Технологическая карта на тему Заповедные места Татарстана


Технологическая карта по изучению темы
«Заповедники»
Тема Заповедники.
Цель урока Расширить и углубить знания об основных видах особо охраняемых природных территорий: заповедниках, заказниках, национальных парках, памятников природы
Планируемые результаты Знать заповедники и заказники нашей республики;
Уметь показывать их на карте
Основные понятия заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, русский язык
Ресурсы ноутбук и видеопроектор, карта «Заповедники и национальные парки России», картины заповедников, видеофильмы о заповедниках, презентация «Заповедные места Татарстана», использование видеофрагментов, карточки для групповой работы, рисунки животных и растений, выставка книг, «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс.
Организация пространства объяснительно – иллюстративная, групповая.
Технология проведения Обучающие и развивающие этапы каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа № слайда
I этап - Организационный момент.
Цель: подготовить класс к работе. * Рассадить учащихся по группам, для изучения ООПТ различных природных зон России.
Раздать каждой группе различные источники информации по данной теме. Стих
Любите родную природу-Озёра, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобою родились,Живём мы с тобою на ней.Так будем же, люди, все вместеМы к ней относиться добрей.
Слайд №6
II этап - Актуализация знаний.
Актуализировать знания о ресурсах растительного и животного мира.
- вступительне слово учителя
- актуализация знаний;
- проверка домашнего задания;
- Показ природных зон и их характеристики
- выступления учеников,
- физ.минутка.
- Природа – великий и мудрый воспитатель. К сожалению ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что, не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы. Наша задача – научиться “читать” книгу природы.
- Для чего нужны человеку растительные ресурсы и ресурсы животного мира?
- Каждый из вас подготовился к этому уроку и , я уверена, что он пройдет интересно и с пользой.
-Мы свами на прошлых уроках познакомились с природными зонами России. Перед вами картинки с видами природных зон. Расположите их по порядку.
- Назовите природные зоны и охарактеризуйте их.
- выступления уч-ся
- -«На лесной полянке» Слайд №7
№7
№8-
III этап - Постановка темы и цели урока - Совместное определение местоположения заповедников России (работа с контурной картой)
- Постановка цели урока. У вас на партах лежат листы с картой Евразии (прил. 1). На ней отмечены точками заповедники. Ваша задача – подписать названия заповедников, которые вам известны.
- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в увлекательное путешествие по заповедникам и особо охраняемым природным территориям нашей Республики Татарстан. Слайд №9, 11,
IV этап - Работа по теме урока. - Словарная работа:
- просмотр презентации «Заповедные места Республики Татарстан», с кратким записыванием нового материала.
Проверка
- ООПТ, заповедник, националь-ный парк, заказник, памятник природы, природные парки,
дендрарий, ботанический сад, лечебно-оздоровительные местности и курортылечебно-оздоровительные местности и курорты
Внимательно смотрим и слушаем содержание. Самое важное записываем в таблицу (прил. 2)
Количество заповедников постоянно растёт. На сегодняшний день в нашей республике насчитывается 24 государственных природных заказника, 121 памятник природы.
- Какой заповедник самый большой по площади?
- Какой з-к самый «старый»?
- Какой з-к самыймолодой? Слайд № 11,1213-20,
През-ция физ минукаV этап - Работа в группах. Самостоятельно изучение дополнительного материала. - -А теперь подробнее познакомимся с заповедниками и заказниками нашей республики.
(прил.3) Слайд №21
VI этап - Закрепление- 1. Устно ответьте на вопросы:
Тест (сигнальные карточки) - 1. Назовите самый большой по площади заповедник России?
2. Чем отличается заказник от заповедника?
3. Какой заповедник известен своим “лунным пейзажем”?
4. Какой заповедник расположен ближе всего к месту вашего проживания?
Слайд №22,23,24
VII этап - Заключительное слово учителя Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. Слайд №25
VIII этап - Домашнее задание. - на контурную карту Татарстана нанести заказники и национальные парки.
- рисунок заказника «Балтасинский». Слайд №25
IX этап – Результат и его оценка. Оценивание своей деятельности на уроке.

(ООПТ)
Особо охраняемые природные территории
Заповедник – это природная территория (акватория), полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом.
Национальный парк – это территория или акватория с мало нарушенными природными комплексами и уникальными природными объектами.
Заказник – это территория (акватория), имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов.
Памятники природы –
это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты.