«Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений как средство развития логического мышления у дошкольников»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Алёнка»











Методическая разработка «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений как средство развития логического мышления у дошкольников»

















Николаевск-на-Амуре
2015 год












В основу методической разработки положена структура проблемного обучения, предложенная педагогом В.И. Загвязинским
Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – развивающие игры по решению проблемных ситуаций.
Данная методическая разработка адресована воспитателям ДОУ, которым важен интеллектуальный уровень развития их воспитанников.







Составитель: старший воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 15 «Алёнка» , педагог высшей квалификационной категории Сальникова Т.Г.













Оглавление

Пояснительная записка .4

Методика организации математической деятельности
детей на основе использования развивающих игр с
использованием проблемных ситуаций.......5
Диагностический инструментарий на выявление уровня развития логического мышления...15

Практикум для родителей.22

Выводы40

Список литературы....41






















Пояснительная записка

«Феномен проблемной ситуации в том, что она является источником мыслительной деятельности» Рубинштейн С.Л.
Актуальность данной методической разработки состоит в необходимости поиска эффективных средств развития логического мышления дошкольников и обусловлена - недостатком методических разработок, позволяющих ребенку стать активным субъектом деятельности; - недостаточным использованием проблемных ситуаций в развитии логических приемов мышления. Новизна методической разработки заключается в использовании проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений. Основная цель данной разработки – формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Предполагаемый результат: созданные педагогом проблемные ситуации, связанные с применением таких методических приемов как: обнаружение противоречия, рассмотрение различных точек зрения, создание ситуаций выбора, провокация, проблемные задачи, приведут к значительному повышению у детей-дошкольников уровня развития логического мышления.







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ций

Практика показывает, что если воспитатель постоянно вовлекает детей в активный процесс доказательства, предлагает задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения, то у дошкольников развивается интерес к занятиям, формируется самостоятельность, творческое отношение к познанию происходит успешнее. Детская любознательность, ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребенка – источник его познавательного и творческого развития. Диалог между педагогом и ребенком невозможен без вопросов друг к другу. Такие занятия превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не дается в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием детей или самими в так называемых проблемных ситуациях. Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности воспитанников, вторая представляет организацию воспитательно-образовательного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для детей.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (новой темы), закреплении, контроле, в процессе решения некоторого задания, упражнения. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет ребят на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится активным субъектом познания, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от воспитателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причём ответ на вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций. Предъявлением или конструированием задачи цикл проблемного обучения только начинается. Необходимо обеспечить руководство анализом задачи, ее решением, воплощением полученных результатов в практику. В основу методической разработки положена структура проблемного обучения, предложенная педагогом Загвязинским В. И. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая логическая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных на моих занятиях по математике и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ребенок должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу. Воспитатель нередко наносит ущерб делу, разучивая с детьми способы решения задач определенных видов, предлагая подряд, большое число однотипных упражнений, каждые из которых, будучи предъявлены среди упражнений других видов, без дополнительных объяснений, могли бы послужить для отталкивания собственной мысли детей. Структура проблемного обучения по Загвязинскому В.И:
актуализация знаний(или получение информации) –выдвижение гипотез- возникновение идеи, замысла, программа и проект поиска – познавательные задачи и вопросы – поиск, проверка гипотез – обоснование решения – проверка решения и его введение в систему знаний Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно-образовательный процесс, вовлекают дошкольников в продуктивную деятельность. Удивление ребят может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи и т.п. Дошкольник должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.
Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность ребенка в раскрывающемся отношении, свойстве или способе действия. Знание способов действия обеспечивает как успех в деятельности, так и успешный результат. Успешный же результат стимулирует активность и поддерживает устойчивую мотивацию. Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов:
Подведение дошкольников к противоречию:
- ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет всех угостить, а детей 20. Как вы думаете, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету?
Рассмотрение различных точек зрения:
- как можно переложить 2 палочки в домике из счетных палочек, чтобы он смотрел в другую сторону?
Создание ситуаций выбора:
- стул, стол, диван, игрушка – ?
Провокации:
- гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Проблемные задачи:
( с недостаточными или избыточными исходными данными:
- у всех детей для занятия приготовлен большой квадрат, а у одного ребенка маленький. Что будем делать? ( с ограниченным временем решения:
- нарисовать квадраты и прямоугольники на асфальте пока один ребенок считает до 10;
( на преодоление психической инерции:
- «Хорошо или плохо я сделал?», «Могу ли я справиться с этой задачей или нет?»
Методика организации математической деятельности детей на основе использования развивающих игр с использованием проблемных ситуаций. Практика показывает, что, сталкиваясь, с проблемными ситуациями, дети пугаются, теряются, не умеют задавать вопросы, не сознаются в трудностях, поэтому необходима определенная последовательность работы: I. Обнаружение проблемы и ее фиксация Не знаю как, потому что Не могу, потому что II. Нахождение детьми различных способов решения проблемы. Экспериментальные действия, их обсуждение.
Попробую
Наверное
III. Выполнение задания
Это правильно (неправильно), потому что
Надо делать так
Последовательность организации математической деятельности на основе использования проблемных ситуаций:
Педагог создаёт проблемную ситуацию - ребёнок субъект деятельности –
педагог направляет и организует поиск путей решения –
образование новых знаний, овладение новыми способами действий – самостоятельная деятельность, преодоление затруднений, решение проблемы –
формирование логических приёмов мыслительной деятельности. Развивающие игры являются эффективным средством развития у дошкольников элементов логического мышления. Использование проблемных ситуаций в процессе организации игр – одно из средств познавательного затруднения. Необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предположение. Решение познавательных задач – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Воспитатель в игре создает познавательную задачу, ситуацию и предлагает детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познавательного объекта, возбуждает вопросы, догадки. Партнерство, совместное решение с взрослым проблемно-познавательных задач в игре – основной путь познания математики.
При отборе развивающих игр и занимательных упражнений мною используется определённая последовательность в их применении. Игры, которые предлагаются вначале, направлены на то, чтобы дети вспомнили и закрепили уже известный им программный материал, так как только после окончательного усвоения детьми определенных знаний можно переходить к более сложным заданиям. Каждая последующая игра или упражнение помогают закрепить полученные ранее знания и приобрести новые. В организации и содержании каждой игры мною продумано создание проблемной ситуации. В игру добавляю момент проблемной ситуации, использую действия, которые направлены против чего-то.
Игра « С тремя обручами» - прием провокации. Цель игры: учить классифицировать геометрические фигуры по трем свойствам. Воспитатель: Как узнать, хватит ли всем ребятам геометрических фигур в коробке? (надо посчитать) Воспитатель: Пусть каждый возьмет по любой геометрической фигуре из коробки, а мы, проверим (дети выполняют и проверяют). Воспитатель раскладывает обручи вместе с детьми для игры. Задание - каждому описать свою фигуру. Дети по очереди описывают фигуры, характеризующиеся четырьмя признаками: формой (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); цветом (красный, синий, желтый); размером (большой, маленький); толщиной (толстый, тонкий).
Если кто-то из ребят неправильно описывает, то дети помогают ему исправить свою ошибку. И каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. Далее используется прием провокации. I.Обнаружение проблемы и ее фиксация Воспитатель показывает квадратную черную фигуру. Можем мы взять ее в игру. Затруднение состоит в том,

что надо обнаружить по какому признаку не подходит фигура для игры? (цветом)
Дети: Нельзя, потому что у нас в игре не должно быть черных квадратов. Поэтому мы не можем его взять в игру. II. Экспериментальные действия, их обсуждение Воспитатель: В чем причина? Ведь это же квадрат? Дети: Да, квадрат, но не такой. Воспитатель: Сравните его с другими квадратами (сравнивают). По какому признаку он не подходит? Дети: Квадрат черный. Воспитатель: Вы правильно заметили ошибку. Как же нам поступить.
Дети: Убрать черный квадрат. Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы и этот черный квадрат взять в игру? Дети: Сделать черные квадраты разной величины и толщины. Надо добавить карточку, где будет черный квадрат. Взять в игру и этот квадрат, неважно какого он цвета. III. Выполнение задания Воспитатель показывает карточки-символы, обозначающие красные, маленькие, квадратные фигуры. Воспитатель и дети рассматривают все области в кругах. Задание: в красный обруч положите все красные фигуры, в синий все маленькие, в зелёный все квадратные фигуры. Методика задавания вопросов традиционная в соответствии с методическим пособием «Давайте поиграем» А.Столяра. Проверка выполненного задания.
Игра «Цветные числа» - прием провокации Цель игры: продолжать учить детей на основе «цветных чисел» называть смежные числа, сравнивать, понимать отношения между ними.
Воспитатель: Представьте себе, что вы пассажиры и вам надо на пароходе добраться до острова. Как пассажирам попасть на палубу? Дети: Подняться по лесенке на палубу. Воспитатель: Молодцы, но трап вы будете строить сами, располагая цветные палочки слева направо от самой низкой до самой высокой. Детям предлагается набор счетных цветных палочек (методическое пособие палочки Кюизенера с включением одной дополнительной палочки не подходящей по цвету и размеру). Далее покажем использование приема провокации. I. Обнаружение проблемы и ее фиксация Затруднение состоит в том, что надо обнаружить по какому признаку не подходит палочка к другим? (размером и цветом). Выполнение задания. Воспитатель: Сколько ступенек в трапе? Какая ступенька лишняя? Воспитатель: Что вам мешает положить зеленую палочку и построить трап? Дети: Не знаем, что делать с зеленой палочкой.
II. Экспериментальные действия, их обсуждение Ребята путем проб и ошибок приходят к выводу, что зеленая палочка не подходит по размеру и цвету, поэтому использовать ее в игре нельзя. Дети: Мы ее приложили к нашим палочкам и сравнили. Воспитатель: Что у вас получилось? Дети: Длина палочки не подходит даже для числа 10, а число 10 – в нашем наборе оранжевого цвета. У нее цвет и размер не подходят. В этом наборе зеленые полоски не встречаются. Среди наших полосок их нет. Дети: У нас в наборе 10 цветных палочек для лесенки, а эта лишняя. Воспитатель: Умницы, вы правильно заметили ошибку. Расстроилась зеленая палочка, как мы можем ей помочь? Дети предлагают сделать еще зеленные палочки и построить из них клетки для зверей, чтобы мы могли их взять с собой на корабль.
III. Проверка выполнения задания.
Логические задачи - прием создание проблемных задач:
( с недостаточными или избыточными исходными данными; ( с ограниченным временем решения. Цель: развитие сообразительности, творческой мыслительной деятельности.
Создание проблемных задач в процессе использования игрового занимательного материала «^ Счетные палочки» З.А. Михайловой. Предлагаемые логические задачи направлены на развитие внимания, умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам и наблюдать их отличия. Решение этих задач состоит в пристраивании к одной фигуре другой или деление составленной фигуры для получения новой.
На 1-м этапе обучения этим играм у детей формируется умение восприятия задачи (что сделать) и в результате поиска придти к решению
На 2-м этапе обучения ставятся другие цели: более рациональный способ решения задач (преобразование), задачи усложняются.
3-й этап обучения подводит детей к решению задач в уме.
Для развития творческой мыслительной деятельности надо учить детей догадываться о решении. Любая математическая игра или задача несет в себе определенную умственную нагрузку, которая реализуется средствами игры в игровых действиях. Многообразие математического материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации по разным признакам:
по содержанию и значению
по характеру мыслительных операций
по направленности на развитие тех или иных умений
Варианты построения детей из счетных палочек: 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек. 3 равных треугольника из 7 палочек.

Вывод. Детская любознательность, ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребенка – источник его познавательного и творческого развития.
Дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности. Таким образом, для формирования и развития познавательного интереса необходимо формировать у ребёнка опыт преодоления затруднений, опыт эмоционального переживания результатов своих действий – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворения деятельностью. «Я всё смогу, у меня всё получиться!» – это должно стать девизом детей.

Диагностический инструментарий на выявление уровня развития логического мышления
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру "Найди это по указанным признакам": "Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)" и т. д.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
Диагностические тесты:
«Систематизация»,
«Задания для агента 007»,
«Цепочки»

Применение вышеназванных тестов, позволяет установить уровень сформированности разных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение) и математических представлений. Выявление данных уровней качеств логического мышления происходило в процессе выполнения детьми различных заданий:
Тест « Систематизация»
Цель: выявление уровня развития логического мышления на материале, сочетающем систематизацию объектов по величине, и классификацию этих объектов по форме. Материалы: карточки-задания с квадратной таблицей, разделенной на клетки на каждого ребенка, цветные карандаши. Инструкция: Рассмотрите таблицу. В некоторых клеточках нарисованы фигурки разной формы и величины в определенном порядке. Заполните пустые клеточки.
Критерии оценки: Высокий уровень – 0 ошибок; Средний уровень – 3-4 ошибки; Низкий уровень – ребенок не справился с заданием. Тест «Задание для агента 007» Цель: оценка уровня сформированности развития логической (механической) памяти ребенка и умственных операций анализа и обобщения.

Материалы: листки бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши. Инструкция: вспомнить и зарисовать слово, стоящее в паре с прочитанным словом. Пары слов, связанных по смыслу: кукла – играть гитара - музыкант курица – яйцо щетка - зубы ножницы – резать книга - учитель лошадь – сани снег - зима бабочка – муха корова – молоко Примечание: Читаем ребенку пары слов, которые связаны между собой логически. Интервал между парами – 5 секунд. Затем, приблизительно через 10 секунд, по очереди прочитайте только левые слова из пары. Итак, взрослый читает левое слово из пары, правое ребенок вспоминает и зарисовывает, и так далее. Пары слов, не связанных по смыслу: жук – кресло компас – клей колокольчик – стрела синица – сестра
Критерии оценки: Высокий уровень – ребенок вспоминает 7-10 слов. Средний уровень - ребенок вспоминает 5-6 слов. Низкий уровень - ребенок вспоминает менее 3 слов. Тест «Цепочки» Цель: анализ сформированности у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, образовывать аналогии. Материалы: карточки с изображением различных предметов, сюжетов. Инструкция: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку. В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки. Критерии оценки: Высокий уровень – 0 ошибок; Средний уровень -1-3 ошибки; Низкий уровень – 4-5 ошибки.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Практикум для родителей
«Занимательные математические игры – что это?
В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.
Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? (Рис. 1.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 2

Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.
(Рис. 2.)
Какое число надо поставить в пустую клетку? (Рис. 3.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 3
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятия в старших группах они используются в качестве "умственной гимнастики" в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения (формирование количественных, пространственных представлений).
В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.
Последовательность выполнения упражнений:
Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий (рис. 4).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 4
Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам (рис. 5 ).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 5



Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам (рис. 6).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 6
Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор (рис. 7).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 7
Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор (рис. 8).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 8

Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д. (рис. 9 и 10 )

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 9

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 10
Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд (рис. 11)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 11

На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру (рис. 12).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 12
Кроме указанных, можно использовать другие несложные логические упражнения, заимствуя их из детских периодических изданий ("Веселые картинки", "Искорка", "Мурзилка" и др.). Воспитатель может сам составлять логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношениях предметов и т. д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. 13



Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5-6 лет решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. Так, в задаче, представленной на рисунке 43, фигура, напоминающая футболиста, отличается от другой фигуры формой головы, ног, мяча, положением рук. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. В каждом ряду есть фигура футболиста с круглой, овальной и квадратной головой, круглым, овальным, квадратным мячом, с ногами в форме квадрата, круга, линий и руками, отведенными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперед. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. В данной задаче не предлагаются фигуры, из которых можно выбрать недостающую. Дети могут зарисовать ее мелом на доске и объяснить, почему именно ее считают недостающей. Можно раздать небольшие таблицы с изображенными фигурами (наглядно представленную задачу) и предложить нарисовать недостающую фигуру человечка в пустой клетке - футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны.
Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Творческая мастерская   для родителей на тему: «Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Цель: привлечь интерес родителей к занимательному
Математическому материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи;
учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру- силуэт , ориентируясь на образец, рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.
Ход встречи: Родители располагаются за столами.
Воспитатель: Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми? ( Ответы детей.)
На нашей сегодняшней встрече мы поговорим об использовании занимательного материала при обучении детей-дошкольников математике.  Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Так что же такое занимательный математический материал?
Многообразие  занимательного математического материала даёт основание для его классификации. Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать , выделив в нём три основные группы:
1)Математические( логические) игры, задачи, упражнения.  К ним относят такие игры, как шашки, шахматы, словесные игры. Для нахождения решения необходимо проанализировать условия, правила и содержание.
2)Дидактические игры и упражнения. Это словесные игры и игры с наглядным материалом.
3) Математические развлечения. К ним относят головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачи-шутки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения.
Сегодня на нашей встрече хочу поподробнее остановиться на таких занимательных играх, которые родитель могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур, занимающие особое место среди математических развлечений. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны не только детям, но и взрослым.
Воспитатель демонстрирует родителям фигуры из игры «Танграм» .
«Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 х 8 см из картона  (демонстрирует), одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают
на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
Воспитатель предлагает родителям посмотреть, как используют игру «Танграм» дети на занятиях в группе.
Фрагмент занятия с детьми.
На  столах перед каждым ребёнком - наборы фигур из игры «Танграм». Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель задаёт детям загадку:
Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям, Серый, белый и косой, Кто ,скажите ,он такой ?
Дети отгадывают: « Заяц». Воспитатель показывает детям образец фигуры – силуэта зайца.
-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?
 Дети называют фигуру и её величину. Воспитатель предлагает ответить нескольким детям. Спрашивает остальных детей, правильно ли ответили дети, заметили ли ошибки, предлагает исправить их.
-Вот мы и рассмотрели , как составлен заяц.  А теперь, давайте сядем за столы и составим из своих наборов таких же зайчиков. Дети выполняют задание.
После выполнения задания , воспитатель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом. Просит нескольких детей рассказать, из каких фигур они составили зайца.
Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.
-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграм».
Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
Воспитатель задаёт родителям загадку:
Длинная шея, Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. Родители отгадывают: «Гусь».
Воспитатель показывает образец.
Воспитатель: Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? ( Отвечают родители.)
Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на фланелеграфе расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на фланелеграфе.
Воспитатель интересуется , понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.
Воспитатель: В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и  замыслы.
Затем воспитатель демонстрирует родителям аналогичные «Танграму» игры «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра». Объясняет, что эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить  дома и играть в них вместе с детьми.  
В заключении встречи воспитатель раздаёт родителям листы с чертежами для приготовления игр «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра», образцами фигур, которые можно составить из частей игр.
-Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте  новые варианты фигур-силуэтов.       
 
Консультация для родителей
«Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее  научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно  снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т.е. у него не развито логическое мышление.
Вообще развитие мышления происходит в три этапа:
Наглядно-действенное, т.е. ребенок мыслит через действие.
Наглядно-образное , т.е. ребенок мыслит при помощи образов.
Словесно-логическое, т.е. ребенок мыслит в уме.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них  умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на  поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда. (разложи большие книги в одну сторону, маленькие в другую; сравни чем заварочный чайник отличается от электрического; какие предметы на кухне мы можем объединить вместе и почему?)
Логические задачки могут быть следующими:
- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи.

Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). - Висит груша, нельзя скушать (лампочка). - Зимой и летом одним цветом (елка). - Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает .





Выводы
Итак, применение в развитии дошкольников проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности , специально организуемой воспитателем в течение дня. Поэтому педагог должен помнить об условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов развития детей, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию, вполне подходящую для развития дошкольников.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Список литературы
1.   Загвязинский В.И. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с.
2.   Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 1974. – 64 с.
3.   Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203.
4.   Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с.
5.   Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991. – 80 с.
6.   Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203.
7.   Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
8.   Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. – 159 с.
9.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. – 585 с.
10. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. – 489 с.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. – 234 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.
13. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика. – 1968 г.– №7.
14. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
15. Педагогическая энциклопедия. – М.: Знание, 1979.
16. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995.
17. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1991.
18. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб Питер, 2000
19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
20. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005










13PAGE 15


13PAGE 14615




Рис. 33Рис. 34Рис. 36Рис. 40Рис. 41Рис. 4215