Образовательный материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Сказка» п.Советский, Республика Марий Эл

Практико-ориентированный проект

Разработала: Емелова О.Н.
музыкальный руководитель
2015 год
Информационная характеристика проекта
по художественно-эстетическому развитию:
Автор проекта:
Емелова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1»Сказка»
Руководитель:
Исаева Анна Ивановна, заведующая Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №1 «сказка»
Исполнители:
Воспитатели
Родители
Дети
Заказчик проекта:
Администрация Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 « «Сказка»
База проектной работы:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка»
Сроки работы:
1 сентября 2015г.– 30 мая 2016г.
Тема проекта:
«С песней по планете»
Проект "С песней по планете"
Пояснительная записка
Проект предлагает использовать в работе музыкальных руководителей современный репертуар таких мастеров детской песни, как Е. Зарицкая, Г. Вихарева, И.Пономарева, А.Ермолова, А. Петряшевой, А.Осошник а также репертуар зарубежных и марийских композиторов. Творчество этих авторов уникально и очень ценно, может использоваться, как в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей, а также в расширении кругозора, что в нашем современном обществе имеет большое значение. 
Вид проекта – практико-ориентированный. 
Участники проекта: Дети с 3 до 7 лет, родители, педагоги, специалисты ДОУ.  Актуальность:
"Песня – это зеркало, душа эпохи…Детская песня – это отражение не только настоящего времени, но и предвкушение будущего. Поэтому, наверное, так трудно педагогам-музыкантам, работающим с малышами, найти современную, по-настоящему художественную детскую песню" (А.И.Буренина сб. "Сказочная карусель"). Вот уже три десятилетия в детских садах звучат, в основном, одни и те же песенки из мультфильмов В.Шаинского, Е.Крылатова, а также песни Герчик, Тиличеевой, Раухвергера и др… Безусловно, эти песни хороши, но новое время требует новой музыки, новых образов, новых идей. А писать для малышей – намного труднее, чем для взрослых: песни должны быть доступными, и яркими, и оригинальными. Данный проект собрал лучшие песни современных русских, марийских детских композиторов и английских песенок-попевок- считалочек для детей – маленьких и больших, со своими детскими и не очень детскими проблемами, желаниями, мечтами. Творчество Е.Зарицкой, Г.Вихаревой, И.Пономаревой, Л. Олифировой, С.Насауленко, З.Роот, М.Еремеевой и других детских композиторов известно широкому кругу музыкантов. В их песнях каким – то удивительным образом передается ритм, дух, звучание времени, понятные и доступные для исполнения детьми. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы их песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни. "Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель") Цель проекта:
  Амплификация музыкального репертуара по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Гармония" под редакцией Парамоновой современными детскими песнями разнообразной тематики, прежде всего связанной с окружающей ребенка жизнью. Задачи: 1. Обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей современной детской музыкой. 2. Побуждать ребенка самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность в группе детского сада и в семье. 3. Поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности в детском саду, готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимные моменты. 4 Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности. 
5. Импровизировать музыкально-танцевальные движения под пение, активизируя творческое и ассоциативное мышление, чувствуя себя более свободнее и самостоятельнее в решении креативных задач.
Объект исследования:
Расширение и разучивание современного песенного репертуара на разных языках (русский, марийский, английский, французский)
Предмет исследования:
Реализация творческих способностей воспитанников.
Гипотеза: мы предполагаем, что интерес к разучиванию песен на разных языках будет эффективным если: используются разнообразные формы и методы работы;           реализуются  музыкально- творческие способности воспитанников.

Ожидаемые результаты:
 Дети: Положительная динамика в развитии интереса к песням современных детских композиторов, к музыкальной деятельности. Обозначение музыкальных предпочтений. Развитие музыкальных способностей. Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Расширение музыкального кругозора. 
Привитие интереса к национальным и иностранным песнямРодители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей Пользование "Музыкальным фондом" группы Обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям Воспитатели: Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей Стремление использовать музыку в педагогическом процессе. Активность во взаимодействии с родителями. Музыкальный руководитель: Организация работы с детьми с учетом детских интересов и возможностей. Участие в проектировании индивидуальных маршрутов Участие в организации "Музыкального фонда" Помощь воспитателю в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения организованной образовательной деятельности. 
Перспектива развития проекта
  Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. современных детских песен появляется все больше и больше, а творчество детских композиторов все разнообразнее. Репертуар будет постоянно пополняться, использоваться как можно шире в работе с детьми. В дальнейшем, данный проект может быть основой для проекта по гендерному воспитанию "Песенки для девочек" и "Песенки для мальчиков". 
Критерии результативности проекта: 
Обновление детского песенного репертуара произведениями современных детских композиторов во всех возрастных группах.
Использование этих песен в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей
Создание фонотеки современного детского репертуара как русского так и марийского, так и английского творчества каждого композитора и видеотеки исполнения.
Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.
Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:
Рабочая программа, циклограмма образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя.
Концерты, праздники, развлечения, конкурсы, фестивалиСборник методических рекомендаций по итогам реализации проекта.
Ресурсное обеспечение 
Материально-техническоеИнформационно-методическоеКадровоеМузыкальный зал
Музыкальные инструменты для взрослых, детей.
Проектор, экран
ПК, ноутбук
Музыкальный центр
Акустическая системаМикрофоныИнтернет-ресурсы
Библиотека музыкальной литературы
Периодическая печать: журалы. Музыкальный руководитель
Педагоги ДОУ
Хореограф
Риски и пути их преодоления. 
Недостаточное использование данного репертуара в совместной и самостоятельной деятельности детей педагогами ДОУ -Оснащение предметно-развивающей среды группы
-Консультация для педагогов по использованию данного репертуара
-Совместное планирование работы.
Отсутствие фонограмм национального репертуара для концертных выступлений. -приобретение фонограмм по подписке
-покупка
-запись
Этапы и прогнозируемые результаты
Подготовительный этап

Этапы и задачи Мероприятия Сроки
Изучение творчества современных детских композиторов.  Изучение, анализ творчества Сентябрь 2015
Подбор музыкальной литературы по данной теме Изучение, анализ, подбор Сентябрь 2015
Изучение английских песенок-.попевочекИзучение, анализ репертуара Сентябрь
2015
Отбор песен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей Отбор музыкального репертуара Сентябрь
2015
Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.  Включение проекта в программу
Музыка в интеграции образовательных областей >> (прил.2)Сентябрь
2015
Составление перспективного плана с использованием нового репертуара  Составление и утверждение перспективного плана
Примерный музыкальный репертуар >> (прил.1)Сентябрь
2015
Выявление творческих и музыкальных способностей Диагностика детей
Приложение №4 Октябрь
2015
Анкетирование родителей «Музыка в семье»
Приложение №6 Октябрь
2015
Составление банка данных Распевки, музыкальные игры, скороговорки Октябрь
2015
Информирование родителей о работе с детьми разучивании современных песен на разных языках Консультация для родителей «Музыка в вашем доме», «Музыкальное воспитание в семье»,
Изготовление папок-передвижек на тему «Ваш ребёнок любит петь?», «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!», «Музыка и её влияние на развитие детей»; Приложение №3
организация родительского сообщества "Поем всей семьей
Октябрь
2015
Информирование воспитателей ДОУ о предстоящей работе Анкетирование и консультация воспитателей
Приложение №7 Октябрь
2015
2 этап (практический):
Этапы и задачи Мероприятия Сроки
Амплификация организованной образовательной деятельности слушание и обсуждение детской музыки  Октябрь 2015-апрель 2016
пение, совместное пение, беседы по содержанию песен, драматизация песен.  подыгрывание на музыкальных инструментах  песни-танцы  совместное художественное моделирование содержания музыкальных произведений.  Развитие творческо-аналитической музыкальной сферы детей музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры имитационного характера, игровые задания.  просмотр и осуждение детских музыкальных телепередач, видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективов («Саманта»Е.Зарицкой, «Непоседы», «Дильфиненок» и др.)  рассказы об интересных фактах и событиях ( о творчестве композитора, о предстоящем празднике и т.д)  Развивать эмоциональную сферу детей продуктивная деятельность(рисование, лепка)на тему разученных песен; выставка рисунков по песням (определенной тематики, композитора )  викторины по творчеству композитора  Развитие креативной сферы детей инсценирование, драматизация песен.  Музыкально-игровые ситуации с использованием современных детских песен.  "Музыкальная шкатулка" , "Волшебный волчок»" , "Музыкальный магазин"  и др. Cамостоятельная деятельность детей  предоставление детям возможности самостоятельно слушать музыку. -музицировать (исполнять песни, танцы, играть на инструментах)  Работа с родителями Направления совместной работы для успешного достижения цели
Приложение №5 Формирование развивающей среды в группе
"Музыкальный фонд" группы (диски с записями современных детских песен, диски с караоке-записями этих песен; сборники песен с иллюстрациями, фотографиями портреты композиторов, модели песен, графические партитуры песен, фотографии детских эстрадных ансамблей ("Саманта", "Непоседы" и др) ,фотографии победителей и участников детских конкурсов Евровидения, Новой волны, Голос и др. ,детские музыкальные инструменты (перкуссии),атрибуты для инсценировки песен игрушки  Представление опыта по данной теме педагогам ДОУ Открытое мероприятие «С песней по планете» В течении года
Работа с социумом -концертные выступления детей в других группах и ДОУ, на концертных площадках поселка. -проведение совместных досуговых мероприятий учреждений образования и культуры поселка. -публикация в СМИ о проекте. -презентация проекта на МО музыкальных руководителей района.  3 этап (Заключительный):
Этапы и задачи Мероприятия Сроки
Исследование использования полученных умений и навыков в концертной и повседневной деятельности Наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях В течение реализации проекта
мониторинг по диагностической программе (методика А. Г. Гогоберидзе)  -изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку современных детских композиторов . -определение детских музыкальных интересов и предпочтений. -выявление особенностей развития музыкальной эрудиции детей -изучение особенностей музыкальной субкультуры в данной группе. -выявление особенностей использования воспитателем данного музыкального репертуара в образовательном процессе. -анализ развивающей среды в группе.  Май 2016
Составление методических рекомендаций для педагогов по использованию современного детского репертуара на разных языках.  Публикации на сайте ДОУ и др. сайтах. Итоговые мероприятия праздничный концерт ко дню защиты детей "С песней по планете" и выставка детских работ "Моя любимая песенка"  Публичный отчет о результатах реализации проекта.  Отчет-защита и презентация проекта перед преподавателями ДОУ, и выступление на МО Май 2016
Публикации (проекта) Публикации в методическом журнале для музыкальных руководителей.  Создание электронного пособия для педагогов ДОУ и родителей "Музыкальный калейдоскоп" (по использованию современной детской музыки в жизни ребенка).   
 Приложение №3
Музыкально-игровые ситуации с использованием современных детских песен. Цель: определить особенности знаний детьми музыкального репертуара. 1."Музыкальная шкатулка" 
Оборудование: Шкатулка, карточки с рисунками (фото) по содержанию песен. Ход игры: В шкатулке 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки, передают их ведущему, называя песню. Песню исполняют без музыкального сопровождения всеми детьми или индивидуально по желанию ребенка. 2. "Волшебный волчок»"
 Оборудование: "Музыкальный волчок" с иллюстрациями песен. Ход игры: -звучит песня – ребенок показывает стрелкой на картинку и называет песню. -ребенок- ведущий показывает стрелкой картинку, а все угадывают и поют песню. 3 "Музыкальный магазин" 
Оборудование: магнитофон (музыкальный центр), диски. Ход: Ребенок-покупатель просит послушать песню, продавец исполняет. От того, как он поет, зависит, купят диск или нет. 4 "Музыкальное лото"
 Оборудование: Карточки-картинки (по числу играющих детей) иллюстрирующих содержание песен. Ход: Детям раздаются по 3-4 карточки. Исполняется песня в записи, дети узнают и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто закроет все карточки. 5 "Угадай-ка" 
Оборудование: Диски с записями. Ход: Звучит песня, ребенок называет. За правильный ответ – очки. У кого больше очков – тот выиграл. Приложение №4
Направления диагностики:
 Метод 1.
 Наблюдение за детьми в свободной деятельности Цель: изучить особенности использования ребенком музыки. Индивидуальная карта: "Музыкальные предпочтения ребенка" 
ФИО(ребенка)_________________________________________
Жанры музыкиПредпочитаемые виды деятельностислушаниеисполнительствоТворческие импровизацииКлассическая музыка     
Детский фольклор     
Современные детские песни     
Современные взрослые песни     
Песни из популярных детских м\ф, к\ф.      
Музыкальный репертуар по программе "Гармония" Парамоновой
     
Зарубежные песенки-попевочкиМарийские детские песни2 Индивидуальная карта: "Использование ребенком музыки в ходе режимных моментов"
ФИО (ребенка)_________________________________________________
Режимные моментЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный репертуарЧастоРедкоНе используетИнициаторактивно подключается к другим детям ИндифферентенВарьируется в зависимости от ситуации постоянныйоднообразныйВстреча детей                 
Одевание-раздевание                 
Прогулки                 
Гигиенические процедуры                 
3 индивидуальная карта: "Использование ребенком музыки в самостоятельной деятельности"
ФИО (ребенка)_______________________________________________
Самостоятельная деятельностьЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный репертуарчасторедкоМузыку не используетИнициаторАктивно подключается к другим детям ИндифферентенВарьируется в зависимости от ситуации ПостоянныйОднообразныйигра                 
Индивидуальная продуктивная деятельность                 
Музыкальная деятельность                 

4 индивидуальная карта: "Использование музыки ребенком в процессе взаимодействия"
ФИО (ребенка)____________________________________
ВзаимодействияЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный репертуарЧастоРедкоНе используетИнициаторактивно подключается к другим детям индифферентенВарьируется в зависимости от ситуации постоянныйСо сверстниками               
С педагогами               
С родителями               
Метод 2. индивидуальная беседа с ребенком. Цель: выявить музыкальные предпочтения детей. Вопросы беседы: 
-любишь ли ты слушать музыку? -какие песни ты знаешь? -у тебя есть любимая песня или песня, которую ты любишь слушать больше всего? -можешь ли ты спеть какую-нибудь песню? -что ты делаешь, когда слышишь любимую песню? -какие детские песни тебе нравятся? Метод 3. Индивидуальная беседа с ребенком. Цель: выявить отношение детей к использованию музыки в течение дня. Вопросы беседы: 
-ты хочешь, чтобы, когда ты с утра приходишь в детский сад, звучала музыка? Почему? -хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка? -хочешь ли ты засыпать под колыбельную, а просыпаться под быструю песенку или мелодию? -тебе больше нравится рисовать под музыку или в тишине? - можешь ли ты самостоятельно включить магнитофон и послушать музыку? Метод 4 Экспериментальная ситуация. Цель: изучение особенностей эмоциональной реакции на современную детскую песню. Ход ситуации:
Детям предлагается прослушать контрастные по характеру современные детские песни ( в соответствии с возрастом)Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка: -желание слушать песню -сосредоточенность, устойчивость внимания -продолжительность восприятия -двигательная активность, наличие движений, мимических реакций. -сила и длительность эмоционального воздействия песни на ребенка. Диагностика -анализ развивающей среды группы.
Показатели    реализуетсяполностьючастичноНе реализуется1. присутствует ли в среде группы музыкальный уголок?      
представлены ли в уголке разнообразные инструменты?      
имеется ли в группе аудиотехника?      
часто ли ребенку предоставляется возможность для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке?      
5. владеют ли дети способами действия с музыкальными инструментами?      
6. реализуется ли воспитателем работа по привлечению детей в музыкальный уголок?      
7. Осуществляется ли помощь педагогом в процессе взаимодействия детей в уголке?      

Приложение №5
Работа с родителями: 
1. Направление - информационно-аналитическое (выявление потребностей интересов, способностей родителей) -анкетирование -опросы -беседы -общение на форуме сайта ДОУ.  2 . Познавательное направление – ознакомление с творчеством современных детских композиторов, с современными детскими песнями, с детскими вокальными коллективами. -презентация проекта, мероприятий проекта. -информация в "Музыкальном дневничке" группы. -создание "Музыкального фонда" группы. -информация о Интернет-ресурсах по данному вопросу -музыкальные вечера, посвященные творчеству композитора. 3. Направление – контрольно-оценочное, анализ качества образовательных услуг и эффективности взаимодействия с родителями. -выступления на родительских собраниях, педсоветах. -анкетирование -рекомендации родителей 4. Направление – совместная деятельность.
 -участие в культурно-досуговой деятельности ДОУ, группы. -создание фильма о семейном домашнем музыкальном творчестве. -создание фильма о музыкальной жизни группы "Наши любимые песни" -помощь в оснащении предметно-развивающей среды группы. 
Приложение №6
Анкетирование родителей:
 Уважаемые родители! 
Музыка - важный источник развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к музыке и эффективной организации работы с ними в дошкольной образовательной организации предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты. 
№ Вопрос ответ
1 Задумывались ли вы о том, как влияет музыка на развитие личности ребёнка?  2 Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской музыкальной деятельностью? 3 Как вы считаете, есть ли у вашего ребёнка способности к музыкальной деятельности?  4 Занимается или занимался ли кто-то из членов вашей семьи музыкой профессионально? 5 Часто ли в вашем доме звучит музыка? 6 Какой музыке отдаётся предпочтение в вашей семье (народной, классической, рок-музыке, джазу, другому жанру)?  7 Музыка звучит дома целенаправленно или является «фоном»? 8 Если музыка включается целенаправленно, кто слушает её вместе с ребёнком (мама, папа, бабушка, дедуш- ка, старшие дети в семье)?  9 Просит ли сам ребёнок включить музыку во время игр, занятий?  10 Есть ли у вашего ребёнка любимая песня? 11 Есть ли в вашей семье музыкальные инструменты? Кто на них играет? 12 Приобретаете ли вы своему ребёнку диски с записями детских песен, сказок? 13 Приобретаете ли вы своему ребёнку детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки? 14 Организуете ли вы дома семейные концерты, музыкальные вечера? Как часто? 15 Часто ли вы поёте и танцуете вместе с ребёнком?  16 Заучиваете ли вы с ребёнком новые песни, отличные от репертуара в детском саду?  17 Бываете ли вы с ребёнком на концертах, спектаклях (с учётом его возраста)? 18 Нужны ли вашему ребёнку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия?  19 Посещает ли ваш ребёнок музыкальную школу, студию? 20 Как вы оцениваете работу педагогов по музыкальному воспитанию в детском саду, который посещает ваш ребёнок?  21 Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальных занятиях в детском саду?  22 Как вы оцениваете результаты музыкального творчества вашего ребёнка? 23 Участвуете ли вы в мероприятиях, организуемых в детском саду? 24 Ваши пожелания по организации музыкального воспитания детей в детском саду Благодарим за сотрудничество!
 Приложение №7
Работа с воспитателями 
1. познавательное направление:
 -знакомство с современным детским репертуаром, творчеством композиторов -консультации по использованию репертуара в образовательном процессе. 2. контрольно-оценочное направление:
Диагностика "Использование воспитателем современного детского репертуара в педагогическом процессе" Индивидуальная карта 1:
"Особенности использования музыки в образовательном процессе"
Режимные моментыИспользование музыки в режимных моментах Разнообразие музыкального материалаСвязь музыки с изучаемой темой Частота использования музыкиСамостоятельная работа детей с музыкальным материалом
данетданетданетданетданетУтренние часы приема детей                   
Тихий час                   
прогулка                   
Гигиенические процедуры                   
Организованная образовательная деятельность                   
самостоятельнаядеятельность детей                   
игры                   

Анкетирование воспитателя№ Вопрос Ответ
1 Считаете ли вы необходимым использовать при работе с детьми современные детские песни?  2 Используете ли вы при работе с детьми современные детские песни?  3 Как вы думаете, когда целесообразнее использовать современные детские песни в течение дня?  4 Основная цель использования этих песен?   Используемая литература:
 1 Общеобразовательная программа дошкольного образования "Гармония» 2 "Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии" А.Г.Гогоберидзе ("Феникс" 2008) 3 "Музыкальное воспитание в детском саду" М.Б.Зацепина ("Мозаика-синтез" 2010) 4 "Проектирование интегративной программы предшкольного образования" А.И.Буренина, Л.И.Колунтаева (Санкт-Петербург 2007) 5. Журналы: 6. Сборники: И.В.Пономарева "Детский сад наш дорогой", "Песни для Алешки", "Песни для Катюшки", "Смешинки и грустинки" Е.Б. Зарицкая "Сказочная карусель", "Дети выбирают мир" Г.Ф. Вихарева "Песенка, звени!", "Осенние картинки", "Веселинка", "Пестрые страницы", "Споем, попляшем, поиграем" Г.Л.Гусева "Тише, мыши - кот на крыше", "Пора настала осени", Кошачье танго", "Какое это лето" М.Ю.Картушина "Мы играем, рисуем, поем","Забавы для малышей" З.Роот "Песни для детского сада"
Интернет-ресурсы:
http://www.lovelylanguage.ru/for-kids/english-songs Английские песни для детей
http://babygy.com/groups/detskie-pesni/ Детские песни на иностранных языках
http://www.resobr.ru/materials/45/48136/ Анкетирование в работе музыкального руководителя
http://www.samanta.su/songs/ Детская группа Евгении Зарицкой «Саманта»
http://www.delfin.in/ шоу-группа «Дельфин»
http://irgol.ru Французские песни
http://www.volshebnikidvora.ru/listen.html группа «Волшебники двора»
http://www.ermolov.ru/ А.Ермолов. Официальный сайт композитора
http://www.petryasheva.ru/ Песни для детей. А.Петряшева
http://steshka.ru/sovremennye-detskie-pesni Современные детские песни
http://mariez.ru/mariyskie-pesni марийские песни
http://x-minus.org/artist/30203 Детские марийские фонограммы