Программа элективного курса по русскому языку Трудности русского языка. Подготовка к ОГЭ (9 класс)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
9 класс
«ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА» (ПОДГОТОВКА К ОГЭ – 2016)







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

 Задачи:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.


В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.










Оценка знаний, умений и навыков

 Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.


СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ I.
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1 (задание 1).

МОДУЛЬ II.
Часть 2 (тестовая работа) (задания 2-14).
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста .
Извлечение информации из различных источников.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.

МОДУЛЬ III.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения (задание 15).

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1). Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С 2.2 и С 2.3 : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2 и сочинения С2.3.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 0,5ч
Общее количество часов: 17


п/п
Содержание
Количество часов
План
Факт

МОДУЛЬ I.
Методика обучения написанию сжатого изложения.
3 часа

1.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
1



2.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
1



3.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1. (задание 1).
1



МОДУЛЬ II.
Часть 2 (тестовая работа) (задания 2-14).
10 часов.

4.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
1



5.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Средства выразительности. Фразеологические обороты.
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
1



6.
Правописание корней (безударные проверяемые и непроверяемые гласные, чередующиеся).
1



7.
Правописание приставок.
1



8.
Правописание суффиксов.
1



9.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
1



10.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
1



11.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
1



12.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
1



13.
Закрепление материала. Тестовая работа.
1



МОДУЛЬ III.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения (задание 15).
4 ч

14.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(С2.1). Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
1



15.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С 2.2 : тезис – аргументы – вывод. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста.
1



16.
Композиция сочинения-рассуждения С 2.3 : тезис – аргументы – вывод. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста.
1



17.
Итоговое занятие. ОГЭ-15
1




Итого:
17ч




ЛИТЕРАТУРА
Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Сборник тестов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Издательство «Дрофа» .
ОГЭ-15. Русский язык. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т.
ОГЭ-15. Русский язык. Типовые тестовые задания. Ю.Н.Гостева,И.П. Васильевых.
ОГЭ-15. Русский язык. Тренировочные зкзаменационные задания. И.П. Цыбулько.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ - 2015.Под редакцией Сениной Н.А.
А.Ю.Кузнецов .Тематические работы для 8-9 классов. ОГЭ 2015.Москва.Издательство МЦНМО 2015.
Т.М.Воителева . Дидактические материалы. Русский язык 8-9 классы. Издательство «Дрофа» 2002


При подготовке к экзамену использую учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.




Методическую помощь оказывают следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru
- открытый банк заданий ГИА
-диагностические, тренировочные и тематические работы по русскому языку.


15