Исследование сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников


Лаптева Мария Александровна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, педагог-психолог МОУ СОШ № 13,г. Копейск, Российская Федерация.
mari130891@mail.ru
Исследование сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Аннотация: Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлены результаты исследования сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, а также результаты после проведения программы формирования.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, формирование, младшие школьники.
Раздел: (02) психология.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это, то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов.
С первого сентября 2011 года вступают в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество.  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения [1].
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности, именно на них базируется способность ребёнка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе[2].
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся следующие: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. [3;4]).
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства [5].
Успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов (Регуш Л.А., Долгова В.И., Орлова А.В. [6]).
В исследовании принимали участие младшие школьники: учащиеся 2 параллели в количестве 44 человека (два класса 2 «В» и 2 «Г»).
Выявление и изучение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста проводилось в процессе экспериментальной работы. На разных этапах исследования в экспериментальной работе приняли участие 44 человека в возрасте 8-9 лет. Это – учащиеся 2 классов, мальчиков – 26 человек и девочек – 18 человек.
В процессе эксперимента был изучен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста. С целью определения были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (детский вариант) – исследовался уровень самоконтроля поведения (рисунок 1);
2. Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств школьников» (А. И. Высоцкий) – исследовались уровни проявления волевых качеств (рисунок 2);
3. Методика «Узор» (Л. И. Цеханская) – исследовались умения действовать по плану (рисунок 3);
4. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) – исследовался уровень концентрации внимания (рисунок 4).
Все три методики являются надежными, валидными и стандартизированными, что явилось одним из оснований выбора именно их в качестве диагностического инструментария.
Данные диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали следующие результаты:

Рисунок 1 – Распределение результатов диагностики по многофакторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла (детский вариант)
Анализируя результат исследования можно наблюдать, что высокий уровень проявления данного фактора прослеживается у 7 учащихся (15,9%), что свидетельствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение.
Средний уровень – 36 учащихся (81,8%) и низкий уровень наблюдается у 1 учащегося (2,27%), данный уровень характерен для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей.

Рисунок 2 – Распределение результатов диагностики «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств школьников» (А. И. Высоцкий)
Распределение результатов показало, что высокий уровень проявления волевых качеств наблюдается у 4 учащихся (9,09%), означает, что учащиеся соблюдают хорошее поведение в изменяющихся обстановках, не допускают проступков.
Средний уровень проявления волевых качеств наблюдается у 16 учащихся (36,3%). И низкий уровень – у 24 учащихся (54,5%), означает, что учащиеся не могут самостоятельно организовать свою деятельность, не умеют отстаивать свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не правы.

Рисунок 3 – Распределение результатов диагностики по методике «Узор» (Л. И. Цеханская)
Анализируя результат исследования можно наблюдать, что высокий уровень прослеживается у 6 учащихся (13,6%) – достаточно высокий уровень умения действовать по правилу.
Средний уровень наблюдается у 25 учащихся (56,8%) – умение действовать по правилу сформировано недостаточно.
Низкий уровень прослеживается у 13 учащихся (29,5%) – низкий уровень умения действовать по правилу.

Рисунок 4 – Распределение результатов диагностики по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Анализ результатов показал, что низкий уровень концентрации внимания наблюдается у 21 учащегося (47,7%), означает, что дети не запоминают элементарных вещей, забывают последовательность задач, не могут сконцентрироваться на чем-то одном.
В норме уровень концентрации внимания наблюдается у 23 учащихся (52,2%), означает, что дети могут сосредотачиваться на главном, в полной мере принимать информацию от учителя, значительно повышается восприимчивость и обработка информации.
По результатам, полученным на констатирующем этапе исследования, было принято решение разделить продиагностированных учащихся на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли учащиеся 2 «В» класса, так как уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий в данном классе ниже, чем во 2 «Г», соответственно необходимо проведение программы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Учащиеся 2 «Г» класса составили контрольную группу.
С целью повышения сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников была разработана и реализована специальная программа. Программа рассчитана на 20 часов, включает в себя 20 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Наполняемость группы 7-10 человек.Прогнозируемые результаты: развитие умения самостоятельно определять цель учебной деятельности и сохранять ее при выполнении учебных действий; развитие умения регулировать процесс выполнения учебных действий; развитие умения контроля выполненного задания и самостоятельного исправления ошибок; развитие умения самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
Сравнительная характеристика уровня страха «до» и «после» эксперимента осуществлялась с применением t-критерия Стьюдента, что позволило нам выявить статистически значимые различия.
Результаты диагностики пред-теста и пост-теста представлены в таблице 1:
Таблица 1
Изменение показателей сформированности регулятивных универсальных учебных действий экспериментальной и контрольной групп
Методики М (ЭГ) t-критерий М (КГ) t-критерий
Пред-тест Пост-тест Пред-тест Пост-тест Многофакторный опросник Кеттела (детский вариант) 5,2272 6,7272 -10,4604, p ≤ 0,0008*** 6,4545 6,5454 -1,4491, p ≤ 0,1620
Методика «Узор» 40,4545 50,8636 -11,4099, p ≤ 0,0001*** 50,5909 51,7272 -1,7245, p ≤ 0,0992
Корректурная проба (количество ошибок) 8,9090 3,8636 5,8560, p ≤ 0,0008*** 4,2272 4,0909 0,7195, p ≤ 0,4797
Методика «Оценка волевых качеств методом наблюдения» 2,1681 2,5545 -7,0431, p ≤ 0,0005***
3,1954 3,2227 -1,3679, p ≤ 0,1857
Условные обозначения: М – средние значения; КГ – Контрольная группа, ЭГ - Экспериментальная группа на этапе; t – критерий значимости различий Стьюдента для несвязанных выборок; *- различия, значимые при p ≤ 0,05; **- различия, значимые при p ≤ 0,01; ***- различия, значимые при p ≤0,001
Об эффективности экспериментального воздействия на зависимую переменную можно судить по результатам сравнительного анализа изменений в показателях сформированности регулятивных универсальных учебных действий ЭГ и КГ групп в период между пред- и пост-тестом (таблица 1).
В результате коррекционно-развивающей деятельности в ЭГ произошел рост по показателям методик. Выявленные повышения значений имеют различный уровень статистической значимости.
Статистический анализ показателей сформированности регулятивных универсальных учебных действий в КГ (таблица 1) показывает, что параметры зависимой переменной при сравнении результатов пред-теста и пост-теста не имеют значимых различий.
Таким образом, в результате коррекционно-развивающего психологического воздействия на уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, повышаются показатели по всем методикам.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста подтвердил эффективность программируемой коррекционно-развивающей деятельности.
Ссылки на источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2014. –35 с.
Лукьянович А.К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника». Начальная школа плюс до и после. 2013. – № 2 – С. 61-66
Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издатель-ство Перо, 2015. – 200 с.
Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
Лысова И.Ю. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов при формировании универсальных учебных действий. Методические материалы. – Таруса: Межшкольный информационно-методический центр, 2011. – 48 с.: ил.
Педагогическая психология: практикум / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
Lapteva Maria Alexandrovna,
UndergraduateFaculty of PsychologyVPO"Chelyabinsk StatePedagogical University", Chelyabinsk, educational psychologist school № 13, Kopeysk, Russian Federation
Formation of regulatory actions universal educational primary school children
Abstract: This paperis dedicated tothe study ofthe concepts of "universal learning activities" and "regulatory universallearning activities"; presented the programof formation ofregulatoryuniversal educationalactions of childrenof primary school age.
Keywords: universal learning activities, regulatory uni-versallearning activities, the formation of childrenof primary school age.
Section: (02) psychology.
Information about the author:
Lapteva Maria AlexandrovnaUndergraduateFaculty of PsychologyVPO"Chelyabinsk StatePedagogical University", Chelyabinsk, educational psychologist school № 13, Kopeysk, Russian Federation
456655, Kopeysk89823253000
mari130891@mail.ru