Самоанализ урока Применение различных способов разложения многочлена на множители 7 класс


Самоанализ урока алгебры в 7 классе по теме
«Применение различных способов разложения многочлена на множители».
I. Краткая характеристика класса. Класс, в котором я работаю, подготовлен к индивидуальной и коллективной деятельности. Этот класс характеризует умение работать в парах и малых группах, учащиеся умеют слушать и оценивать друг друга, давать самооценку своей деятельности. Класс имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, в общении учащихся преобладает сотрудничество. Однако в усвоении программного материала ярко выражена разноуровневость: есть учащиеся с низкой и очень высокой работоспособностью, кратковременной и фотографической памятью, рассеянным вниманием, логическим мышлением. Поэтому урок построен с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

II. Анализ эффективности проекта урока.
При подготовке урока я ставила перед собой реальные цели и задачи:
Цель: сформировать умение разложения многочлена на множители.
Задачи:
Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение применять разложение многочлена на множители путём применения различных приёмов. Реализовать знания и умения по теме «Разложение многочлена на множители».
Развивающие: развивать мыслительную деятельность через решение разнотипных заданий, учить находить и анализировать наиболее рациональные способы решения, способствовать формированию умения обобщать изучаемые факты, ясно и четко излагать свои мысли.
Воспитательные: побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю; обратить внимание на воспитание воли и устойчивости для достижения конечных результатов; воспитание объективной самооценки при оценивании знаний, развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, формировать умение рефлексировать.
Для работы в данном классе я выбрала тип урока по способу проведения - урок-практикум, по дидактической цели – урок применения знаний и умений.
Мною были спроектированы следующие методы работы:
методы обучения: сочетание монологического, диалогического, компьютерного изложения с постановкой творческих заданий;
методы преподавания: информационно-сообщающий, побуждающий;
методы учения: исполнительный, частично-поисковый.
методы воспитания: выразительная, яркая беседа с применением компьютерных технологий.
Кроме этого к уроку было подготовлено оборудование: компьютер, проектор, таблицы с формулами сокращенного умножения, инструкции, раздаточный материал для работы по карточкам.
Мною были предусмотрены реальные трудности, с которыми учащиеся могли встретиться в ходе выполнения различных заданий, а также прогнозировались возможные ошибки детей при выполнении конкретных заданий.
III. Анализ осуществления замысла урока.
Чтобы достичь цели урока, сначала я использовала этапы урока, такие как проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний и умений учащихся. На этих этапах была предложена работа с практическим и теоретическим материалом, известным учащимся: выполненная домашняя работа с ее проверкой, взаимопроверкой и дополнениями к способам решения со стороны учащихся и учителя; использование презентации к уроку с подбором дифференцированных заданий для повторения способов разложения многочлена на множители, формул сокращенного умножения, распределительного закона умножения, определения одночлена и многочлена, способа вынесения общего множителя за скобки, способа группировки. Учащиеся работали с раздаточным материалом и могли проверить свои ответы на экране, заполнив таблицу и угадав имя известного математика. Даже физкультминутка, которая проводилась с использованием презентации, способствовала повторению основных определений и свойств, связанных с данной темой, хорошо усвоенных учащимися.
Этап выполнения практической работы позволил учащимся работать в группах, находить и анализировать наиболее рациональные способы решения, дети старались обобщать изучаемые факты, используя ранее изученный материал, анализировать и правильно оформлять ответы, подготовиться к защите своих решений.
При анализе работы, выполненной в группах, учащиеся осуществляли самооценку и самопроверку своих работ, доказывали свою точку зрения на выполнение заданий теми или иными рациональными способами решения, старались ясно и четко излагать свои мысли. Работа в группах позволила поддерживать хорошую психологическую атмосферу урока, оказывать помощь и взаимопомощь учащимся с разным уровнем усвоения программного материала в силу своих индивидуальных особенностей.
На уроке был организован контроль со стороны учителя, самоконтроль и взаимоконтроль со стороны учащихся, а также регулирование и коррекция знаний и умений учащихся учителем и учениками. Хотя учитель выполнял на данном уроке больше инструктирующую функцию, чем контролирующую, чтобы позволить учащимся самим обобщать материал, анализировать свои ошибки и доказывать свою точку зрения друг другу.
IV. Анализ результатов урока и перспективы деятельности.
Хотя окончательные итоги урока были подведены после проверки работ, выполненных учащимися, считаю, что поставленная цель урока достигнута, а задачи реализованы. Так как учащиеся систематизировали, расширяли и углубляли знания и умения, формировали умение применять разложение многочлена на множители путём применения различных приёмов, развивали мыслительную деятельность через решение разнотипных заданий, учились находить и анализировать наиболее рациональные способы решения, обобщали изучаемые факты, старались ясно и четко излагать свои мысли. Кроме этого учащиеся занимались самоконтролем и взаимоконтролем, старались объективно оценивать знания свои и своих одноклассников, развивали навыки самостоятельной и коллективной работы, формировали умение рефлексировать. Время, отведенное на все этапы урока, использовалось рационально. Домашняя работа, заданная на следующий урок, позволит закрепить полученные знания и умения, а также использовать их при выполнении дополнительного задания.
По итогам проверки заданий, выполненных в тетрадях, учащиеся показали неплохие результаты: результативность – 100%, качество знаний – 72,3%. Но следует отметить, что не все учащиеся используют рациональные способы решения, умеют ясно и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения, заниматься самоконтролем с последующим поиском правильного решения. Поэтому считаю, что в перспективе этим моментам деятельности учащихся стоит уделить более пристальное внимание.