Использование логических задач на уроке английского языка, как средство повышения интереса к предмету



Использование логических задач
на уроке английского языка,
как средство повышения интереса к предмету.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:
«Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия,
когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не
пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную
деятельность.
 Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или з
наково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,  
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Основная трудность, возникающая в процессе обучения детей иностранному языку, – это трудность удержания внимания учащихся на уроке.
Один из способов решения этой проблемы – это подбор таких заданий, которые бы увлекали учащихся, вызывали в них познавательный интерес. Мною были составлены упражнения, целью которых является постоянная поддержка умственной активности детей. Такие упражнения я назвала «логическими задачами», т.к. когда дети решают их, у них формируются или развиваются
операции логического мышления: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения.
Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.


Операции логического мышления делятся на следующие виды:
анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
К этой операции я предлагаю детям выполнить задание:
«Н айди подходящий предмет».
Суть задачи заключается в том, чтобы найти предмет по его описанию. С каждой новой характеристикой таких предметов становится меньше и меньше. Например: из всех предметов нужно выбрать а) твердый, б) потом твердый и деревянный,
в) далее твердый, деревянный и наполненный чем-либо и
г) твердый, деревянный, наполненный чем-либо и темно-коричневого цвета.









































Здесь следует выбирать только те предметы, которые
а) вкусные, б) вкусные и сладкие, в) вкусные, сладкие и холодные.





















































Еще подобная задача. Какие из этих вещей:
а) серого цвета, б) серого цвета и железные, в) серого цвета, железные и горячие.





















































Таким образом, в этом упражнении ученики повторяют тему «Цвета», а также проверяют свой
лексический запас по теме «Прилагательные».

Синтез – это обратный анализу процесс мысли, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
1.Угадай слово.
В этой задаче нужно узнать: какое слово здесь зашифровано, т.е. к какому слову можно приписать данные простые слова, чтобы образовать сложные.

















































2.Это упражнение на составление сложных слов из простых.
Называется оно «Сложи слова».
Мною были составлены три таблицы, в которых на пересечении двух слов учащимся нужно поставить галочку, если от этих слов можно образовать новые. Например: на пересечении слов «note» (заметка) и «book» (книга) можно образовать новое слово «notebook» (записная книжка).
Fill in the table with ticks if you can make the new word from these ones.
Example: note + book = notebook


case
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3.Следующая задача направлена на составление не слов, а предложений.
Детям раздаются три кубика, на гранях которого написаны слова или словосочетания.
На первом кубике – подлежащее, на втором – сказуемое и на третьем – второстепенные члены.
С помощью этого упражнения можно закреплять темы: «Построение предложения в английском языке», «Времена английского глагола».












Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений.
Целью следующих двух задач является закрепление темы «Степени сравнения прилагательных».
1.Из этих трех животных с помощью подсказок нужно определить, кто является самым быстрым. А подсказки следующие: 1. Слон не самый быстрый. 2. Заяц быстрее, чем слон. 3. Заяц медленнее, чем страус.














2.Детям также нравится выполнять логические задачи, подобные этой: Кейт старше, чем Ольга; Ольга младше, чем Энн. Подпишите имена под картинками.















Обобщение – это выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
1.В этом упражнении, которое называется «Что это», нужно по ассоциациям догадаться, к какому разделу они относятся.
Например: со словами «крыша», «стена», «окно», «дверь», «пол», «потолок» учащиеся знакомились в разделе «Дом», слова «палатка», «спальный мешок», «рюкзак», «спички», «фонарь» изучили по теме «Поход» и т.д. В этом задании учащиеся закрепляют свой лексический запас по определенным темам.






















2.Еще на первом году обучения языку дети учат числительные. И им очень нравится следующая логическая задача: «Какое число пропущено?» Ученики должны найти закономерность между числами и назвать пропущенное число по-английски.






















Классификация – это группировка объектов по существенным признакам.
Обычно на классификацию предлагается распределить какие-либо предметы или объекты по одному признаку. Я же предлагаю сделать это по нескольким признакам.
1.Например, изучив тему «Исчисляемые и неисчисляемые существительные», ученикам можно дать следующее задание: распределить одни и те же картинки в две таблицы. Первая – исчисляемые и неисчисляемые существительные, вторая – съедобные и несъедобные предметы.





















2.Или здесь учащимся нужно распределить одежду по стилям (официальный и спортивный) и по цветам. Ребенок, перекладывая картинку с изображением одежды, называет ее по-английски.


























Логические тестовые задания
для учащихся старших классов
на уроках английского языка
"The Weakes
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Победил слабейший"
Условие задачи. Каждая судоходная компания имеет отличительные знаки и символы. Их помещают на специальных вымпелах торговых кораблей. С вымпелом ирландской судоходной компании "Хэйн энд сонс" связана эта история.
Основатель компании имел двух сыновей, а в распоряжении одно судно. Не зная, как поделить между ними наследство, и не желая обидеть младшего, он решил предоставить сыновьям равные шансы. Отец объявил, что судно получит тот, кто, отправившись от причала, быстрее коснется рукой борта. В назначенный час братья сели в шлюпки и налегли на весла. Младший брат был слабее и стал отставать. Но в результате состязания победил младший брат. Как же ему это удалось?
Подсказка 1 [Прием/принцип] Используйте приёмы дробление, вынесение.
Подсказка 2 [Противоречие] Младший брат рукой дотронулся до борта судна, потому, что он выиграл соревнования, но в то же время он не мог дотянуться рукой первым, так его лодка шла позади лодки старшего брата.
Подсказка 3 [ИКР] Рука младшего брата коснется борта
· судна раньше руки старшего брата.
Решение 1. Когда стало ясно, что старший достигнет борта первым, младший брат схватил топор, отсек свою руку и бросил ее в борт судна. Так он выиграл состязание по формальным признакам. Вот почему на вымпеле ирландской компании "Хэйн энд сонс" нарисована кисть руки с тремя каплями крови. (Уровень сложности: средний )
"Papuans' Pigs"
Initial Situation. The Papuan tribes inhabiting the New Guinea worship pigs. They are grown in the family as family members: called by names, talked to, caressed, and fed with the best food from family tables. In some Papuan families women even breast-feed the piglets. But when the pig grows up, it is inevitably killed, as their religion requires. But no family member may kill or, even more so, eat the meat of another family member. But one needs to eat. What to do?
Tip 1 [IFR] The pig is eaten and the religious canons are not violated.
Tip 2 [Contradiction] It is necessary to eat your pig, because the "product" will be wasted, and it is impossible, as your religion forbids it.
Tip 3 [Method/Principle]
Switch to the bi-system (the unification method).
Solution 1
The Papuans killed the neighbor's pigs and then ate their meat with clear conscience.
Level of Difficulty: Medium

"Свиньи папуасов"
Условие задачи. Племена папуасов, проживающие в Новой Гвинее, чтят культ свиньи. Их воспитывают в доме как членов семьи: обращаются к ним по имени, разговаривают с ними, поглаживают, кормят их лучшими блюдами с семейного стола. В некоторых папуасских племенах женщины даже вскармливали поросят грудью. Когда же свинья вырастает, ее неизбежно убивают так велит религия. Но ни один из членов семьи не имеет права убивать, ни тем более есть мясо члена семьи. А кушать хочется. Как быть?
Подсказка 1 [ИКР] Свинья съедена и при этом каноны религии не нарушены.
Подсказка 2 [Противоречие] Нужно есть свою свинью, потому что "продукт" пропадет, и нельзя, потому что это запрещает религия.
Подсказка 3 [Прием/принцип] Используйте переход к биосистеме (приём объединения).
Решение 1 Папуасы убивали свиней соседа и тогда уже со спокойной совестью ели их мясо.
Тип задачи: изобретательская. Возраст: средний. Уровень сложности: средний

"Timely Harvesting"
Initial Situation. During harvest-time, farmers are often short-handed. They are also often short of money. How can crops be harvested in a timely manner but without spending much money and time?
Tip 1 [IFR] Workers pick the crops but don't ask for salary.
Tip 2 [Resources] Consider the technological chain of the farming business. Assess the resources.
Solution 1. Buyers pick crops themselves, weigh it and pay for it. This provides additional manpower. The product is well preserved; there are almost no transportation expenditures, no middlemen. The saving is 50%.
Besides, farmers offer additional services: ice cream, cookies, picnics, and the possibility to make jam for themselves in a special facility that has jars, sugar and all the equipment.
One can also milk cows, make cream or cottage-cheese.
Type of Problem: Inventive. Age: Middle. Level of Difficulty: Medium
"Убраться вовремя" Условие задачи. У фермера в пору сбора урожая не хватает свободных рук для его сбора. Денег тоже не всегда хватает. Как убрать урожай вовремя, при этом, не затратив много времени и денег?
Подсказка 1 [ИКР] Рабочие (люди) сами собирают урожай, при этом зарплату не требуют.
Подсказка 2 [Ресурсы] Рассмотрите технологическую цепочку бизнеса фермера. Оцените ресурсы.
Решение 1. Покупатели сами собирают урожай, взвешивают и расплачиваются. Это дает дополнительную рабочую силу. Товар хорошо сохраняется, расходов на транспортировку почти нет, посредников тоже нет. Экономия составляет 50%. Кроме того фермер предлагает дополнительные услуги: мороженое, печенье, пикник, возможность самим сварить варенье в специальном цеху, где есть банки, сахар, приспособления. Ещё можно подоить коров, сделать сметану, творогТип задачи: изобретательская Возраст: средний. Уровень сложности: средний

"Shoes for Company and Country"Initial Situation
The Reebok sneakers enjoy great popularity everywhere in the world. Especially among the thieves. The American company's factories in Taiwan and Thailand used to suffer significant losses because of that. In addition to being stolen from the factories, the footwear was thrown into the US market at low prices. The competitiveness of the company was decreasing. What should the Reebok corporation do? Tip 1 [IFR]
The thieves don't want to steal or sell the footwear themselves.
The footwear stolen from the factory doesn't sell (is not bought).
Tip 2 [Method/Principle] Use the "fragmentation" method.
Solution 1. Reebok now makes right sneakers in Taiwan and left ones in Thailand. The pairs are only put together at the market in the USA. There is no difference whatsoever in the quality or design. This way Reebok reduced stealing to zero and dictates high prices to their dealers, unafraid of any dumping. Type of Problem: Inventive. Age: Middle Level of Difficulty: Medium
"Как обуть и фирму, и страну?" Условие задачи
Кроссовки "Рибок" пользуются большой популярностью во всем мире. Особенно у воров. Фабрики американской фирмы в Тайване и Таиланде несли от этого значительные убытки. Мало того, что


воровали обувь на фабриках, её вдобавок выбрасывали на рынок США по бросовым ценам. Конкурентоспособность фирмы снижалась. Как быть корпорации "Рибок"?
Подсказка 1 [ИКР] Похитители САМИ не хотят воровать или продавать обувь.
Обувь, похищенная на фабрике не продаётся (не покупается).
Подсказка 2 [Прием/принцип] Используйте прием "дробление".
Решение 1
Фирма "Рибок" теперь правую кроссовку делает в Тайване, а левую в Таиланде. Собираются в пары они лишь на месте продажи в США. Различия в дизайне и качестве нет никакого. Так фирма "Рибок" свела на нет воровство на фабриках и диктует высокую цену своим дилерам, не боясь демпинга. Тип задачи: изобретательская
Возраст: средний
Уровень сложности: средний

“Humiliation of the King"
Initial Situation
The Spanish grandees won a victory near Pavia and captured the French king. They wanted to humiliate the defeated monarch: make him enter the throne-room bareheaded and bow to them. But the king refused to suffer this humiliation. Then the grandees ordered their craftsmen to nail a wooden plank across the door opening. So now the king could not enter the room without bowing. What should the king do in order not to lose his dignity?
Tip 1 [IFR] The king enters the room but does not bow.
Tip 2 [Contradiction]
The king has to bow as he enters the door because the upper part of the door opening is lowered, and he must not bow in order not to lose his dignity.
Tip 3 [Method/Principle] Use the method "do it backwards."
Solution 1 Well... The grandees were not very happy. The king did enter but...with his back to the grandees.
"Издевательство над королем"
Условие задачи
Испанские Гранды одержали победу при Павии и взяли в плен французского короля. Им захотелось над поверженным монархом поиздеваться: пусть он войдет в дворцовую залу без головного убора и поклонится им. Но король отказался пойти на это унижение. Тогда Гранды приказали мастерам прибить посредине дверного проема планку. Теперь король не сможет войти в зал, не наклонившись. Что делать королю, чтобы не потерять своего достоинства?
Подсказка 1 [ИКР] Король входит в дверь, но не кланяется.
Подсказка 2 [Противоречие] Королю нужно поклониться при входе в дверь, потому что верхняя часть дверного проема понижена, и не должен поклониться, чтобы не терять достоинство.
Подсказка 3 [Прием/принцип]
Используйте прием "Сделать наоборот".
Решение 1
Да-а Грандам не позавидуешь. Король вошел, наклонившись, но... спиной к Грандам.
Тип задачи: изобретательская
Возраст: младший
Уровень сложности: средний
Таким образом, логические задачи:
1. Повышают интерес учащихся к предмету, а, следовательно, растет и внимание учеников к уроку.
2. Можно использовать с учащимися как младших, средних, так и старших классов.
3. Нужны для усвоения тем по грамматике, повторения лексического материала.
4. Применимы на этапе закрепления нового материала, обобщающих уроках.
5. Помогают ребенку учиться рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, т.е. способствуют развитию мышления, речи, а также памяти детей.








13PAGE 15


13PAGE 141015



Составитель:
учитель английского языка
Рахметова З.А.

КГУ «Средняя школа имени Карла Маркса»



What is hard and wooden?



What is hard and wooden, full and dark brown?


What is hard, wooden, and full?






What is tasty and sweet?



What is tasty, sweet and cold?




What is tasty?




What is grey?

What is grey, iron and hot?






What is grey and iron?




?

set
light
glasses
flower
rise
day

?

sunset
sunlight
sunglasses
sunflower
sunrise
Sunday



set
light
glasses
flower
rise
day


Make a sentence








yesterday

Shall come
to me

They


tomorrow

have seen the film

Steve

Mary

works

every day



Who is the fastest?
The elephant isn’t the fastest.
The hare is faster than the elephant
The hare is slower than the ostrich

the fastest

faster

fast



Kate is older than Olga, Olga is younger than Ann. Name the pictures.

Olga

Kate

Ann



Прорезывание зубов у малышей15