Программа наставника учителя истории и обществознания по сопровождению молодого специалиста


Муниципальное автономное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томская область
Программа наставника Ванчуговой И.Н., учителя истории по сопровождению учителя Богдановой Е.А., учителя истории
на 2016 – 2017 уч.годI.Пояснительная записка
Скажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню;Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.
Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога.
Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.
Опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание постоянной методической помощи наставником молодому специалисту в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих работы общеобразовательного учреждения.
Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы школы является обеспечение роста его профессионального мастерства.
Задачи индивидуального сопровождения:
обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха";
использование механизмов морального и материального поощрения молодого педагога, организация "праздников успеха".
Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодым учителем, молодой учитель проходит адаптационный период уверенно, повышает уровень профессиональной подготовки, убеждается в правильном выборе своей профессии.
Практическая значимость реализации программы:
В ходе выполнения программы будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодого специалиста. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на месте работы будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, программа поможет и молодому учителю, и руководителю школы решать целый ряд проблем, стоящих перед молодым учителем, будет способствовать поиску и проявлению учителем своего педагогического кредо.
По данной программе любой наставник может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.
II. Содержание и структура программы
Содержание пункта программы Срок Деятельность
сопровождаемого сопровождающего
1.Создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога. октябрь Изучить положение об индивидуальном сопровождении молодых специалистов в ОУ
Провести собеседование о целях и задачах индивидуального самообразования педагога;
2.Оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы.
В течение года Организованное посещение, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов и наставника.
Составить план самообразования
Выбор литературы.Работа с литературой.Изучение передового опыта по теме.
Проведение диагностики и самодиагностики по итогам четверти, полугодия, года Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки;
Оказание помощи в выборе темы самообразования.
Оказание помощи в составлении плана самообразования.
оказание помощи при заполнении школьной документации
Диагностика затруднений (проблем) молодого педагога:
собеседование с учителем;
анализ– уроков;– журналов;– поурочного планирования.
3.Привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества. В течение года Разработка рабочих программ по истории и обществознанию программ элективных курсов и кружков по предмету.
Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям.
4. Обеспечение условий профессионального роста учителя. По плану школы и самого педагога Организация внеклассной работы по предмету:Декада истории и обществознания;
Участие в конкурсах, выставках и олимпиадах;
 Проведение открытых уроков. Проведение открытых внеклассных мероприятий. Оказание практической помощи в повышении уровня методической подготовленности педагога
Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности молодого педагога с учителями- стажистами школы, городских школ на уровне РМО
Оказание психолого – педагогической поддержки.
План работы
Дата проведения Тема Вопросы для обсуждения Форма проведения Результат Задание
октябрь
  Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Изучение:
- “Закона об образовании в РФ”,
- Устава ОУ,
-правил внутреннего распорядка ОУ;
-Составление ПВР.
-Составление программы внеурочной деятельности. Выработка рекомендаций по планированию деятельности Изучить методические рекомендации об особенностях воспитательной работы с учащимися в условиях ОУ  
октябрь Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога - Педагогическое самообразование
- Участие в  работе методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Просветительское занятие Создание накопительной папки практических материалов по теме урока Подобрать литературу для самообразования,
изучить образовательные ресурсы Интернета
 
ноябрь
  Помощь в составлении   поурочных планов. Функция общения. -Структура поурочного плана
-Изучение задач и целей уроков Просветительское занятие Выработка рекомендаций Самостоятельное составление целей и задач
декабрь
  Как эффективно провести мероприятие. Секреты мастерства Общие вопросы методики проведения  внеклассных мероприятий с учащимися.
  Обмен опытом Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений Разработка сценария мероприятия
февраль
  Имидж педагога
Открытые уроки для молодого специалиста - Педагогическая этика, риторика, культура поведения
Интерактивные уроки Выработка рекомендаций Изучить правила педагогической этики
Посещение уроков
март
  Портфолио достижений педагога
Открытые уроки молодого специалиста - Общие положения  портфолио педагога
- Структура содержания и порядок ведения портфолио
- Оценивание материалов портфолио Обучающее занятие Выработка рекомендаций
Самоанализ уроков Изучить портфолио педагога-наставника
май
  Самообразование учителя - Выбор методической темы Обучающее занятие Выработка рекомендаций Написание плана самообразования учителя на новый учебный год
III. Система оценивания результатов программы
3.1.Ожидания
Реализации программы позволит:
молодымспециалистам:
адаптироваться в новых условиях практической деятельности;
пополнять и конкретизировать свои знания;
совершенствовать профессиональные умения, компетенции;
осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций, находить ответы на сложные вопросы;
постоянно пополнять педагогическую копилку;
формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
раскрывать свой творческий потенциал и иметь возможность демонстрировать профессиональные достижения с опорой на опыт наставников;
3.2.Формы контроля
Формы промежуточного контроля:
1. Анкетирование молодого специалиста.
2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом
Форма итогового контроля:
1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов ШМО.
2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.
№п/п Качества Оценка в баллах
1 2 3 4 5
1 Результат профессиональной деятельности Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по истории и обществознанию Сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории и обществознанию, способности к самообразованию Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по истории и обществознанию в различных жизненных ситуациях, во внеурочной деятельности Сформированность творческих способностей учащихся Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию 2 Уровень предметных знаний молодого специалиста Знание требований ФГОС нового поколения Знание истории и обществознания Общая эрудиция Знание методики преподавания истории и обществознания Знание истории и теории педагогики Знание особенностей педагогической деятельности 3 Гностические умения Умение систематически пополнять свои знания по истории Умение изучать личность учащихся в плане развития ученических компетенций Умение изучать достоинства и недостатки своей личности и педагогической деятельности Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения 4 Умения проектировать Планирование урока и системы уроков согласно новым ФГОС Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся Нахождение наиболее эффективных методов и приёмов ведения современного урока Умение грамотно использовать средства обучения Конструктивные умения 5 Организаторские умения Управление детским коллективом Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся Согласованность деятельности с запланированной Использование инновационных приёмов обучения 6 Коммуникативные умения Умение устанавливать целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик Внушать учащимся уверенность в успехе Внушать учащимся уверенность в себе Общительность