Проектная работа Тема: ««Путешествие по городам Татарстана»


Проектная работа
Тема: ««Путешествие по городам Татарстана»

Паспорт педагогического проекта


Содержание

Тема
«Путешествие по городам Татарстана»

Проблемное поле
Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия по многим направлениям, включая территорию своего родного города, а так же поездки в зарубежные страны.
Сюжетно-ролевая игра « Туристическое агентство» была взята не случайно. Дети вместе с родителями проводили отпуск, приносили много фотографий, связанных со своими поездками, сувениров, карт городов, где они уже побывали..
В результате решено было, совместно с детьми подготовительной группы и их родителями, создать сюжетно-ролевую игру с новым сюжетом, которая, как нельзя лучше, отражает явления окружающей действительности, появление новых профессий с конкретной деятельностью. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой - элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Важно дать детям представление, что путешествие должно быть приятным, безопасным и, конечно же, познавательным.
Путешествовать любят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: и взрослые и малыши. Это интересно и увлекательно; это даёт возможность увидеть и открыть для себя что-то новое, неизвестное. Наши дети тоже хотят увидеть весь мир и мечтают отправиться в путешествие
Для осуществления “детской мечты” и создания условий  был разработан краткосрочный педагогический проект “Путешествие по городам Татарстана”, предполагающий реализацию комплекса вариативных форм работы со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами ДОУ, родителями воспитанников


Тип проекта
Познавательно- игровой


Актуальность

Детский сад первое звено в системе образования.
Полноценное владение в дошкольном детстве знаниями является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Обучая дошкольников важно, во-первых,  воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней, а также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, знакомить с интересными событиями, происходящими в республике, трудовой деятельностью жителей республики, культурой, бытом и праздниками.
Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, о стране, где живут, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.  Однако беседы с детьми и родителями, мониторинговые мероприятия показывают, что знания в этой области недостаточные, поверхностные, что безусловно затрудняет формирование национального самосознания у детей, осознание их принадлежности к своему народу, государству.
Таким образом, идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, при этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, родному краю
В качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, который предполагается реализовать в игре.
В сюжетно-ролевой игре дошкольник получает удовольствие от самого её процесса, даже если она предполагает определённый результат. Благодаря этому, ребёнок захочет участвовать в этой игре снова и снова. Значит, можно добиться хороших результатов.



Цели

Учить детей обыгрывать современную действительность в новых комбинациях через сюжетно-ролевую игру, разворачивать общий сюжет игры.
Обеспечить процесс развития познавательно-речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности

Задачи
Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта;
Сформировать банк компетентностно- ориентированных заданий для участников проекта;
Составить и апробировать сценарий НОД
Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности ключевых компетенций участников проекта
Доказать эффективность проектной деятельности в процессе обучения с целью успешного усвоения учебного материала и формирования компетенций личности ребенка.
Создание в МБДОУ предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой работы;
Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им.
Расширять представления детей об окружающем мире, закреплять знания о работе туристического агентства
Предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства, менеджер по туризму, турагент, экскурсовод, администратор отеля, кассир по продаже авиа и железнодорожных билетов).
Обогащать словарный запас
Содействовать расширению кругозора воспитанников через игру


Гипотеза
проекта
Предполагается, что если знакомить детей с родным краем, культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, т.е. давать знания в системе, отражающей всю полноту данного вопроса при непосредственном участии в воспитательно- образовательном процессе как детей, так педагогов ДОУ и родителей воспитанников,то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
А сюжетно-ролевая игра будет способствовать усвоению общественного опыта, формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Методическое обеспечение проектной деятельности









Виды деятельности
Образовательная программа ДОУ.
Ананьева С.И., Хузина Л.Р. Педагогический проект «Чистополю посвящается». – Чистополь, 2012. Методическое авторское пособие.
Непосредственно-образовательная деятельность (конспекты совместной и самостоятельной деятельности детей), наборы открыток, альбомы, иллюстрации, картотека подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевые игры, библиотека научно-популярной и художественной литературы,
Аудио-видеозаписи по теме проекта
Организация предметно-развивающей среды в группе
Консультационный материал для родителей и педагогов


Игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, художественно-творческая, музыкальная.

Материальные ресурсы необходимые для выполнения проекта
Познавательный уголок
Игротека
Баннер «Туристическое агентство «Я познаю мир»
Медиаресурсы:
Интернет, как источник необходимой информации
Microsoft Office  Word, - Microsoft Office  PowerPoint – как средство структурирования, оформления и систематизации информации
Материально-технические: сканер, компьютер, принтер, CD, Экран
Временные: декабрь 2013
Кадровые: педагоги ДОУ


Участники проекта
Дети, родители, педагоги

Этапы и сроки
Реализация проекта «Путешествие по Татарстану»
планируется в течение 5 дней
Проект предполагает достижение поставленных целей и
задач через три этапа: подготовительный этап, основной этап и

заключительный этап
Подготовительный этап:
Анкетирование для выявления потребностей субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект;
Выявление на основе анкетных данных потребностей субъектов образовательного процесса и участников проектирования
Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе;
Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта;
Разработка плана-графика по теме проекта;
Стартовый мониторинг контрольной группы
- Основной этап:
Структурирование собранного необходимого информационного материала;
Сбор ресурсов для реализации проекта;
Моделирование компетентно-ориентированных заданий;
Создание сценария НОД;
Разработка, редактирование, дизайн мультимедийного сопровождения НОД и проектной деятельности;
Апробация
Создание методических рекомендаций для педагогов
Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций участников проекта;
- Заключительный этап:
Подведение итогов
Итоговый мониторинг эффективности проекта
Оценка эффективности проекта
Рефлексия


Мониторинг
Стартовый мониторинг
На первом (подготовительном) этапе:

В мониторинге принимали участие:
- 12 педагогов (100%);
- 22 ребенка (100%) – дети подготовительной к школе группы МБДОУ
- 22 родителя (по результатам представленных анкет);

Анализ мониторинга педагогов, детей и родителей показал следующие результаты:
Педагоги:
- 7 педагогов (75%) затрудняются в выборе технологий планирования работы по теме проекта;
- 5 педагогов – испытывают сложности в умении подобрать формы совместной деятельности с детьми;
- И все педагоги (100%) едины в своем мнении о важности, востребованности данной темы в работе с детьми и семьей.

Дети:
Уровень знаний (в баллах):
Высокий: 10- 12 баллов - 2 человека (9.09%)
Средний: 5 - 9 баллов - 11 человек (50%)
Низкий 0 – 4 баллов - 9 человек (40.1%)

Родители:
- 16 человек (около 75%) не считают необходимым
специально знакомить ребенка с родным краем;
- лишь 7 человек ( 31%) назвали тему ознакомления
детей с Родиной актуальной;
- и остальные 15 - (69%) затруднились с ответами;

Итоговый мониторинг
На третьем заключительном этапе:
мониторинг педагогов, детей и родителей показал следующие результаты:

Педагоги: 12 педагогов (100%) намерены использовать данный проект в своей работе;

Дети:
Уровень знаний (в баллах):
Высокий: 10- 12 баллов - 16 человек (73%)
Средний: 5 - 9 баллов - 6 человек ( 27% )
Низкий 0 – 4 баллов - нет

Родители:
20 человек (более 91%) согласились с актуальностью темы проекта и приняли активное участие в его реализации;
Положительная динамика
- у детей дошкольного возраста составила более 60%;
- у родителей - около – 20%;


Предполагаемый результат
Расширение представлений детей о городах Татарстана, о «месте» родного города на карте Республики, страны, мира
Формирование таких нравственных понятий, как любовь к Родине, гордость за свой город, свою республику, уважение к ее символам, людям которые там живут и трудятся.
Развитие инициативы, сообразительности, потребности общаться, узнавать новое, делиться знаниями
Заинтересованность родителей к проекту, повышение их компетентности по представленной проблеме
Повышение профессионального мастерства педагогов.
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.




Итоговое мероприятие


Структура проекта:





Список литературы и интернет-ресурсов:


Тема: «Путешествие по Татарстану»
Конспект непосредственной образовательной деятельности

Проект состоит из трех этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный


1. Абрамов Л. Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего. – Казань: По городам и весям, 2004. – 462с.
2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112с.
3. Ананьева С.И., Хузина Л.Р. Педагогический проект «Чистополю посвящается». – Чистополь, 2012
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 2010. - 99с.
5. Герасимова З. М. Родной свой край люби и знай // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.
6. Закирова К.В., Мортазина Л.Р. УМК "Балачак - уйнап - к™леп _с‰р чак". - Казань, 2012.
7. Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса, 2003.  -  43с.
Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. – М., 2008. – 100с
8 Комплект УМК «Татарча с™йл‰ш‰без» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова
9. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. - С. 45 – 55.
10. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА. 100 уроков о профессиях и мастерах: в помощь педагогам, воспитателям и родителям / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Амрита-Русь,2007. – 336 с. – (Серия «Образование и творчество»).
11. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012.





15