«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на проектной деятельности».

 Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Цели проектной деятельности.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
Развитие исследовательских умений.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.
Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Одна из последних тем, над которой было предложено детям поработать, звучала так: «Детские газеты и журналы». После того, как тема была озвучена, я задала детям следующие вопросы:
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Для работы над этой темой детям была отведена ровно одна неделя. Уже на следующем занятии учащиеся выступили с сообщениями, а некоторые приготовили презентации о различных детских журналах и газетах. В ходе работы над проектом они ответили на следующие вопросы:
- В каком году выпущен журнал (газета)?
- Из каких разделов состоит журнал (газета)?
- Почему имеет такое название?
- На какой круг читателей рассчитан?
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.
Далее я предложила своим ученикам поработать по этой же теме, но выполнить проекты в группах с целью издания своих собственных детских журналов. Эта идея детям очень понравилась, и они приступили к выполнению проектов. Учащиеся разделились на 4 группы, проблем с делением на группы не было, так как это для ребят не новый вид работы. Дети хорошо знают правила успешности проектной деятельности:
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
На занятии участники каждой группы выбрали лучшее название, главных героев, разделы, из которых будет состоять журнал. В течение недели дети собирали материал для журнала, в свободное от уроков время обсуждали содержание и оформление. Дома выполняли каждый сою страничку, а в классе собирали всё воедино.
После того как журналы были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Отмечу положительные моменты работы над проектом.
Привитие интереса к детским периодическим изданиям.
Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками.
Расширение кругозора учащихся.
Изменения в отношениях между учащимися.
Отработка умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
Пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил:
Не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; формируются коммуникативные универсальные учебные действия; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Лев Семёнович Выготский
























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 47 г.ЛИПЕЦКА.












Сообщение на педагогическом совете
по теме:
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на проектной деятельности».





Подготовила:
учитель начальных классов
Лучникова С.В.








ЛИПЕЦК 2014