Диагностика как инструмент управления учебно – воспитательным процессом.


Диагностика как инструмент управления учебно – воспитательным процессом.
Образование является важнейшей сферой социальной жизни.  Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты.
Наша школа располагается в отдаленном от центра города микрорайоне. В недавнем прошлом микрорайон относился к промышленным районам города. Теперь же многие предприятия закрылись, что обусловило рост числа безработных и, как следствие, алкоголизацию и люмпенизацию населения. Низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания вносит негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу.
Обратимся к исследованию, которое я провела, для того чтобы лучше представлять социальный статус семей моего класса. (слайды)
    Мы видим, что большой % составляют родители, окончившие только школу. Большинство из них не могут найти работу (отдаленность микрорайона, нет рабочих мест) или не желают, родители не занимаются в полном объеме обучением детей, их подготовкой к школе и т.д. 
Таким образом, основная категория родителей – рабочие и большая часть родителей, которые не работают.
Несомненно, эти факты вызывают ослабление воспитательной и защитной функций института семьи.
Анализ состояния здоровья учащихся показал, что дети моего класса имеют различные отклонения в здоровье.   (слайды)                          
Следует учесть, что у многих детей наблюдается сочетание заболеваний.
                                 
Педагогическая диагностика , проводимая мною на основном этапе, показала следующее: (слайды)
 
У ряда детей моего класса: слабость волевых процессов, эмоциональной неустойчивости, импульсивности либо вялость и апатичность.
Для игровой деятельности у таких детей характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом (правилами игры). У ребят отмечается проявление синдромов гиперактивности (гипер-превышающая сверх нормы), импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии. После исследования мною был сделан вывод, что у детей ярко выражен социально-психологический характер.
В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.  
Тем не менее, в психическом статусе у ребят, в мотивационной сфере преобладают игровые мотивы, стремление к получению удовольствия, дезактивность побуждений и интересов (отсутствие) неприспособленность менять побуждения и интересы.
Мотивация детей  в обучении связана с эмоциональной сферой. Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы детей показала, что большую симпатию, комфортность дети испытывают в школе. Негативное отношение у некоторых детей к дому и близким. Это хорошо видно по таблице, составленной по результатам «Цветового теста отношений».
Исходя из анализа социума своего класса, я посчитала, что наиболее продуктивным подходом будет подход, опирающийся на основные закономерности психического развития ребёнка. В связи с этим тезисом мне необходимо было построить работу в своем классе так, чтобы она обеспечивала ребёнку средства для решения задач возраста, создавала условия для освоения способов их решения. Для решения данной проблемы мною была запланирована педагогическая диагностика, которая включала рассмотреть психологический уровень каждого ребенка, отношение к школе, к семье, уровень мотивации и т. д. Анализ данной диагностики позволил мне построить свою работу так, чтобы ребенок на всех стадиях своего развития мог включиться в  образовательный процесс. Данная работа должна выстраиваться таким образом, чтобы дать возможность ребёнку удовлетворить основные потребности возраста (операционально-технические, эмоционально-личностные), а с другой стороны условия должны быть такими, чтобы было обеспечено формирование основных новообразований.
Для дальнейшей своей работы мною была выбрана тема самообразования: «Диагностика как инструмент управления образовательным процессом в классе ». Свою работу построила по этапам: (в презентации на слайдах)
 Анализ заключительного этапа.
       В процессе работы мною были выделены основные принципы при работе с детьми в классе:
    Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей данного возраста;
Недопустимость менторской позиции и порицания;
Положительная оценка любого достижения ребёнка;
Проведение занятий с учётом специфики для данного возраста и соответствующего развития детей.
В основу отбора содержания легли следующие принципы:
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
Практическая направленность;
Занимательность;
Наглядность и др.
Уроки строились на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности.
Во время уроков дети  знакомились со школой, расширяли свой кругозор, учились общению с классным, школьным коллективом и правилами поведения в школе. Именно в игре происходят существенные перестройки всех познавательных процессов ребенка, включая и его поведение. В игре происходит постижение нового опыта, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения, простая игра переходит в разряд освоенных.
С развитием игр по правилам становится важным не только процесс, но и результат. В игре появляются учебные мотивы (мотив выигрыша), стимулирующие деятельность, развиваются психические функции, (игра  групповая, индивидуальная). Большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от ребенка определенной способности (понимать словесные инструкции от свои товарищей, общении с ними, эмоциональном поощрении.) Развивающие игры направлены на: развитие познавательных процессов (мышление, увеличение объема слухоречевой  оперативной памяти, зрительного и слухового внимания, переключения внимания).
Расширение словарного запаса, совершенствование зрительно - пространственных ориентировок, двигательной памяти, последовательности действий и мн. др. Игровые занятия желательно проводить 3-4 раза в неделю по 15 минут, затем пауза для отдыха (1 класс-2).
Результативность своей работы представлю в виде сравнительной таблицы, в которой указаны результаты на первом и конечном этапах.(слайды)
                   Ожидаемые результаты запланированной работы:
 
-               наличие у ребёнка мотивации к дальнейшему обучению (желание учиться);
-               формирующаяся ориентация учащихся на здоровье, как приоритетную базовую ценность и основной результат деятельности;
-               содержание и организация воспитательной и учебной работы сформированы на потребность ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности, а также и их родителей.
-               умение учиться (сформированы навыки и способы решения учебной задачи);
-               сформированное умение устанавливать коммуникацию с общественным взрослым как носителем выработанных в культуре способов мышления и деятельности.
Таким образом, проведенная работа по диагностике для меня показала, что диагностическое исследование является инструментом управления качеством образования и воспитательным процессом   в классе. Поэтому считаю проведение диагностики целесообразным, так как она помогает выработать методы, приемы работы, отслеживать динамику. Ребенок, получивший качественное образование на выходе из начальной школы хочет учиться, умеет учиться, чувствуя себя при этом социально успешным.
 Некачественное образование, соответственно, лишает ребёнка возможности добиться таких результатов.