Общерразвивающая программа дополнительного образования физкультурно спортивной направленности



Муниципальная образовательная организация дополнительного образования «Центр дополнительного оьразования «ОСТРОВКИ»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ, НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я, ты, он, она – вместе целая страна!»












Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст: 6-16 лет
Срок реализации: 4 смены 21 день



















г. Всеволожск
2016 Информационная карта программы

1
Полное название программы
Общеразвивающая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности МООДО «ЦДО «Островки» «Я, ты, он, она - вместе целая страна!»

2
Цель программы
 Формирование здоровой разносторонне развитой личности через спортивно-тренировочную, игровую и познавательную деятельности.

3
Направление деятельности
Физкультурно-спортивное;
Туристско-краеведческое
Социально-педагогическое;

4
Краткое содержание программы
Программа содержит:
- пояснительную записку;
- концепцию программы;
- механизмы реализации программы;
- ожидаемые результаты и условия реализации; - приложения;
- список литературы.

5

Автор программы
Вахтина Елена Владимировна


6
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальная образовательная организация дополнительного образования «Центр дополнительного оьразования «ОСТРОВКИ»


7
Адрес, телефон
188683,Ленинградская область,
Всеволожский район, деревня Островки
Тел.:89217415449, 89213694020

8
Место реализации
МООДО «ЦДО «Островки» Всеволожский район Ленинградской области

9
Количество, возраст учащихся
Дети с 6 до 16 лет
250 человек в смену

10
Сроки проведения, количество смен
1 смена с 01.06.16 по 21.06.16
2 смена с 22.06.16 по 12.07.16
3 смена с 13.07.16по 02.08.16
4 смена с 04.08.16 по24.08.16













ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Где нет простора для проявления способностей,
там нет способностей.
Людвиг Фейербах

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с круглосуточным пребыванием детей.
Данная программа по своей направленности является профильной физкультурно-спортивной, т.е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены – 21 дня. Программа реализуется в период летних каникул в июне - августе.
Общее число участников за смену – 250 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте 6–16 лет.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых актов:
– Конвенции ООН о правах ребенка;
– Конституции РФ;
–Федерального закона от 21.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального закона от 24.07.98г. №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-Ф3;
– Федерального закона от 09.01.96г. №2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Уникальность среды спортивно-оздоровительной смены дает возможность разностороннего воздействия. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Задача педагогического коллектива лагеря в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи.

Программой предусмотрено:
- вовлечение учащихся в активную учебно-тренировочную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность с целью укрепления здоровья и повышения уровня профессионально-спортивного мастерства в форме проведения интеллектуально-развлекательных и спортивных игр, для обеспечения реализации полученных знаний, умений и навыков,
- расширение базовых знаний о физической культуре и спорте и повышение уровня физической подготовленности для участия в будущей спортивной жизни города и района,
- воспитание у участников программы чувства лидерства, но в то же время сплоченности и единства, взаимопомощи и взаимодействия, а также взаимной ответственности путем вовлечения их в игровые мероприятия, в процессе которых формируются данные качества.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СМЕНЫ.

Цель программы:
 Формирование здоровой разносторонне развитой личности через спортивно-тренировочную, игровую и познавательную деятельности.
Задачи:
Создание условий для подготовки юных спортсменов, их физического и духовного развития.
Поддержка спортивно-одаренных детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в саморазвитии в избранном виде деятельности (спорте).
Удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной творческой деятельности.
Формирование умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Формирование у участников проекта особого мировоззрения и поведения (как в спорте, так и в жизни).


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СМЕНЫ
 
  Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.
"В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Форт Боярд», «Следствие ведут знатоки», «Рыцарский турнир», «Мисс грация», «Водный переполох», «Поиски клада», а также открытие и закрытие смены. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало изучение опасностей, угрожающих школьнику, и разрабатывание способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений при нахождении в экстремальных ситуациях.
Мероприятия в «Школе безопасности»:
«День Айболита», где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и применяют на практике дыхательные упражнения, упражнения для улучшения осанки, профилактики плоскостопия и близорукости, самостоятельно учатся выполнять антропометрические измерения.
«Школа юного туриста», на занятиях в которой дети учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разбивать бивак и вязать первые туристические узлы.
«Приемы самообороны», где дети узнают от опытных тренеров отделения единоборств первые приемы самозащиты.
«На улицах большого города», вместе с инспектором ГИБДД проводятся занятия по правилам дорожного движения и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

Технология дифференцированного обучения - индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, стала важнейшим требованием в обучении. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.
При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся.

Физкультурно-спортивное направление:
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающими технологиями.

Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; закаливающие процедуры, спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», «Юмор в спорте важен, не спорьте», «День Нептуна» «День футболиста», «День теннисиста», «День народных игр»; «В гостях у Айболита».
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья». По особому плану дети занимаются со своими тренерами в секциях:
Укадо
Рок-н-рол
Настольный теннис
Дзю До
Футбол
Хоккей


МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Нормативно-правовые условия:
Федеральный закон от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
Устав образовательного учреждения
Положение о лагере
Правила внутреннего распорядка лагеря
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
Нормативные акты органов управления образованием.
Должностные инструкции работников.
Акт приемки лагеря.
2. Материально-технические условия:
Баскетбольная площадка
Волейбольная площадка
Футбольное поле
Медицинский кабинет
Теннисные столы

3. Кадровые условия:
Начальник лагеря;
Воспитатели-тренеры;
Вожатые
Инструктор по физической культуре и спорту
Педагоги дополнительного образования детей
Медицинская сестра;
Врач.

4. Методические условия:
Одним из важнейших механизмов реализации программы является организация деятельности микрогрупп внутри временного коллектива, который дает возможность возрастного взаимодействия детей и подростков по вертикали. Во время работы с детьми и подростками важно придерживаться следующих принципов:
добровольность участия;
открытость для подростков и детей всех социальных категорий;
активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
сохранение за участником программы права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов.







Этапы реализации программы.

Организационный период (2 дня)
Его задача – знакомство с идеями программы; ознакомление с режимом дня, требованиями к распорядку дня и дисциплине; выявление интересов; определение правил смены.

Основной период (17 дней)
Это самый большой и продолжительный период смены.
Главная задача – создание условий для организации развивающей деятельности и общения детей для реализации своих потребностей и возможностей, а также воспитание у участников программы качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни, таких, как стремление к лидерству, выносливость, ответственность, чувство одной команды и другие.

Заключительный период (2 дня)
Включает день закрытия лагеря и отъезд.

Решение поставленной цели будет достигаться совместной творческой работой педагогов, вожатых и детей.












ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Данная программа поможет юным спортсменам самоутвердиться, самореализоваться, самосовершенствоваться.

В результате программы:

Вовлекается широкий круг детей и подростков в интересную, конкретную, построенную в игровой форме физкультурно-оздоровительную и спортивно-тренировочную работу.
Происходит физическое, интеллектуальное, духовное развитие подрастающего поколения.
Повышается уровень спортивной тренированности и спортивного мастерства каждого спортсмена.
Повысится уровень знаний в области физкультуры и спорта, а также в области олимпийского движения.
будут приобретены навыки в необходимой в дальнейшем трудовой деятельности,
повысится чувство собственного достоинства и собственной значимости в обществе через познание значимости спорта в жизни людей, спортивных традиций, законов олимпийского и спортивного «братства».
возрастет уровень сплоченности коллектива (команды).
в течение смены будет решен наболевший вопрос о занятости подрастающего поколения в летний период.


Примечание: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми. Название программы (формы работы) соответствует тематике смены.
Мероприятия по воспитательной, досуговой работе, физическому воспитанию составлены в соответствии с возрастом детей, социальных особенностей, состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.
Мероприятия в рамках акции «За здоровый образ жизни»


п/п
Мероприятия
Сроки

1
Флешмоб «Мы за здоровый образ жизни»


2
«Убедишься ты однажды - в спорте побеждает каждый» - спортивная игра


3
«Вокруг света» - танцевальный марафон


4
Акция «Осторожно, вредные привычки»


5
Спортивно-развлекательная игра «Форт Боярд»


6
День Здоровья


7
Спортивно-развлекательная игра «Охота на мамонтов»


8
День Спорта


9
День Туризма


10
День народных игр


11
День олимпийских рекордов


12
Спартакиада


13
День Бегуна


14
День спортивных талантов


15
Школа Безопасности


16
«Зелёная аптека»


17
«В гостях у Айболита»


18
Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, весёлые старты, забавные эстафеты, минутка здоровья, утренняя зарядка
Ежедневно









Календарный план мероприятий физкультурно-спортивной направленности
2 смена 2016 года
«Я, ты, он, она!!!»

Дата
Дни
Мероприятие

23 июня
День трогательных встреч
Здравствуй, солнце! Здравствуй, лагерь!
Отрядные свечки «Расскажи мне о себе»

24 июня
Игра на сплочение
Весёлая спортивная семейка

26 июня
День безопасности
Учебно- тренировочная эвакуация
«Чтобы не было беды...».
Конкурс частушек по правилам пожарной безопасности «С огнём не шутят!»

27 июня
День Бегуна
1. Кросс
2. Подвижные игры
3.Флешмоб «Мы за здоровый образ жизни»

29 июня
Игра дело серьёзное
1.Фестиваль народных игр
2.Спортивно-развлекательная игра «Охота на Мамонтов»

30 июня
День спорта
«Спорт нам поможет силы приумножить»
1.Открытие малых Олимпийских игр
- футбол
- пионербол
- волейбол
- шахматно-шашечный турнир
2 Дискотека «Спортивные танцы на танцполе»


1 июля
День здоровья
1. Спортивно познавательная игра «Экспресс «Здоровья»
2. Конкурс рисунков и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
3. Интерактивное занятие «Скажем вредным
привычкам НЕТ!!!»


3 июля
День туризма
1. Скаутинг
2. Однодневный поход в лес
3.Верёвочный курс «Рука друга»
4. Дискотека «На привале»
5. Работа кружков и мастерских:
«1000 журавликов»



4-6 июля
Спартакиада
Лёгкая атлетика
Командные виды спорта


7 июля
Турнир по настольному теннису

Открытый турнир



7 июля
День спортивных талантов
1. Показательные выступления спортивных секций
2. Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы»
3. Дискотека «Танцевальный ринг»

8 июля
День Олимпийских рекордов
1. «Кросс наций»
2. Парад силы, грации и красоты
3. Закрытие малых Олимпийских игр


9 июля
День бизнеса
1. Интерактивная игра «Биржа труда»
2. Аукцион фантастических проектов «Лагерный стадион 2030 года»
3. Дискотека «Спортивные танцы»

10 июля
Рыцарский турнир
Игровой конкурс для мальчиков

11 июля
Самая, самая!
Игровой конкурс для девочек

12 июля
КВН
«Спорт»


















ЛИТЕРАТУРА:

«Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
«Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
«Чтобы увидеть радугу» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
«Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.





















Рисунок 32775 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315