Рабочая программа по внеурочной деятельности Интересные места и достопримечательности Татарстана

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА АЗНАКАЕВО»
АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




«Рассмотрено»
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол №
от «___» ____________ 2016 г.

Руководитель МО
__________ /Л.Р.Гибадуллина/

«Согласовано»
Заместитель директора по ВР

___________ /Бойчук Е.С./

«___» ____________ 2016 г

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 9»

______________ /Хамидуллин Г.М./

Приказ № ____
от «___» ____________ 2016 г.













Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности
Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан
на 2016-17 учебный год





Разработали:
Багманова Раушан Ракитовна, учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №9 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Самарканова Файруза Ахтамовна, учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждени
«Средняя общеобразовательная школа №9 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан



Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан” для 2 класса составлена на основе:
1. 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный стандарт (утвержден приказом Минобрнауки России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; в ред. приказов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной  Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
4. СанПиН 2.4.2.2821-10. Тип документа: СанПиН и (Санитарные правила и нормы). ...Утвержден: ИПТЭР 29.12.2010
5. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
6. Примерные программы внеурочной деятельности 2010 год
7. Закон РТ «Об образовании» от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ
8. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 9 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
9. Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности.
10. Устав МБОУ «СОШ № 9 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Азнакаевский район имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан»» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан»» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Задачи программы:
1. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
2. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
3. Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Цели краеведческого кружка:
1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.
2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.
4. Создать условия для формирования интеллектуальных и практических умений.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан» включены
3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).
2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки)
3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)
Программа кружка «Интересные места и достопримечательности Республики Татарстан»» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 часа занятий в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма(одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества ( осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы понятия:
- о культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Татарстаном.
2. Моя Малая родина. Знакомство с Азнакаевском районом.
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Азнакаевского района.
4. Глубоки корни: история Татарстана, Азнакаевского района.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
2 класс
№ п/п
Дата
Тема
Основные виды
деятельности


п
ф



1 раздел
«Край, в котором мы живём. Знакомство с Республикой Татарстан».

1.

Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с республикой Татарстан
Диспут и игра

2.

Татарстан в прошлом.
Виртуальная экскурсия

3.

Наша древняя столица.
Беседа и игра

4.

Древние города Татарстана
Просмотр д/ф

5.

“Город Казань – прошлое и настоящее»,
Просмотр презентации

6.

Растительность Татарстана
Ролевая игра

7.

Животный мир Татарстана
Ролевая игра

8.

Реки Татарстана и их обитатели.
Беседа и игра

9.

Экологические проблемы
Беседа и дискуссия

10.

Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края.
Практическое занятие

11.

Знаменитые места Республики Татарстан: Булгар.
Просмотр д/ф, викторина-презентация

12.

Стихи о Татарстане
Инсценировка стихотворений

13.

Храмы, мечети Татарстана
Просмотр д/ф и интерактивная игра

14.

Музеи и достопримечательности Татарстана
Просмотр презентации и викторина

15.

Праздники и обряды Татарстана
Ролевая игра

16.

Ремёсла и промыслы Татарстана
Просмотр презентации и инсценировка сказки

17.

Топонимика (из истории названий Казанских улиц)
Диспут и викторина

18

Военно – исторические памятники
Устный журнал и историко- познавательная игра

19.

Татарстан в годы Великой Отечественной войны
Историко-познавательная игра

2 раздел
«Моя Малая родина»

20.

Моя Малая родина. Азнакаево
Устный журнал и викторина

21.

Географическое положение, история, население Азнакаево
Просмотр д/ф и интерактивная игра

22.

Достопримечательности Азнакаево
Диспут с просмотром презентации и викторина

23.

 Обычаи, традиции, праздники
Диспут и экскурсия в дом культуры

24.

Поэты, художники, композиторы на земле Азнакаевского района
Библиотечное занятие

25.

Наши знаменитые земляки
Диспут с просмотром презентации и викторина

26.

Назиба Гимаевна Ихсанова - лауреат премии имени Г.Тукая, народный и заслуженный артист ТАССР
Устный журнал и викторина

27.

Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Азнакаевского района)
Виртуальная экскурсия и викторина

28.

Спорт в Азнакаево
Диспут и ролевая игра

29.

Виртуальная экскурсия по городу Азнакаево
Просмотр презентации и подвижные игры

30.

Экскурсия в Районный музей
Виртуальная экскурсия и викторина

31

 Великая отечественная война в истории Азнакаевского района
Экскурсия

32.

Встреча с участниками ВОВ или ветеранами тыла.
Экскурсия в парк «Победы»

33.

Чтение произведений земляков
Беседа и дискуссия

34.

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?
Библиотечное занятие и инсценировка рассказов.

Всего: 34 часа

8. Описание материально-технического обеспечения
Компьютерная техника.
Фотоаппарат.
Мультимедийная установка.

9. Литература
Зарипов.Р. Азнакаево – История Азнакаевского региона. Исторические очерки. 2 части. Азнакаево, 2012.
Латышина Д.И. По берегам Идели.- М.: Центр гуманитарного образования, 1995.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2009г.
3. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. – К.: Магариф, 2005.




Заголовок 1 Заголовок 2ађ Заголовок 415