ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИКЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (малоопытного специалиста)

Рассмотрено Утверждаю
На педагогическом совете Директор МБОУ
Протокол № «Геройская средняя школа»
От « »_________2016 г __________ В.А.Вакалюк
Приказ №
« »_____________2016г


ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИКЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
(малоопытного специалиста)

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наставничество - необходимая составляющая программы профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятии для ускорения вовлечения их в трудовой процесс с учетом их индивидуальных наклонностей.
Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.
Молодой специалист – начинающий учитель, владеющий знаниями основ педагогики по программе вуза, проявляющий желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.    
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Целью школьного наставничества является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

   3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
Руководство деятельностью наставников осуществляет председатель научно-методического совета школы (НМС) и председатель методического объединения, в которых организуется наставничество.
Председатель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с председателем методического совета школы и утверждаются на педагогическом совете школы.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2-х недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников школы:
впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
специалистами, имеющими стаж педагогической деятельности не более 3-х лет;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике);
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке из-за большого перерыва педагогической деятельности (более 3-х лет).
Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
Для мотивации деятельности и за успешную работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.
По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников.
4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
вводить в должность;
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролир
·овать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. ПРАВА НАСТАВНИКА
с согласия методиста (заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУ, руководителя ШМО) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников;
требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.
В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объединения.
 7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУЗ.
Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОУЗ обязан:
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста со своим наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений.
Председатель методического объединения обязан:
рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по методической работе.
Документы, регламентирующие наставничество.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора образовательного учреждения об организации наставничества;
планы работы педагогического совета, методического совета, Совета наставников (при его наличии), методических объединений;
протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, Совета наставников (при его наличии), методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
 По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней сдает заместителю директора, курирующего методическую работу в ОУЗ следующие документы:
отчет молодого специалиста о проделанной работе;
план профессионального становления с оценкой наставника о проделанной работе и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне. 

Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства, в настоящий локальный акт вносятся изменения в установленном законом порядке.
























13PAGE 15


13PAGE 14515



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515



15