Внеклассная работа по математике в начальных классах как средство повышения качества знаний и интереса к предмету

Тема: Внеклассная работа по математике в начальных классах как средство повышения качества знаний и интереса к предмету.
Введение
Актуальность программы
Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания по математике, знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу, при которой бы вызывалась окрыленность и неподдельный интерес учащихся. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным», - говорил Б. Паскаль. Сделать математику немного занимательной помогает внеклассная работа. Здесь многое зависит от учителя: как он организует внеклассную работу, какие формы внеклассной работы предлагает детям, так как внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. При этом учителю важно учитывать уровень подготовленности класса, их интересы, индивидуальные и возрастные особенности каждого учащегося, целесообразна ли та или иная форма внеклассной работы.
Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками очень велико. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усиливать интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей, развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Организация внеклассной работы по математике соответствует требованиям нового образовательного стандарта.
Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится
постоянно расширятьсвои свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся.

Девиз программы: «Ни одного равнодушного рядом!»

Цель программы: Прививать у учащихся интерес к математике, воспитывать учеников, овладевших программным материалом на более качественном уровне, умеющих применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Задачи программы:
Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.
Математический кружок.
Одной из наиболее распространненых форм внеклассной работы являются математические кружки. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Но это только одна из причин, вызывающих необходимость организации кружка. Математический кружок в процессе своей работы помогает расширению кругозора в различных областях элементарной математики. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления : краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая пока выражается в помощи учителю при изготовлении наглядных пособий, в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты, в создании математического уголка в классе. Работа кружка оказывает серьезное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
Кружки создаются на добровольных началах. При отборе детей в кружок надо учитывать их склонности, возможности и интересы. В младших классах целесообразно вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников, а надо постараться вызвать интерес к кружковой работе по математике и со стороны средних и слабых ребят. Дело в том, что в процессе воспитания трудно с уверенностью, раз и навсегда определить, кто к чему способен. Стимулом к организации математического кружка может быть специально проведенная беседа учителя о том, чем дети будут заниматься в этом кружке.
Создавать кружок следует тогда, когда у учителя выработан план конкретных мероприятий, к выполнению которых можно привлечь школьников. Для детей привлекательно не столько то, что они услышат, узнают, а то, что новое они будут делать самостоятельно. Отсюда следует, что к подготовке очередного занятия необходимо привлекать самих учеников. На занятиях могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Поэтому о занятиях кружка нужно оповестить всех учащихся.
Организуемые математические кружки обычно получают определенные названия, которые дают члены кружка в результате коллективного обсуждения. Программа кружка должна охватывать следующее:
– отдельные вопросы математики, которых школьная программа или вовсе не касается, или не охватывает с достаточной широтой,
– вопросы истории математики, к которым школьники относятся с исключительным интересом,
– область занимательной математики: загадки, шарады, математические фокусы,
В содержание работы кружка входит рассмотрение вопросов, развивающих мышление, способности к наблюдениям и обобщениям, решение задач, несколько отличивших от обычных форм изложения, математическим содержанием, логикой построения.
Значительное место в кружке отводят занимательным задачам. На занятиях кружка надо найти место для проведения бесед, для коротких выступлений учеников, для чтения небольших отрывков, рассказов, связанных с математикой.
Члены кружка могут выпускать свою математическую газету.
Учителю можно планировать работу на полугодие или на одну четверть. Однако уже желательно в начале года составить для себя примерный план на весь год. В течение года план кружка может изменяться и дополняться.
Тематический план математического кружка «Смекалка»


Время проведения
Содержание занятия




Сентябрь
Водное занятие (анкетирование).
Разгадывание ребусов, логических задач.





Октябрь

Геометрия вокруг нас.
2. Выпуск газеты.





Ноябрь

Выдающиеся математики.
Софья Васильевна Ковалевская.
Отбор математического материала.
Клуб веселых математиков.





Декабрь




Решение логических задач. «Узнай геометрическую фигуру».
Возникновение мер длины и их совершенствование.
Коллективная работа по отбору материала.





Январь


_________________________

Февраль

Как люди научились записывать числа.
Задачи повышенной трудности.
3. Математическая олимпиада
__________________________________________________
Подготовка к математическому КВН.
Разгадывание ребусов.
Выбор наследника. (сказка)







Март


_________________________
Апрель


_________________________
Май
Математический КВН.
Игра «Танграм».
Выпуск книжек – малышек. Что такое новый стиль.
________________________________________________
Календарь.
Викторина «Экипажи, займите места».
Игра «Задумай число».
________________________________________________
Выпуск газеты.
Задачи – смекалки.
Итоговое занятие, анкетирование.







Приложение
1. «Геометрия вокруг нас».
Ребята будьте внимательными, наблюдательными, активными, чтобы в конце занятия вы смогли объяснить, почему это занятие названо «Геометрия вокруг нас».
Задание 1 (Рис.1)
показ геометрических фигур, изображенных на наборном полотне. Назовите
их.
сосчитайте сколько всего кругов, треугольников, четырехугольников.
Покажите, в какой фигуре больше всего углов.
Чем отличаются фигуры под номерами 5 и 4, 7 и 10?
Задание 2 (Рис.2).
Игра «Почтальон»
Участвуют три ученика – почтальона. Каждому из них нужно доставить письма в три дома. На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма. (10 геометрических фигур). По сигналу учителя, почтальон ищет письмо (геометрическую фигуру) и несет его в соответствующий дом.
Выигрывает тот, кто быстрее доставит письма по указанному адресу. Геометрические фигуры на домах меняются, выходят другие почтальоны, и игра повторяется.
Задание 3 (Рис.3).
Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик.
Сколько всего четырехугольников, прямоугольников использовано для изображения домика?
Задание 4 (Рис. 4)
На плакате изображена елочка, состоящая из узких полосок. Вместо игрушек ее украшают цифры от 1 до 8. На вершине елочки записана цифра 8. Ветки у елки симметрично расположенной пары стоит число, а на другой ветке надо написать число, которое в сумме с данным дает число, записанное на вершине дерева.
Из чего составлена елочка?
Сколько понадобилось полосок, составить эту елочку
Задание 5.
Давайте пофантазируем. Вот несколько геометрических фигур. Посмотрите,
что можно из них составить.









Задание 6.
- из каких геометрических фигур
составлены рисунки?


В конце занятия задается вопрос : «Почему занятие называется «Геометрия вокруг нас?».

1 3 7 8 9


2 6 5 10

4

Рис.1


Рис.2






Рис.3





8
Рис. 4
7
5
1
3
6
2

2. Рассказ о детстве талантливой женщины – математика С. Ковалевской (1850 – 1891)
Инсценированный рассказ.
1 ученик: В прошлом веке жила выдающийся математик – Софья Васильевна Ковалевская. Академик С.И. Вавилов о ней сказал: «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта».
2 ученик: Софья Васильевна родилась в Москве, а когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Белоруссию. Интерес к математике у Ковалевской проявился еще в детские годы.
3 ученик: Обучаться математике Софья начала в восьмилетнем возрасте, у домашнего учителя И. И. Малевича. Учитель сразу обнаружил необыкновенные способности своей ученицы. Он был доволен ее внимательностью, прилежанием и восхищался изумительной легкостью, с которой она справлялась с задачами.
4 ученик: Особый интерес девочки к математике вызвало следующее. Однажды при ремонте дома не хватило обоев. И тогда решили детскую комнату оклеить просто бумагой. И вот на оклейку стен были использованы листы из книги по высшей математике. Девочка заинтересовалась тем, что было изображено и написано на этих листах. Она стала часами простаивать около стен, пыталась понять смысл чертежей, знаков, формул. А непонятные знаки сами отпечатывались в памяти девочки.
5 ученик: Отцу не понравилось увлечение девочки математикой. Он считал, что математика – это не женское дело. Поэтому и занятия с учителем прекратились. Однако страсть к математике у Софьи сохранилась. Она стала изучать математику самостоятельно, но украдкой.
6 ученик: Учитель Малевич, уезжая, подарил ей книгу по математике, с которой она не расставалась. Она потом писала : «Идя спать, я клала книгу под подушку и затем, когда все засыпали, я при тусклом свете лампады зачитывалась по целым ночам».
7 ученик: Через некоторое время отец был вынужден пригласить к дочери нового учителя, который стал знакомить Софью с высшей математикой. Тут – то и встретилась она вновь с теми формулами и знаками, которые у нее ранее отложились в памяти.
8 ученик: Получить высшее образование Софье Васильевне было невозможно, т.к. женщин в высшие школы в Царской России принимать запрещалось. Поэтому, в дальнейшем, Софья Васильевна была вынуждена учиться и работать за границей. Она стала первой ученой русской женщиной- математиком.

3. Нестандартные задания
1. Задача в стихах.
Помощник.
7 тарелок им умыты,
8 чашек не забыты,
Ложек – дюжина одна –
Чистота кругом видна!
Вы готовы дать ответы,
Сколько всей посуды этой
Перемыл он – сын проказник?
Дело было в мамин праздник.
2. Задача – смекалка.
Как двумя отрезками разделить четырехугольник на 3 части? На 4 части?
3. Задача – шутка.
С кормы лодки спущена цепь, нижнее звено которой находится от воды на расстоянии 5 см. Каждое звено цепи имеет длину 5 см. К лодке подошла волна высотой 50 см. Сколько звеньев цепи накроет эта волна?
4. Загадка.
Полотно, а не дорожка.
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползет
Весь обоз один везет.
5.Игра «Задумай число»
Задумайте число. Умножьте его на 3, полученный результат разделите на задуманное число, прибавьте к полученному числу 7. У вас получилось 10.

4. Возникновение мер длины и совершенствование их
В ненастную погоду, в холодные ночи первобытные люди искали для себя убежища в пещерах. Позже, они научились делать шалаши, хижины. С течением времени развивалось умение строить жилища. Одновременно с развитием этого умения, у людей появилась работа, потребность в измерении расстояний.
Так же как и при счете, для измерения длины люди пользовались частями тела. Например, чтобы измерить длину стрелы, они сравнивали ее с длиной руки от локтя до конца среднего пальца. Так произошла единица длины – локоть. Расстояние, на котором надо было вбить колья для постройки хижины, человек измерял шагами или длиной ступни своей ноги. Так произошла мера – фут, что по – английски означает «нога».
Когда возникла потребность в торговле, неудобно стало измерять все собственной меркой, теперь потребовалось создать такую единицу длины, которая была бы одинаковой для всех проживающих в одной местности. Тут – то и появились линейки, длина которых была одинакова. В разных странах единицы для измерения были свои. Так, в России употреблялись вершок, сажень, верста; в Англии – дюйм, фут, миля и т.д.
При дальнейшем развитии торговли между странами, отсутствие общих мер создавало большие затруднения, поэтому около 100 лет назад во Франции представителями 20 государств было подписано соглашение о введении метрической системы измерений.
Метрическая система удобна тем, что в ней десять мелких единиц (например, миллиметров) составляют новую единицу (сантиметр), десять новых единиц в свою очередь составляют более крупную единицу (дециметр) и т.д. В нашей стране метрическая система измерений была введена только после Великой Октябрьской революции .
Решение задач.
а) начертите два неравных отрезка, измерьте их длину, сравните и сложите полученные числа;
б) от полоски бумаги отрежьте два куска так, чтобы они были длиннее другого на 7 см. Измерьте в сантиметрах длину каждой отрезанной полоски и запишите.
3. Головоломка.
Какие два числа надо перемножить, чтобы получилось 7?
4. Задачи – смекалки.
а) В комнате расставить 9 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
б) Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1кг)
в) Мешок сахарного песка весит на 50 кг больше, чем половина этого мешка с сахарным песком. Сколько весит мешок сахарного песка? (100кг).

5.Выбор наследника (сказка)
Оформление: иллюстрации к русским народным сказкам, плакаты – «Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!», «Математика –
царица всех наук».
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами в гостях у сказки. Главный герой ее – царь, который очень любит математику: задачи и кроссворды на досуге решать, хитроумные книги читать по математике.
Но вот прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике ему подумать. И решил царь – наследником царства будет тот из его родственников, кто покажет себя лучшим знатоком математики.
«Управлять государством нелегко, - думал царь, - много приходится размышлять. Знания нужны. Вот и выберу того, кто лучше других умеет соображать, мыслить, математику любит».
Царь: Напишу я вам, претенденты на царский престол, для разминки
несколько слов. Отгадайте их.
по 100 вой , 5 ница, 3 буна.
Царь: Вижу поняли, в чем суть испытаний. Хочу теперь видеть, как вы
считать умеете: 220 + 130
: 50
х 70
- 480
На доске следующие задания:
Запишите число 1 с помощью трех двоек.
( 2 – 2 : 2) = 1
Запишите число 3 с помощью четырех двоек.
( 2 х 2 – 2 : 2 )= 3
Запишите число 100 с помощью пяти троек.
33 х 3 + 3 : 3 = 100
Царь: Молодцы, претенденты! Уважили старика. А теперь ответьте, сколько на
рисунке треугольников?.




Царь: Перед вами квадрат, но не простой а Кто знает, как его называют? Правильно, магический, волшебный. Докажите это.
7 12 1 14
2 13 8 11
16 3 10 5
9 6 15 4
Царь: Вот вам еще один вопрос. Кто из вас самый быстрый?
1000
30
1000
40
+
1000
20
1000
10
(4000)
Царь: А теперь, претенденты, решите задачу: «На лужайке возле дома бегают
цыплята. Белых – несколько, а пестрых в два раза больше, чем белых.
Всего цыплят 18. Сколько цыплят белых, пестрых?
(6 белых, 12 пестрых)

6. Что такое новый стиль? Календарь.
В дореволюционной России был принят так называемый старый календарный стиль, который от нового стиля отличается в ХХ веке на 13 дней.
Современный календарь ведет свое начало от древних римлян. Римляне долгое время вели счет годов по лунному календарю. Год у них содержал 355 дней, это создавало большие неудобства, т.к. каждый новый год приходился на разное время.
Требовалась реформа календаря. И эту реформу произвел римский государственный деятель Юлий Цезарь, Сначала он хотел ввести египетский солнечный календарь (365 дней), но египетский астроном Созиген предложил ему уточнить египетский календарь: к каждому четвертому году прибавлять один лишний день ( в феврале).
Календарь, в котором каждый четвертый год стал високосным, по имени Юлия Цезаря был назван юлианским. Юлианский календарь очень удобен по своей простоте: в нем каждый четвертый год високосный, т.е. он содержит 366 дней, все же остальные годы считаются по 365 дней.
Вопросы:
Назовите дни недели?
Какой месяц самый короткий?
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в неделе?
Какие единицы времени знаете?
Ребусы
Па 3 ж И 100 рия Кос . Лас .
Задачи – смекалки.
а) Произведение каких однозначных чисел дает число 5.
б) Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть
наибольшее однозначное?
в) Произведение двух чисел больше одного из них в 10 раз, а больше другого в
6 раз. Чему равны множители и произведение. (6 и 10, 60)?
Логическая задача.
Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
Задача – шутка.
У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: - У меня четыре сына, и у каждого из них есть родная сестра.
Сколько же детей было у него?
«Как люди научились записывать числа».
Постепенно и медленно развивалось у первобытных людей умение считать. Медленно создавались и утверждались новые слова для обозначения чисел. Так же сразу научились люди и записывать число.
Когда люди вели кочевой образ жизни, надобности в записи чисел не было. Проходили столетия, потребности людей росли. Они приобретали все больше и больше знаний.
Постепенно у наших далеких предков появилась потребность не только считать, но и записывать числа, чтобы знать, когда посеять зерно, сколько зерна надо высеять.
Первоначально записи чисел появились в виде зарубок на палках или костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков, или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке. Американские индейцы обозначали первые числа точками (., .., ) ; восточные народы – на глиняных плитках клинышками, египтяне – черточками (I, II , III).
Постепенно запись чисел расширялась и совершенствовалась – вводились знаки для обозначения 10, 100, 1000. А все остальные числа записывали, составляя их из принятых знаков посредством сложения, подобно тому, как это делается в римской нумерации.
После создания алфавита, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Запись чисел с помощью букв алфавита применялась у греков, славян, у древних грузин, армян, евреев. Чтобы цифры не смешивать с буквами, славяне над буквой ставили особый знак, и тогда эта буква читалась как число.
Однако буквенная нумерация не удобна. С помощью букв алфавита сложно записать большое число. Эта нумерация не позволяла производить письменные вычисления.
Этих недостатков лишена десятичная поразрядная система. Сложилась эта система счисления и нумерация в Индии, примерно 1500 лет назад. Большим вкладом в развитие десятичной поразрядной нумерации было введение нуля. Нуль позволил указывать пропущенные разряды.
Из Индии десятичная поразрядная запись чисел распространилась по всему миру, причем большинство народов переняли от индийцев и начертание цифр.
Как возникло начертание пришедших к нам цифр до сих пор неизвестно.
Начертание цифр, которыми мы пользуемся, подвергались значительным изменениям.
Индийская нумерация стала распространяться в нашей стране сравнительно недавно – примерно 300 лет назад, но она благодаря своему удобству быстро вытеснила славянскую, менее удобную.

Клуб веселых математиков.
Оформление: плакаты “Математика – царица всех наук”, “Математика – гимнастика ума”.
Участники: у каждого листок и ручка.
От каждого класса команда участников, а остальные болельщики.
У каждой команды название, девиз, приветствие, эмблема.
На сцене Математика – царица всех наук.
Капитаны (рапортуют):
Уважаемая Математика – царица всех наук! Команды для проведения праздничного занятия Клуба веселых математиков готовы!
Математика:
Открыть заседание Клуба веселых математиков разрешаю! Капитанов прошу представить команды.
Капитан 3а:
Наша команда – БАМ.
Наш девиз: Будем активно мыслить.
Приветствие:
Привет, друзья! Сегодня у нас интересный школьный праздник – соревнование в остроумии и знании.
Песня: (на мотив песни “Орленок”)
Смелей математик, взлети над трибуной,
Жюри с высоты огляди!
Мы нашей команде победу добудем,
Оставим вас всех позади!
Капитан 3б:
Наша команда – “Дважды два”.
Наш девиз: Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на “5”
Математику знать!
Приветствие: Наше пожелание всем:
Победившим не хвалиться,
Проигравшим не реветь.
Песня: “Дважды два – четыре”.
Ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и дечонок на
веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту,
находчивость, смекалку. Наши команды уже прибыли. Это лучшие
математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают
задачи, любознательные, живут всегда весело и дружно.
Знакомство с судейской коллегией.
Начинаем разминку ( к болельщикам):
А) Расскажу я вам рассказ
В полтора десятков раз.
Лишь скажу я слово “три” – (хлопнуть в ладоши)
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду : “Раз, два, марш!”
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?
б) Задача:
10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
9/10 было усатых,
Сколько там было безусых солдат?(1)
10 солдат строились в ряд,
10 содат шли на парад.
8/10 было носатых.
Сколько там было курносых солдат? (2)

Задания командам:
3а: Запись числа 100 состоит из трех букв и трех цифр. Найдите еще число, в записи которого количество букв равно количеству цифр.
(1 000 000 – миллион)
3б: Первое – предлог, второе – летний дом,
а целое порой решается с трудом (задача).
3а: Может ли частное равняться делимому? Когда? Примеры. (Может, если
делимое 0, делитель 1).
3б: Из куска ткани длиной 10 метров скроили наволочки, отрезали по два метра на каждую. Сколько получилось наволочек и сколько сделали разрезов?
3а: Лиса поймала 15 окуней и разложила их в 5 кучек так, что в каждой кучке
было разное количество рыб. Попробуйте и вы так разложить.
(1 + 2 + 3 + 4 + 5 )
3б: Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса была предпоследняя? (лиса – 1-е, волк – 2 – е).
Состязание капитанов.
У каждого капитана доска и мел. На доске записано по 6 примеров. У жюри примеры с готовыми решениями.
Задания болельщикам.
А) Я села в автобус. В автобусе, кроме меня, было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли двое. На второй остановке вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке никто не вошел, а вышли 8. Потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке гражданин вошел с собакой. Сколько было остановок?
Б) Игра “Поезд”.
Первым прибудет тот, кто правильно расставит знаки арифметических действий +, -, х, : .
1* 2* 3* 4* 5= 100
Болельщики показывают домашнее задание:
А) номер художественной самодейтельности.
Б) остроумный вопрос команде противника.
По окончании команде победительнице вручают грамоту, а всем остальным открытки и благодарность.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН
Одной из интересных форм проведения внеклассной работы по математике является проведение математических КВН. От участников встречи потребуется хорошая математическая подготовка, сообразительность, быстрота реакции и находчивость.
Встречаются две команды –
Команда – “Квадрат”
Команда – “Треугольник”
У каждого члена команды на голове шапочка с изображением квадрата или треугольника соответственно разного цвета. Каждая команда имеет свой девиз и эмблему. Все это во время встречи оценивается жюри. До встречи каждая команда должна приготовить домашнее задание – придумать и инсценировать математическую сказку.
Перед началом встречи сцена красочно оформляется. Можно повесить текстовые плакаты типа: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.
(М.В.Ломоносов)
“Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению”.
(М.И. Калинин)
“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.
(Н.И. Лобачевский)
Первый ряд слева и справа от прохода занимают команды. Позади их болельщики. Звучит музыка. На сцену выходят ведущие.
1 ведущий : Добрый день, дорогие ребята!
2 ведущий: Здравствуйте!
1 ведущий: Мы рады приветствовать вас в этом зале на нашем заседании Клуба веселых и находчивых математиков.
2 ведущий: Сегодня состоится встреча двух команд.
1 ведущий: Команда “Квадрат” и команда “Треугольник”
2 ведущий: Просим команды подняться на сцену. (Под звуки марша команды поднимаются одновременно с двух сторон на сцену и выстраиваются напротив друг друга, лицом к залу.
1 ведущий: Представляем жюри.
2 ведущий: Жюри будет оценивать конкурсы по 5 бальной системе.
1 ведущий: Внимание! Наша встреча объявляется открытой. Обе команды поют песню на музыку Шаинского из кинофильма “Старуха Шапокляк” в песне “Голубой вагон”.
Чтобы космонавтом, инженером стать
Чтоб водить машины, корабли
Математику на 5 нам нужно знать
На уроках быть всем впереди.
Припев: Учимся, учимся
Мы решать и считать
Нам интересно все.
Все нам надо знать.
Думаем, думаем
Как учеными стать,
Будем мы таланты развивать!
1 ведущий: Команда “Квадрат” приветствует команду “Треугольник”
Приветствие команды “Квадрат”.
Мы шлем большой привет!
Желаем вам сегодня
Красивейших побед!
Желаем вам успеха
В решении задач
И юмора, и смеха
И всяческих удач!
2 ведущий: Команда “Треугольник” приветствует команду “Квадрат”

Приветствие команды “Треугольник”:
Раз, два, три, четыре
Вас приветствовать решили
Вы квадраты не теряйтесь
И почаще улыбайтесь.
К вам тогда придет успех.
Пусть он радует вас всех
Только чур, не задавайтесь
И в задачах не теряйтесь
Будем рады мы за вас
Если победите нас.
1 ведущий: Объявляем первый конкурс – математическая разминка. На обдумывание 2 минуты.
Вопрос команде “Треугольник”
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 1- руках?
(50 пальцев)
2 ведущий: Вопрос команде “Квадрат”
На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего?
(На березе яблоки не растут)
1 ведущий: Вопрос команде “Треугольник”
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?
(Нет, так как 48 часов – это двое суток, поэтому снова будет 12 часов ночи).
2 ведущий: Вопрос команде “Квадрат”
Какие часы показывают правильное время два раза в сутки?
(Сломанные, которые стоят)
1 ведущий: Вопрос команде “Треугольник”
Масса чего больше – тонны пуха или тонны железа?
(Их масса одинакова – 1 тонна)
2 ведущий: Вопрос команде “Квадрат”
Что больше, произведение или сумма десяти чисел от 0 до 9,т.е. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?
(сумма больше произведения, т.к. произведение равно 0)
1 ведущий: А сейчас слово жюри. Оцениваются эмблемы команд, их приветствие и разминка.
2 ведущий: Каждая команда готовила к встрече домашнее задание – задачу со сказочным сюжетом, который надо инсценировать. Ответ на вопрос задачи должна дать другая команда.
1 ведущий: Со своей задачей – сказкой выступает команда “Квадрат”, команда “Треугольник” может стать на свое место.

Задача – сказка “Алмаз Мерген и девушка – лань”.
Участники: Чтец, Алмаз Мерген, Старая Алия бану, Хан.
Чтец: Давным – давно в стране Булгар в охотничьем племени жил батыр Алмаз Мерген. Был он бесстрашен как сокол; быстрый, как олень; руки силы железной – взятого не выпускает. Идет - земля под ним вздрагивает, ногой ударит – искру из камня выбивает. Гордился народ своим богатырем. Встретил однажды Алмаз Мерген лань невиданной красоты, но не успел и лук снять – исчезла лань. Потерял батыр покой и сон, ищет он день, ищет другой. Печальный вернулся Алмаз Мерген домой, прилег на шкуру мелведя и лишь к утру уснул джигит. И снится ему сонПришел Алмаз Мерген снова к той скале, где встретил прекрасную лань и стал ждать. Час сидит , другой, а лань все не появляется. Совсем отчаялся Алмаз Мерген, но вдруг перед ним, как из – под земли появилась старая Алия бану, и говорит она батыру: “Ищешь ты прекрасную лань батыр. Но неилань это, а дочь моя – ирке. Примет она снова человеческий облик, если полюбит храброго джигита, который спасет ее от гибели. Злой хан заточил ее в темнице. Только ты можешь спасти ее”.
Алмаз – Мерген: как же я найду прекрасную девушку – лань?
Алия бану: Вот тебе батыр, клубок. Приведет он тебя прямо к злому хану. У него три темницы. В одной из них находится девушка – лань, в другой Змей Горыныч, а третья темница пустая. Запомни батыр, все подписи на дверях неверные.
Чтец: Бросил Алмаз Мерген клубок на землю. Покатился клубок, а батыр за ним. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Шел батыр по горам и дошел, наконец, до злого хана.
Алмаз Мерген: Отдай мне, хан, девушку – лань!
Хан: Ладно, батыр, отпущу я с тобой прекрасную лань, если угадаешб в какой она темнице. Пойдем со мной. Пойдем со мной.
Чтец: Повел хан Алмаз Мергена в подземелье. Показал там три темницы, на дверях котрых написано: (Двери нарисованы и их держат члены команды)
Темница 1 – “Здесь находится девушка – лань”.
Темница 2 – “Темница третья не пустая”.
Темница 3 – “Здесь Змей Горыныч”
Участники команды, котрые держат “двери” громко читают текст, написанный на них.
Хан: Покажи батыр в какой темнице девушка – лань. Угадаешь – быть ей твоею. Покажешь на пустую темницу- быть тебе в ней узником до конца дней своих. Покажешь на дверь, за которой змей горыныч – быть тебе им растерзанным.
Чтец: Задумался Алмаз Мерген .
Посоветуйте, ребята, на какую дверь должен показать Алмаз Мерген?
Ответ команды “Треугольник”:
Девушка – лань – во второй темнице.
Надпись на двери II темницы неверная, т.е. темница III пустая. Значит, I и II темницы не пустые. Надпись на двери I темницы неверная. Значит, там змей Горыныч. Тогда во второй темнице девушка – лань.
2 ведущий: Со своим домашним заданием – сказкой выступает команда “Треугольник”.
Задача – сказка “Племя трусов”
Участники: Чтец, Данир, Айгузель, 5 знахарок и проводник.
Чтец: Случилось это в давние предавние времена. Черная змея укусила красавицу Айгузель, которая спасла спавшего Данира. Это он поднял племя трусов на борьбу против злого Хана. Уже несколько дней и ночей лежит Айгузель без сознания и никто не может помочь ей . Пять старых знахарок опступили Данира и говорят :
1 захарка: Дела ее плохи. Травы наши не помогают.
2 знахарка: Чтобы спасти ее, надо отправиться тебе, Данир, в тридевятое ханство за волшебной травой, которая спасет Айгузель.
3 знахарка: Идти тебе туда, Данир, три дня и три ночи.
4 знахарка: Жители этого ханства только тому дают волшебную траву, кто покажет свою мудрость и находчивость.
5 знахарка: В этом ханстве живут только правдолюбивые ( они всегда говорят только правду) и лгуны (они всегда лгут) Будь мудрым и осторожным, и тогда ты сможешь найти волшебную траву.
Чтец: Отправился Данир в путь. Через три дня и три ночи попал он в это ханство. Дали ему ппроводника – жителя ханства. Вскоре они увидели еще одного жителя. И говорит Данир проводнику:
Данир: Сходи, узнай, кто этот житель – правдолюб или лгун?
Чтец: Вернулся проводник и ответил:
Проводник: Этот человек сказал что он скуп.
Чтец: Задумался Данир – правду или нет сказал ему проводник.
Ребята, помогите ему ответить на вопрос - кто был проводник: правдолюб или лгун? Ответит Данир правильно – дадут ему волшебную траву и спасет он Айгузель. А нет – ждет их погибель.
Ответ команды :”Квадрат”.
Проводник оказался лгуном. Если бы жителель ханства оказался правдолюбом, то он об этом сообщил бы проводнику. Если же он лгун, то и тогда бы назвал себя правдолюбом. Следовательно, ожидаемый ответ – правдолюб. Проводник же Даниру сказал, что житель ханства – лгун. Значит он сказал не правду, следовательно проводник – лгун.
1 ведущий: Пока жюри подводит итог дом. Заданию объявляется конкурс болельщиков, жюри учитывает оформление, сделанное ими, активность на протяжении всей встречи и верность ответов.
Члены команд “Квадрата” и “Треугольника” примут в это время участие в конкурсе на звание “лучших математиков”.
Капитаны команд получают задание для своих членов команд, раздают их и приступают к выполнению заданий.

ЗАДАНИЯ ЧЛЕНАМ КОМАНД
Команда “Квадрат”.
Винни – Пуху подарили в день рождения бочонок меда массой 7кг. Когда Винни – Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограмм меда было первоначально в бочонке? ( Ответ 6кг)
Применяя знаки действия напишите число один с тремя двойками.
(Ответ: 2 – 2 : 2)

Как расставить 6 стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по два стула?
Ответ:
Нам какое однозначное число надо умножить 142857 чтобы получилось число, записанное одними девятками?
(Ответ : на 7 )

КВАДРАТ “ТРЕУГОЛЬНИК “
1. В двух ящиках для уроков труда хранились ножницы по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго ящика. Сколько ножниц осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках? (Ответ : 20 )

Применяя знаки действия напиши число 3 тремя двойками.
(Ответ: 2 + 2 : 2 )

Как расставить 10 стульев у 4 стен комнаты, чтобы у каждой стены было поровну.
Ответ:

На какое однозначное число надо умножить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, чтобы в результате получилось новое число записанное одними еденицами.
(Ответ: на 9)

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ
Команды “Квадрат”
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин ехало в село?
(Одна машина такси.)
1 ведущий: Вопрос болельщикам команды “Треугольник”.
Человек рассеяный лег спать в 7.00 вечера в квартире на улице Бассейной, предварительно заведя будильник на 8.00, с тем чтобы встать утром. Сколько часов он спал пока его не разбудил будильник?
( 1 час)
2 ведущий: Вопрос болельщикам “Квадрат”.
У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей всего в семье?
(Ответ 8, т. к. одна сестра на всех братьев)
1 ведущий: команда “Треугольник”.
От куска материи 20 метров портной отрезает каждый день по 2 метра. На какой день он отрежет последний кусок?
(На 9 –ый день)
2 ведущий: команде “Квадрат”.
Лара расставила точки в тетради на расстоянии 3см одну от другой. Сколько точек она поставила на расстоянии 15 см.
(Ответ: 6 точек)
1 ведущий: команде “Треугольник”
Саша нарисовал 4 крестика на расстоянии 4см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвертого?
( Ответ: 12 см)
2 ведущий:
Слово жюри. Оценивается дом. Задание команд и конкурс болельщиков. Капитаном сдать свои задания жюри на проверку.
1 ведущий:
А сейчас мы проверим, как члены наших команд знают таблицу умножения и деления и умеют быстро считать.
2 ведущий:
У каждого из участников есть цифра (на груди или в руках). Мы читаем примеры, а вы их быстро решаете, и участники, цыфры которых входят в ответ, встают парами так, чтобы получилось верное число – решение примера.
1 ведущий:
Начали. Думают обе команды.
7 х 8 = 9 х 9 = 24 : 3 х 5 =
5 х 6 – 1 = 70 : 2 + 2 = и т.д.
2 ведущий: Жюри подводит итог этого конкурса и конкурса на звание “лучших математиков.
1 ведущий: А теперь – конкурс капитанов. Игра “Веселый счет”.
Кто из капитанов быстрее покажет и назовет от 1 до 29.
5
11
11
2
9

16
1
25
6
19

24
10
18
20
13

15
23
4
12
3

7
14
22
8
21


7
25
8
18
2

16
1
24
13
22

10
23
9
3
6

15
4
14
17
19

11
20
12
21
5




2 ведущий: Вопрос обеим командам
Из спичек составлена избушка на курьих ножках. Как надо переложить две спички, чтобы избушка перевернулась другой стороной?
1 ведущий: Слушайте внимательно последнее задание
Сергей ехал в школу. Занятия в школе начинаются в 9.00ч. В 8.40 он уже проехал половину пути. Если Сергей будет ехать с такой же скоростью дальше, то он приедет в школу за 10 минут до начала занятия. Сколько минут он ехал в школу?
2 ведущий: Жюри подводит итоги конкурса капитанов и объявляет, кто же у нас стал победителем. Жюри награждает победителей.
1 ведущий: Дорогие ребята, наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что математика для вас будет еще интересней, еще загадочнее, чем это было раньше.
Список использованной литературы
.
Байрамукова П.У . Внеклассная работа по математике в начальных классах. – м.: Издат – школа, 1997.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М: Знание, 1993 – 336с.
Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение , 1994. – 52 с.
Ганеев М.Г. Клуб юных математиков. – “Начальная школа”, 1971, №11
Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. М., “Наука”, 1964-79с.
Галиуллина Е.Н. Математический К.В.Н.-«Начальная школа»,2003- №12
Гельфман Е.М. Арифметические игры и упражнения. М.: Просвещение, 1968- 112 с.
Германович П.Ю. Сборник задач по математике на соображение. М., Учпедгиз, 1960-85с.
Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М. 1972.
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задачи по математике. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1989 – 47с.
Житомирский В.Г. Некоторые приемы организации внеклассной работы по математике.- “Начальная школа”, 1989, № 6
Злецкий Г.В. Геометрия для малышей. М.: Просвещение, 1978 – 136с.
Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. М.: “Просвещение” 1965г.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.:1997. – 237 – 284с.
Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике в 1 – 4 классах. – М.: Апрель. 2000 – 28 с.
Кадыров И. Взаимосвязь внеклассной и факультативной форм занятий по математике. – М.: Просвещение. 1983- 62 с.

Корнеева В.В. Воспитание интереса к математике. “Начальная школа”, 1969, №1.
Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. – М.: Просвещение., 1967- 183с.
Ксилова Н.В. Организация и проведение предметных олимпиад в начальных классах. – “Начальная школа”, - 1992, №1 – (27 – 30)с..
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. – М.: Аквариум 1998 - 235 с.
Минхаирова О.И. В математическом кружке. – “ Начальная школа”, 1993, №6 – 38 – 41 с.
Музылева З. В. Олимпиады по математике. – “ Начальная школа”, 1990, №6 – 46с.
Панкратова В.Г., Шиняева А.И. Математический кружок в школе. – “Начальная школа” , 1967, №2.
Петрова Ф.Г. Математические вечера. – Ижевск, изд – во “Удмуртия”, 1968-85с.
Розентуллер В.И., Якубенок Д.Ф., Половникова Т.Т. Задачи для внеклассной работы. – “Начальная школа”, 1969, №6.
Русанов В.Н. Конкурс знатоков. – “ Начальная школа”, 1992, №5,6.
Сорокин П.И. Математический кружок. – “Начальная школа”, 1969, №6.
Сороцкая О.Н. Конкурс смекалки. – “Начальная школа”, 1971, №7.
Степанов В.Д. Актуализация внеурочной работы по математике в средней школе. – М.: Просвещение. 1991 – 34 с.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975 – 146 с.
Шустер Ф.М., Фельдман А.М., Гуревич В.Ю. Сборник олимпиадных задач по математике. Минск, “Народная света”, 1965-93с.


















13PAGE 15




15