Программа Программа совместных действий по адаптации молодого специалиста


МБОУ СОШ № 3 города Чадана
Дзун-Хемчикского кожуунаУтверждаю:
Директор школы:
______________/Сегленмей Л.О./
Индивидуальная программа
наставника
Сат Ч.Д.,
Учитель начальных классов Ӏ категории,
наставник
молодых учителей
МБОУ СОШ № 3 г. Чадана.
Чадан, 2015 г.
Пояснительная записка
Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Цель: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи:
- привитие молодому педагогу интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в школе;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Циклограмма работы наставника
на Ӏ-е полугодие 2015-2016 учебного года
Месяц Содержание работы
Сентябрь
Час общения "Расскажи о себе";
Знакомство молодого учителя с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом;
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса (локальные акты);
Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов;
Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов внеурочных и кружковых занятий;
Совместное проведение родительского собрание класса.
Октябрь
Практикум по разработке тематических поурочных планов и программы воспитательной работы;
Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе" и «Результаты КОК 1-х классов»
Ноябрь
Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование работы с родителями"
Мастер-класс "Методика проведения внеклассных мероприятий и классных часов"
Декабрь
Час общения "Основные проблемы молодого учителя";
Консультация "Современный урок: структура и конструирование";
Посещение уроков наставника и их структурный анализ;
Участие в недели учителей начальных классов.
Циклограмма работы наставника
на ӀӀ -е полугодие 2015-2016 учебного года
Январь Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа. Кодированный анализ урока";
Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
Мастер классы "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"
Февраль Посещение уроков у молодого специалиста;
Участия молодого учителя в конкурсе «Молодой специалист»;
Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"
Обзор периодической педагогической печати и электронной печати «Первое сентября». Участие в проекте «Учитель цифрового века».
Март Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков);
Участие в круглом столе «Новые воспитательные педтехнологии»;
Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций
Апрель Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями";
Участие в персональном контроле школы «Работа наставничества в школе»
Май Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –
на 2015-2016 учебный год
МесяцСодержание работы Метод   работы
СЕНТЯБРЬ Адаптация ребенка в школе. Взаимоотношение педагога с детьми и родителями;
Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с учащимися;
Оформление документации класса;
Адаптация первоклассников; Ознакомление с нормативной базой. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Консультация и помощь в составлении плана  работы с родителями, подбор материала для родителей.
Консультации и показ проведения режимных моментов;
Оказание помощи.
Подбор диагностического материала, оказание помощи.
ОКТЯБРЬ Мониторинг физического развития;
Профессиональная деятельность учителя и планирование воспитательной  работы. Составление сетки организованной образовательной деятельности. Помощь в составлении социального паспорта класса;
Помощь в проведении мониторинга воспитанности класса по методике Капустиной;
Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.
НОЯБРЬ Методика проведения внеурочных и внеклассных мероприятий;
Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.
Мастер – классы: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.
Составление конспектов, планов мероприятий. Помощь в подготовке и организации праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.
Посещение молодого учителя организованной образовательной деятельности и  режимных моментов у наставника.
Помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности, планирование проекта «День матери». Контроль. Подведение итогов.
ДЕКАБРЬ Психолого-педагогические  основы установления контактов с семьей учащихся.
Просмотр  конспекта и  проведение организованной образовательной деятельности молодым учителем.
Подготовка к новогодним мероприятиям. Наблюдения за молодым учителем во время его общения с родителями.
Посещение занятий молодого учителя. Обсуждение.
Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.
ЯНВАРЬ Организация индивидуальной работы с детьми.
Углубленное знакомство с локальными документами, приказами школы.
Роль игры в развитии школьников
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность школы.
Консультации наставника, наблюдение за работой молодого учителя - совместная игровая деятельность.
ФЕВРАЛЬ Основные проблемы в педагогической деятельности.
Использование современных технологий в воспитательном процессе.
Использование в работе проектов. Консультация и решения выхода из этих проблем.
Консультация и ответы на интересующие вопросы.
Планирование. Контроль. Подведение итогов.
МАРТ Просмотр  конспекта и  проведение организованной образовательной деятельности молодым учителем.
Использование в работе ИКТ. Посещение занятий молодого учителя. Обсуждение.
Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.
АПРЕЛЬ Причины возникновения  конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе  педагогической деятельности.
Подготовка к мониторингу развития детей. Обсуждение и консультирование молодого учителя по этой теме.
Проведение собрания, обсуждение собрания.
Оказание помощи. Контроль.
МАЙ Подготовка к летнее – оздоровительной  кампании.
Подведение итогов работы. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
Самоанализ молодого учителя.