Открытый урок по МДК 01.05 Делопроизводство и режим секретности


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
МДК 01.05 Делопроизводство и режим секретности
Специальность 40.02.02 (031001) Правоохранительная деятельность
Тема: Распорядительные документы
Преподаватель: Луцык Н.И.
Москва 2015 г.
План открытого урока
Специальность 40.02.02 (031001) Правоохранительная деятельность
МДК 01.05.Делопроизводство и режим секретности
Тема занятия:Распорядительные документы.
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: формирование теоретических и практических навыков по теме занятия.
Актуальность урока:
привлечение внимания курсантов к более активному применению информационных технологий в процессе обучения;
обучение курсантов навыкам самоконтроля;
развитие у курсантов интереса к дисциплине «Делопроизводство и режим секретности» как учебному предмету.
Задачи:
Обучающие: усвоение знаний по теме «Распорядительные документы»; развитие профессиональных навыков курсантовпо составлению проектов приказов по основной деятельности;
Развивающие:продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, способности проявлять творческий подход при выполнении заданий; развитие творческой активности курсантов; формирование познавательных способностей; развитие умения оперировать полученными знаниями, применять их на практике;
3.Воспитательные:воспитание бережного отношения к материалам, времени, ресурсам, оборудованию, дисциплинированности, культуры общения, уверенности в своих силах; развитие навыков самостоятельного мышления; повышение интереса к выбранной профессии; развитие интеллекта, внимания, речи, памяти, воли, эмоций; подчеркивание значимости высокой компетенции любого специалиста.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма проведения урока – урок с применением информационных технологий. Данный вид учебного занятия является одной из наиболее эффективных форм работы для усвоения знаний, инструментом для формирования умений и навыков.
Урок с применением информационных технологий является одним из методов активного обучения, при котором решаются не только учебные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание курантов.
Оборудование урока: (ауд. № 602)
Раздаточный материал (образцы распорядительных документов).
ПК, проектор, интерактивная доска
Межпредметные связи:
Информатика и ИКТ, Основы управления в правоохранительных органах.
Ход занятия
1.Организационный момент – 3 мин.
Приветствие, проверка присутствующих курсантов. Объявление темы урока и постановка целей, задач.
2.Актуализация опорных знаний -20 мин. Вопросы для устного опроса:
1.Вопрос:Назовите основные группы организационно-распорядительных документов.
Ответ: Организационно-распорядительная документация подразделяется на 3 основные группы документов:
-организационные (уставы, положения, правила, инструкции, определяющие статус предприятия, его структурных подразделений и порядок их работы);
-распорядительные (приказы, распоряжения, решения, постановления, указания);
-информационно-справочные (акты, протоколы, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные и служебные записки, протоколы и др.).
2. Вопрос:К организационным документам относятся следующие ……
Ответ:К организационным документам относятся: уставы, положения, правила, инструкции, учредительный договор …..
3.Вопрос:Определение организационно-распорядительных документов.
Ответ:Организационно-распорядительные документы — документы, в которых фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, предприятий, организаций и должностных лиц.
4.Вопрос:К распорядительным документам относятся следующие ……
Ответ:Краспорядительным документам относятся: приказы, распоряжения, решения, постановления, указания.
5.Вопрос:К информационно-справочным документам относятся следующие ……
Ответ:К информационно-справочным документам относятся: акты, протоколы, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные и служебные записки, протоколы и др.
6. Вопрос:Назовите группы документов исходя из специфики работы с ними.
Ответ:Исходя из специфики работы с документами можно выделить следующие группы документов:
документы по личному составу (приказы по л/с, трудовые договора, трудовые книжки, личные карточки ф. Т -2, лицевые счета по зарплате, личные дела);
коммерческие документы (коммерческие договора (контракты) и другие документы, входящие в состав контракта в качестве приложения (спецификации, графики поставок и т.п.);
документы по обращению граждан (предложения, заявления, жалобы и документы по их рассмотрению).
3.Изложение нового материала – 35 мин.
План изложения нового материала:
- характеристика распорядительных документов (приказ, распоряжение, указание, постановление, решение);
- презентация.
Методы проведения занятия
- метод устного изложения;
- работа с раздаточным материалом;
- ситуационный метод;
- поисковый метод.
4.Самостоятельная работа на уроке – 15 мин.
- работа с раздаточным материалом;
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Вопрос. Основное назначение распорядительных документов.
Ответ: Основное назначение распорядительных документов — регулирование и координация деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.
2. Вопрос. На какие акты делятся распорядительные документы.
Ответ:С учетом сферы своего действия распорядительные документы делятся на:
- правовые акты федерального уровня - акты, издаваемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами федеральной исполнительной власти (министерствами, комитетами, агентствами, службами и др.);
- правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов республиканского значения — Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и округов, а также их территориальных образований;
- правовые акты организаций, учреждений, предприятий.
3.Вопрос. На какие группы делятся распорядительные документы по порядку разрешения вопросов (принятия решений).
Ответ:С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все распорядительные документы делятся на две группы:
- документы, издаваемые в условиях коллегиальности;
Распорядительные документы издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т. п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности организации.
- документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений;
В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную ответственность руководителей за принятые решения.
В условиях коллегиального принятия решений издаются постановления и решения.
В условиях единоличного принятия решений издаются приказы, распоряжения, указания.
4.Вопрос. Определение приказа.
Ответ: Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач (действующими на основе единоначалия).
5.Вопрос. На какие 2 группы делятся приказы.
Ответ: Приказы делятся на две основные группы:
приказы по основной деятельности (производственным вопросам);
приказы по личному составу (персоналу предприятия).
6.Вопрос.Реквизиты приказа.
Ответ: Приказ должен иметь:
наименование вида документа;
дату (дата его подписания руководителем);
номер;
заголовок к тексту (отвечает на вопрос «о чем»);
текст;
подпись.
7.Вопрос. Сколько частей содержит текст приказа.
Ответ: Текст приказа состоит из двух частей:
констатирующей;
распорядительной.
В констатирующей части указывается основание издания приказа:
нормативные документы государственных или муниципальных органов;
решение совета директоров, общих собраний акционеров;
производственная необходимость.
В распорядительной части указывают:
ПРИКАЗЫВАЮ;
кому (исполнителю или структурному подразделению);
что сделать (указывают конкретную работу);
до какого числа (сроки ее окончания).
8.Вопрос.Определение распоряжения.
Ответ:Распоряжение — правовой акт, издаваемый руководителем для решения оперативных вопросов.
Вопрос.Определение распоряжения государственного или муниципального органа управления.
Ответ: Распоряжение государственного или муниципального органа управления — правовой акт, обязательный для исполнения организациями и гражданами, которым распоряжение адресовано.
10.Вопрос.По каким вопросам составляются распоряжения.
Ответ:Распоряжения организации составляются по вопросам:
-информационно-методического характера;
- по административной, производственно-хозяйственной деятельности;
-связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, правил и других документов.
Распоряжение составляют и оформляются аналогично приказам.
5.Актуализация вновь полученных знаний - 10 мин.
1. Выполнение тестового задания

Вариант № 1
Укажите, верны ли следующие утверждения.
Приказ по основной деятельности издается на основе единоначалия:а) да; б) нет.
Решение издается на основе коллегиального руководства:а) да; б) нет.
Текст приказа по основной деятельности, как правило, состоит из двух частей:
а) да; б) нет.
4.Констатирующая часть текста в приказе по основной деятельности может отсутствовать:
а) да; б) нет.
5.Пункты текста приказа в распорядительной части нумеруются арабскими цифрами:
а) да; б) нет.
6.Приказы по основной деятельности и по личному составу имеют общую нумерацию:
а) да; б) нет.
7.Реквизит «отметка о наличии приложения» после текста приказа самостоятельно не оформляется:
а) да; б) нет.
8.Наименование либо аннотация документа к тексту приказа по основной деятельности формулируется родительном падеже:
а) да; б) нет.
9.Приказ по основной деятельности, как правило, подписывает руководитель организации:
а) да; б) нет.
Распорядительные документы вступают в силу с момента их подписания:а) да; б) нет.

Вариант № 2
Выберите правильный вариант ответа.
1.Распорядительный документ, который издается на основе единоначалия, - это:
а) решение; б) приказ; в) постановление.
2.Распорядительный документ, который издается на основе коллегиального руководства, — это:
а) приказ; б) решение; в) распоряжение.
3.Из скольких составных частей, как правило, состоит текст распорядительного документа:
а) из двух; б) из одной; в) из трех?
4.В каком падеже формулируется наименование либо аннотация документа к тексту распорядительного документа:
а) в именительном; б) в предложном; в) в винительном?
5.Фамилию и должность исполнителя в распорядительной части текста приказа по основной деятельности указывают:
а) в именительном падеже; б) в родительном падеже; в) в дательном падеже.
6.В состав реквизитов приказа по основной деятельности не входит реквизит:
а) гриф утверждения; б) наименование либо аннотация документа; в) номер документа.
7.Приказ по основной деятельности подписывает:
а) руководитель; б) секретарь; в) исполнитель.
8. Приказ по основной деятельности оформляют:
а) на бланке письма; б) на бланке конкретного вида документа; в) на должностном бланке.
9.Слово «приказываю» в тексте приказа по основной деятельности оформляют в следующем написании:
а) ПРИКАЗЫВАЮ; б) приказываю; в) Приказываю.
10.Распорядительная часть в распоряжении начинается словом:
а) ПРЕДЛАГАЮ; б) РЕШАЕТ; в) ПОСТАНОВЛЯЕТ.

Вариант № 3
Вставьте пропущенные в тексте слова.
1.Организационно-распорядительный документ - это вид письменного документа, в котором фиксируются _______ административных и организационных вопросов, а также вопросов, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий и организаций, их подразделений и должностных лиц.
2.Постановление - это правовой акт, принимаемый высшими или некоторыми центральными органами ____________________власти, действующими на основе управления, в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.
Решение - это распорядительный документ, который является правовым актом, принимаемымвласти.
Распоряжение - этоуправления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенногодолжностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий ___________ силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано.Приказ — это правовой акт, издаваемый ____________организаций, действующими на основе _____________.
Текст распорядительного документа чаще всего состоит из двух взаимозависимых частей — _____________ и ___________________.
7.В зависимости от вида документа распорядительная часть начинается словами: - в решении; - _______________________________ в распоряжении;______________________ в приказе.
8.Реквизит «отметка о наличии приложения» после текста распорядительного документа самостоятельно.
9.Текст распорядительного документа должен иметь наименование либо аннотация документа, который формулируется в_______________ падеже.
10.Приказы и распоряжения подписывает ____________________________ или.

Вариант № 4
1.Укажите, какие распорядительные документы издаются на основе единоначалия:
1.1.указы; 1.4.решения;
1.2.указания; 1.5.постановления.
1.3.приказы;
2.Укажите, кто несет ответственность за издание распорядительного документа, изданного на основе единоначалия:
2.1.лицо, подписавшее документ;
2.2.руководитель организации;
2.3.составитель.
3.Укажите, какой реквизит не входит в состав формуляра – образца приказа по основной деятельности:
3.1.наименование организации;
3.2.наименование вида документа;3.7.текст;
3.3.дата;3.8.адресат;
3.4.регистрационный номер;3.9.подпись.
3.5.место издания;
3.6. наименование либо аннотация документа;
4.Укажите, что означает виза юриста в приказе:
4.1.внутреннее согласование, подтверждающее, что приказ не противоречит закону;
4.2.обязательный реквизит приказа, придающий ему юридическую силу.
5.Укажите, с кем необходимо согласовать проект приказа, исполнение которого требует финансового обеспечения:
5.1. с юристом;
5.2.с главным бухгалтером;
5.3.с исполнителем;
5.4.со всеми перечисленными должностными лицами.
6.Укажите, с помощью какого реквизита оформляется внешнее согласование документа:
6.1.визы согласования;
6.2.грифа согласования.
7.Укажите, что является датой решения:
7.1.дата составления проекта;
7.2.дата проведения заседания коллегиального органа, на котором было принято решение;
7.3.дата подписания;
7.4.дата согласования.
8.Укажите, какие слова и выражения нельзя использовать в тексте приказа по основной деятельности:
8.1.активизировать;8.4.утвердить документ;
8.2.подготовить проект;8.5.в течение 10 дней.
8.3.улучшить;
9.Назовите этапы распорядительных документов (на основе единоначалия):
9.1.подготовка проекта документа;
9.2.обсуждение проекта документа на заседании коллегиального органа;
9.3.изучение действующих и законодательных актов, правительственных постановлений;
9.4.согласование документа;
9.5.подписание документа;
9.6.утверждение документа.
10.Укажите, из скольких составных частей, как правило, состоит текст распорядительного документа:
10.1.из двух;
10.2.из одной;
10.3.из трех.

Вариант № 5
1. Нормативный акт, издаваемый руководителем предприятия – это…
1.1.приказ;1.4. распоряжение;
1.2.инструкция;1.5. договор.
1.3.положение;
2. Как ведется нумерация приказов по основной деятельности?
2.1.по порядку с момента образования предприятия;
2.2.по порядку в пределах месяца;
2.3.по порядку в пределах года;
2.4.не ведется вообще;
2.5.ведется произвольно.
3. Как хранятся приказы по основной деятельности?
3.1.в личном деле сотрудника;
3.2.вместе с другими кадровыми документами;
3.3.группируются в отдельное дело;
3.4.выдаются на руки сотруднику.
4.Какие распорядительные документы издаются на основе единоначалия: 4.1.приказы;
4.2.решения;
4.3.постановления;
4.5.указания.
5.Какая часть текста приказа является обязательной:
5.1.констатирующая;
5.2.распорядительная;
5.3.обе.
6.Какой реквизит не входит в формуляр приказа по основной деятельности:
6.1.наименование организации;
6.2.вид документа;
6.3.место издания;
6.4.адресат;
6.5.наименование либо аннотация документа.
7.Заверяется ли подпись руководителя на приказе печатью:
7.1.да;
7.2.нет.
8.В приказах по основной деятельности отметка об ознакомлении с ним всех названных в нем лиц:
8.1.является обязательной;
8.2.ставиться по указанию руководителя;
8.3.желательна. 9.Приказы по основной деятельности и приказы по личному составу:
9.1.формируются в одно дело;
9.2.формируются в разные дела;
9.3.могут формироваться в разные дела;
9.4.формируются в разные тома одного дела.
10.Приказы по основной деятельности:
10.1.регистрируются в обязательном порядке;
10.2.регистрируются наиболее важные;
10.3.регистрируются по указанию руководителя.

6.Итог занятий - 4 мин.
7.Домашнее задание – 3 мин.
Работа с конспектом. Подготовка презентации на тему: Характеристика распорядительных документов.
Виды приказов
Виды приказов


По основной деятельности

По личному составу


По финансированию
О переводе работников
Об увольнении работников
О приеме работников
По реализации продукции
По организации работы предприятия
По снабжению
По отчетности
По планированию

По другим производственным вопросам


Гостиница «Мир»
ПРИКАЗ
18.12.2015 № 78
г. Москва
Об уборки территории вокруг гостиницы
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Произвести уборку прилегающей территории вокруг гостиницы в соответствии с требованиями правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
2. Ответственность за организацию и производство уборочных работ возложить на руководителя хозяйственной службы Симакина В.П.
Начальник
административного отдела ______________ О.С. Иванова
С приказом ознакомлен:
Руководитель
хозяйственной службы_____________ В.П. Симакин18.12.2015

Образец приказа с продольным расположением реквизитов
Наименование предприятия
ПРИКАЗ
00.00.0000 №_____
г. Москва
Заголовок к тексту
с «о» или «об»
Констатирующая часть приказа …
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
2.
3.
Руководитель предприятия Личная подпись И.О.Фамилия
С приказом ознакомлен:
Должность Личная подпись И.О.Фамилия Дата
Образец приказа с угловым расположением реквизитов
Наименование предприятия
ПРИКАЗ
00.00.0000 №_____
г. Москва
Заголовок к тексту
с «о» или «об»
Констатирующая часть приказа …
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
2.
3.
Руководитель предприятия Личная подписьИ.О.Фамилия
С приказом ознакомлен:
Должность Личная подписьИ.О.ФамилияДата