой проблеме





3
Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала обучающимися (опрос)





4
Умение объективно оценивать ответ обучающегося





5
Умение применять разнообразные методы изложения нового материала





6
Умение использовать различные технологии в обучении





7
Умение поддерживать обратную связь с коллективом обучающихся в течение всего урока





8
Умение организовать самостоятельную творческую работу обучающихся на уроке





9
Умение стимулировать обучающихся к выполнению домашнего задания





3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1
Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность





2
Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке





3
Владение вербальными и невербальными средствами общения





4
Наличие чувства уверенности в себе







Программа наставничества молодого специалиста должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога русского языка и литературы, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315