Формирование универсальных учебных действий при обучении физики


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Семененкова Марина Васильевна учитель физики МКОУ «Богатыревская средняя общеобразовательная школа» Горшеченского района Курской области
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность (А.Г. Асмолов).В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Выделяют следующие группы УУД: личностные, регулятивные; познавательные, коммуникативные. Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.
В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно формировать все виды универсальных учебных действий и тем самым дает учащимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.Личностные УУДспособствуют формированию: жизненного, личностного, профессионального самоопределения;способности к смыслообразованию; ценностно-смысловой ориентации учащихся;готовности к жизненному и личностному самоопределению; знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.Цели урока физики, должны бытьориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе.На уроке физики ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.Личностными результатами обучения физике является приобретение познавательных интересов, творческих способностей, убежденность в возможности познания природы, ее законов, в необходимости использования достижений науки и техники для дальнейшего развития общества. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.
Регулятивные универсальные учебные действия- действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Это целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий,прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.  При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.
Решение экспериментальных,качественных и количественных задач, формирует у обучающихся умениепроводить наблюдения и описывать их,задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать ихв повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.Общеучебные УУД включают в себясамостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).На уроках физики ребята воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах,анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его, приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул. Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции.В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. В конце учебного года провожу ежегодную научную конференцию. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Название и тему конференции предлагают сами учащиеся. Будет интересно, если тема вызывает резонанс мнений. Например, «Атомная энергетика: за и против», «Вредное воздействие шума на организм школьников». Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.
На уроках физики максимально эффективноиспользованиеисследования, при проведении лабораторных работ, кратковременных лабораторных работ или целыхуроков-исследования.Этот метод пригоден для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность, память, воля, навыки взаимодействия в группе, способность выражать свои мысли, а также эмоции. С уверенностью можно говорить о формировании всех видов универсальных учебных действий на таких уроках. Более того, учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки путем творческого исследования под руководством учителя. А, главное, у ребят активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:
1.Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.2. Проводится общее обсуждение проблемы. Планирование исследовательской деятельности, прогнозирование результатов.3.Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями. 4.Учитель управляет процессом исследований. 5.Знания учащимся не сообщаются.Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования.6.Индивидуально или в группах делаются выводы.
 Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.Исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить: личностные УУД (развитие личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе, развитие убежденности в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, уважение к творцам науки и техники,интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры,интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры,способность видеть закономерностьизучаемого явления, способность видеть закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира), регулятивные УУД (планирование эксперимента; прогнозирование, алгоритмизация, рациональное использование времени, учет правил ТБ, подбор материала к лабораторным работам;  правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ; пользование измерительными приборами и измерение физических величин; умение: определять цену деления приборов,производить сборку установки, составлять схему эксперимента; использовать учебную и техническую литературы), познавательные УУД (формулировка целей и задач;  выдвижение гипотезы и предсказание результата; анализ и синтез;описание наблюдаемых явлений;  сравнение результатов исследования с планируемыми результатами; установление причинно-следственных связейрасчет погрешности вычисления; математическая обработка результата; использование математических символов; оформление результатов (схемы, таблицы, графики);кодирование и декодирование информации(использование формул);обоснование доказательств), коммуникативные УУД (обсуждение задания и распределение обязанностей;взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);  обсуждение результатов и формулировка вывода; построение речевых высказываний).
Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.