Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка


Подскрипкина Т.И.
Учитель начальных классов,
МКОУ Мирненская СОШ,
Угловского района,
Алтайского края
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности формирования этого важного компонента учебной деятельности у младших школьников в процессе изучения русского языка.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия
Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.» В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
При анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся мною было выявлено, что совершаемые 50% (7 чел.) учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. 28,5% (4 чел.) учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия, обнаружить их соответствие или несоответствие. 21,4% (3 чел) младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.
С целью выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля была проведена диагностическая работа «Проба на внимание»
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 8-9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые идти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Обращается внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.пУровни сформированности внимания и самоконтроля:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания и самоконтроля.
2. 3—4 — средний уровень внимания и самоконтроля.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания и самоконтроля.
На высоком уровне – 2 чел. – 14,2%
На среднем уровне – 7 чел. – 50%
На низком уровне – 5 чел – 35,7%
С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, было предложено заполнить анкету
Анкета
1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
2.Что ты делаешь в таком случае?
3. Проверяешь ли себя при выполнении какого-нибудь задания?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
4. Как ты себя проверяешь?
5. Зачем ты себя проверяешь?
6. Что значит – проверить выполненную работу?
7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т. д.?
Результаты анкетирования показали, что 6 чел. (42,8%) умеют проверять свою работу и понимают для чего это нужно, 5 чел. (35,7%) не всегда проверяют свою, работу затрудняются в выборе способа проверки, 3 чел. (21,4%) не умеют проверять свою работу.
Промежуточные срезы (списывание, диктант, словарный диктант) показали, что у детей улучшился уровень самоконтроля. 35,7% (5 чел.) учащихся не допустили ошибок, 50% (7чел.) учащихся допустили 1-2 ошибки, смогли найти и правильно исправить свои ошибки, 14,2% (2 чел.) допустили 3-5 ошибок, в процессе деятельности нашли и исправили только часть ошибок.
В своей работе использую  наиболее эффективные приёмы формирования самоконтроля:
Орфографическое проговаривание.
Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.
Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием.
Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.
Специально организованное списывание.
Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома.
Корректурные упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. Приёмы: подчеркнуть букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение; подчеркнуть слово, в нём выделить морфему с ошибкой; подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание; привести на полях верную запись слова; написать на полях правильную букву, на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи; отметить только строку, где надо искать ошибку; указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, предлагается памятка, обеспечивающая руководство их действиями:
-найди ошибку (если она не показана);
-определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её;
-выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно;
-реши, какое правило надо применить;
-выполни нужные действия и вставь букву;
-вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
В 3-м и 4-м классах третий пункт памятки меняется: если ошибка в окончании, то выписывается слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выписывается одно это слово. На месте неверной буквы ставится «окошко».
Проведённое исследование показало эффективность применения данных приёмов по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, даёт хорошие результаты
Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Необходима систематическая работа в этом направлении.
Библиографический список
Асмолов, А.Г./ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010
Варова, Т.В./Т.В. Варова. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2007.- №11.
Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л./ Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
Кузнецов, В.И./ Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //М., 2010