Доклад на тему: Повышение познавательной и творческой активности учащихся на уроках английского языка.










Доклад на тему:
«Повышение познавательной и творческой
активности учащихся на уроках
английского языка»
































Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.  Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Но обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. Что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению. Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладения детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным и продуктивным для учащихся? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса на уроках английского языка. Еще Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремлениядеятельность ребенка совпадает с его органическими потребностямиПедагогический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею» Согласно президентской инициативе «Наша новая школа» образование в России должно быть компетентностно – ориентированным. В учащихся мы должны формировать такие качества личности как: инициативность, мобильность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. У детей, которые заинтересованы в предмете, намного эффективнее развиваются данные качества личности Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательного интереса - одна из важнейших задач современной школы. С целью сделать урок занимательным учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося, используя различный занимательный познавательный материал: сюжетно - ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации, современные технологии или их элементы. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.  Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс, связанный с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного обучения. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения. 
Чтобы повысить интерес и познавательную активность учащихся на моих уроках я использовала следующие приемы: 
Игры, которые не только являются одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяют преодолевать барьер неуверенности, повышают активность и желание общаться на языке. В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках я использую:
Грамматические игры- позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов английского предложения, употребление модальных глаголов, употребление предлогов и т.д. Например, игра «Да и нет не говорите!» помогает отрабатывать вопросительные структуры и порядок слов в предложении при полном ответе на вопросы. Игра на активизацию предлогов места – «Где кот?» и т.д.
Лексические игры -помогают освоить орфографию английских слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова, проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапазон знания лексики, и, может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что английский язык также богат и неисчерпаем, как и русский. К данному типу игр можно отнести такие, как «Снежный ком», «Закончи слово», «Лото», «Домино» и другие. Сюда же можно отнести игры, основанные по телевизионным передачам, например, «Поле чудес» и другие. 
Фонетические игры
Ролевые игры относятся к особым приёмам, которые создают условия для развития творческого потенциала учащихся, активизации их деятельности на уроке. Цели любой ролевой игры: обеспечить возможность для коммуникации; усилить практическое владение языком; практиковать спонтанную речь.
Основными ролевой игры всегда является информационный пробел. Проводя ролевые игры, я стараюсь соблюдать следующие условия: определить цель общения; представить её в реальном общении; создать информационный пробел; дать речевую установку. Любая ролевая игра должна быть рассчитана на разный уровень подготовки учащихся, она не должна быть очень трудной и эмоциональной. Так, например, во втором классе в начале урока, чтобы ввести детей в урок, в атмосферу иноязычной речи, я предлагаю разыграть небольшие диалоги-приветствия и знакомства. Детям предлагается подойти к столу, взять карточку с буквой английского алфавита. Которую они уже изучили, поприветствовать друг друга и познакомиться, при этом вместо имен они называют соответствующую букву на карточке. Таким образом, дети не только отрабатывают грамматическую структуру, но и закрепляют названия английских букв. Такой прием в начале урока очень нравится детям и создает благоприятную атмосферу для дальнейшей работы.
Одними из самых эффективных приемов активизации познавательной деятельности, я считаю приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которые являются универсальной моделью обучения и системой эффективных методик, помогают учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе; дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства; учитель обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений. Чаще всего я использую такие приемы, как: ИНСЕТР, синквейн, «знаю – хочу знать - узнал», кластеры, мозговой штурм, эссе и т.д.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам сегодня учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. 
Постановка познавательных задач и поисковые методы, которые я использую на своих уроках, помогают развивать познавательную активность, творческую самостоятельность обучающихся и находить решения поставленным задачам, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. В начале урока я предлагаю учащимся поставить цель и задачи, которые будем решать. Делаю это с помощью ситуаций, например, по теме «Погода» можно попросить учащихся посмотреть в окно, сказать, какое время года, нравится или нет оно им и, таким образом, подвести их к теме урока, из которой и вытекает цель с задачами. Часто на этом этапе использую стихотворения, пословицы, загадки, картинки, которые относятся к новой теме. В данном случае они будут являться упражнениями фонетической и речевой разминок, а так же и средством постановки задач на урок. В ходе работы на уроке я прошу учащихся находить ответы на дополнительные вопросы, которые они могут найти в справочной литературе, интернете, художественной литературе или просто спросить у кого-нибудь. Они сами решают, где им можно найти информацию. Данные приемы являются частью деятельностного метода, который лежит в основе новых стандартов образования. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока, а также является условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.
Наглядные пособия, игрушки также являются неотъемлемой частью уроков, особенно в начальных классах. «Игрушки-гости» помогают создать соответствующую атмосферу на уроке, заинтересовать детей; им очень нравится отвечать на вопросы «гостя», послушать его ответы, исправить его утверждения, узнать оценки, которые он им поставил. При закреплении букв, цифр, использую кубики, карточки, игрушки. При отработке слов – мяч, иллюстрации, предметы. 
Метод ассоциаций в последнее время становится очень распространенным при изучении иностранных слов во всем мире. А на уроках использование его приводит к более эффективному освоению лексики. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК"; LIP [lip] – ГУБА - "ЛИПкая губа"/"сЛИПлись губы", BULL [bul] – БЫК – бык съел БУЛку и т.д.
Динамические паузы также могут повысить интерес к уроку, если их выбрать правильно. При их выборе я опираюсь на тему урока, если это возможно. Чаще всего они проходят в виде динамических игр, например, «Съедобное - несъедобное», инсценировки рифмовки, например, «Head and shoulders», выполнений команд, разминки для глаз в виде презентаций и другие приемы.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения английскому языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Я считаю, что все эти приёмы помогают прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении на иностранном языке, нет на уроке скуки, безделья. 










Список использованной литературы:
Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.
Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 144 с. (Мастерская учителя)
Кулясова Н.А. Алфавитный и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 144с. (Мастерская учителя)
Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
Полилова Т.А., Понамарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1997. №1.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – 231 с. – (Стандарты второго поколения).
Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М.Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей/авт-сост. И.С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201 с.
Интернет сайты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]