Программа Комплексный анализ текста 8- 9 классы




_________________________________________________________________________________


Программа принята
к работе педагогическим
советом гимназии
Протокол №_ от__________ 2014 г.


Утверждаю
Директор гимназии
Суханова Т.А.
____________2014 г.


Программа рассмотрена на
методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
Протокол №_ ___от________2014 г.





Рабочая программа спецкурса «Комплексный анализ текста»

для 8-9 классов
8 класс – 68 часов;
9 класс – 68 часов.


Составитель программы:
Козлова Наталия Валентиновна,
учитель русского языка и литературы



Новокузнецк
2014

Пояснительная записка
Общие цели основного общего образования с учётом специфики курса «Комплексный анализ текста».

Спецкурс «Комплексный анализ текста» неразрывно связан с предметом русский язык. Основные цели изучения русского языка в школе:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Это требует усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Спецкурс для 8-9 классов «Комплексный анализ текста», объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, дает возможность каждому ученику реализовать свои коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Общая характеристика спецкурса «Комплексный анализ текста».
Программа данного спецкурса предназначена для учащихся 8-9 классов и составлена на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения), спецкурса «Уроки словесности» (автор С.И. Львова) (Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.) и учебного пособия В.В. Бабайцевой (Бабайцева, В.В. Анализ слова и предложения. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.)
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка и литературы, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе данного спецкурса подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Каждому учащемуся важно научиться выполнять языковой анализ текста: понимать, как построен авторский текст, какова его тема и главная мысль, какие средства художественной выразительности используются в нем. Конечно, целостный анализ невозможен без других видов языкового разбора (фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического и др.) Данным разборам в программе уделяется большое внимание. Анализ и разбор конкретного речевого материала осуществляет связь теории с практикой, делает знание системы языка и его закономерностей эффективным средством развития мышления и речи, как устной, так и письменной. Понимание закономерностей языка, его системной организации предполагает изучение речи, требует наблюдений над речевым материалом, определения места речевых фактов в языковой системе.
Изучение языка и его закономерностей в практике преподавания по традиции основано на разборе и анализе речевого материала. Программа данного спецкурса включает в себя термины анализ и разбор. Однако взаимосвязь терминов анализ и разбор не означает тождества выражаемых ими понятий. Разбор имеет лишь констатирующий характер, не всегда при разборе дается аргументация характеристик. Анализ же обычно имеет исследовательский характер, при анализе обязательна аргументация характеристик. Для констатирующего разбора обычно характерен описательный тип речи, для исследовательского анализа – рассуждение. Констатирующий разбор является результатом анализа, его целесообразно практиковать при письменной работе, исследовательский – при устной. Как и во многих других случаях, четкой границы между разбором и анализом нет: при разборе возможна аргументация некоторых аспектов речевого факта, а при анализе – лишь констатация некоторых характеристик. Поэтому в предлагаемых программой планах анализа совмещаются констатирующий разбор и исследовательский анализ.
В процессе обучения используются следующие пособия: Малюшкин, А.Б. комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.8-9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012.; Страхова, Л.Л. ЕГЭ: Русский язык: Комплексный анализ текста. 8-9 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы и публицистики, подобранными учащимися самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в том или ином разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, учащиеся учатся анализировать текст. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста учащийся учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях спецкурса «Комплексный анализ текста» являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология».
Таким образом, основными целями изучения спецкурса «Комплексный анализ текста» являются:
- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- знакомство с особенностями организации текста как динамической системы речевых средств, расширение объема сведений, связанных с изучением языка художественных произведений;
- выявление через анализ предложенного текста выразительных возможностей единиц языка;
- совершенствование умений и навыков анализа текста.
Программа спецкурса предусматривает решение следующих практических задач:
- научить понимать содержание и смысл исходного текста;
- определять тему, основную мысль, тип речи, стилистическую принадлежность, способы связи предложений в тексте и языковые единицы;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- овладевать нормами русского литературного языка;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи;
- связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, развития исследовательских навыков, здоровьесбережения.

Описание места спецкурса «Комплексный анализ текста» в учебном плане.
8 класс.
На изучение спецкурса «Комплексный анализ текста» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год из второй части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
9 класс.
На изучение спецкурса «Комплексный анализ текста» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год из второй части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Результаты освоения спецкурса «Комплексный анализ текста»
Личностные результаты

8 класс
9 класс

У ученика будут сформированы (базовый уровень)
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность к выбору профильного образования
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия

Ученик получит возможность для формирования (повышенный уровень)
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Метапредметные результаты

8 класс
9 класс

Регулятивные

У ученика будут сформированы (базовый уровень)
- умение планировать своё речевое и неречевое поведение;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- работать со словарями и справочниками
- способность к формированию ситуации саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формирование операционального опыта;
- способность самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
- способность сотрудничать в совместном решении задач;
- определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности;
- проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики

Познавательные

У ученика будут сформированы (базовый уровень)
- умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владению разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность использовать язык как средство получения знаний по другим предметам
- умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста;
- умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения;
- умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- применение приобретённых знаний умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать язык как средство получения знаний по другим предметам;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);


Ученик получит возможность для формирования (повышенный уровень)
- умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- умения оценивать свою речь с точки зрения её содержания, речевого оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
- умения совершенствовать и редактировать собственные тексты

- умения создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- умения оценивать свою речь с точки зрения её содержания, речевого оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
-умения совершенствовать и редактировать собственные тексты


Коммуникативные

У ученика будут сформированы (базовый уровень)
- коммуникативная компетенция, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- умение использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение);
- умение сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.)
- коммуникативная компетенция, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- умение использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение);
- умение сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.)



Ученик получит возможность для формирования (повышенный уровень)
- умения выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
- умения участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

- коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- овладения национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

ИКТ- компетентности

У ученика будут сформированы (базовый уровень)
- умение создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
- умение сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
- умение осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- умение использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста;
- умение избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- умение использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- умение осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы);
- умение использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- умение использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- умение использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

- умение создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
- умение сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
- умение осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- умение использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста;
- умение избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- умение использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- умение осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы);
- умение использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- умение использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- умение использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг


Ученик получит возможность для формирования (повышенный уровень)
- умения использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;
- умения взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета
- умения использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности
- умения использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;
- умения взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета;
- умения использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится (базовый уровень)
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания


Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию

- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта или учебного исследования




Предметные результаты

8 класс
9 класс

Речь и речевое общение

Ученик научится
- характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего;
-осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;
-различать разные виды речевой деятельности;
-знать приёмы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения;
- строить рассуждение на морально-этические темы
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения


Ученик получит возможность научиться
- совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки;
-извлекать фактуальную информацию из текстов упражнений, определений;
- преобразовывать текстовую информацию;
- соблюдать нормы речевого этикета
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
-понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме

Ученик получит возможность научиться
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащихся;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения
-понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения


Чтение

Ученик научится
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
-читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
--передавать схематически представленную информацию в виде связного текста

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Ученик получит возможность научиться













- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- понимать и анализировать информацию в прочитанных текстах разных стилей


Говорение

Ученик научится
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета

Ученик получит возможность научиться

- вести репортаж о школьной жизни;
- составлять инструкцию по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
    - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

Письмо

Ученик научится
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания местности, памятников

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию

Ученик получит возможность научиться

- писать рецензии, рефераты;
- адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговора
- принимать участие в диалогах различных видов;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты

- писать рецензии, рефераты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств


Текст

Ученик научится
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста в виде плана, изложения, конспекта
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.



Ученик получит возможность научиться

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста
-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств


Функциональные разновидности языка

Ученик научится
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-различать и анализировать тексты разных жанров;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему;
--исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему

Ученик получит возможность научиться

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств


Общие сведения о языке

Ученик научится
- понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия


характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
-определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия

Ученик получит возможность научиться

- различать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-использовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
-оценивать использование основных изобразительных средств языка
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
- использовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- осознавать смыслоразличительную функцию звука;
- анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь, корректировать собственную речь
- выразительно читать поэтический и прозаический тексты

- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности


Ученик получит возможность научиться

- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их;
- осознавать важность нормативного произношения для культурного человека;
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности


Морфемика и словообразование

Ученик научится
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
-анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова


- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов



Ученик получит возможность научиться

- разъяснять значение, написание и грамматические признаки слова, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
-применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а, также при проведении грамматического и лексического анализа слов;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных

Лексика и фразеология

Ученик научится
- группировать слова по тематическим группам;
- проводить лексический анализ слова;
-использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д.;
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- опознавать фразеологические обороты;
- подбирать к словам синонимы, антонимы
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности


Ученик получит возможность научиться

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
-владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- находить в тексте средства художественной выразительности

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности

Синтаксис

Ученик научится
- определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи;
-моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речевой практике;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;
-определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения;
-анализировать структуру простых двусоставных предложений;
-правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим;
-понимать основные функции обращения;
-понимать функции вводных конструкции;
-группировать вводные конструкции по заданным признакам;
-использовать вводные слова в качестве средств связи предложений и смысловых частей текста;
-анализировать грамматические и синтаксические особенности предложений с вводными конструкциями;
-использовать в речи синонимические вводные конструкции;
-различать предложения с прямой речью;
-заменять прямую речь косвенной;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов
-правильно строить предложения с обособленными членами;
-разграничивать двусоставные неполные и односоставные предложения;
- опознавать односоставные предложения;
- определять их вид и морфологические способы выражения главного члена предложения;
-моделировать различные типы односоставных предложений;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
-разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры;
-опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетания однородных членов;
-различать и сопоставлять предложения с однородными и неоднородными членами;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
-владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- опознать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями;
- разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений;
- определять средства синтаксической связи;
- группировать сложные предложения по заданным признакам;
- понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого, сложноподчинённого, бессоюзного предложения;
- составлять схемы сложного предложения;
- оценивать правильность построения сложного предложения, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложного предложения;
- находить главную и придаточную части сложноподчинённого предложения;
- понимать смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения, составлять схемы сложных предложений;
- разграничивать союзы и союзные слова;
- распознавать виды придаточных предложений;
- моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения разных видов;
- определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов;
- моделировать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения; анализировать синтаксическую структуру сложного бессоюзного предложения;
- опознавать сложные предложения с разными видами связи;
- определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами связи;
- анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами связи


Ученик получит возможность научиться

- использовать в речи синонимические выражения подлежащего и сказуемого;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- использовать в речи согласованные и несогласованные определения;
- наблюдать за особенностями употребления предложений с прямым и обратным порядком слов, с однородными и обособленными членами, обращениями и вводными конструкциями в текстах различных стилей и жанров;
- понимать сущность обособления, общие условия обособления;
- самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила;
- моделировать синонимичные односоставные и двусоставные предложения, использовать их в речи;
- анализировать синонимические средства синтаксиса
- наблюдать за особенностями использования сложных предложений в текстах разных стилей и жанров;
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи


Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной , при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
- ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами
- применять орфографические правила

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать изученные
- слова с непроверяемыми орфограммами
- применять орфографические правила;
- производить орфографический разбор слова;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор и расставлять их в соответствии с изученными в 8-9 классах пунктуационными правилами;
- производить пунктуационный и синтаксический разбор;


Ученик получит возможность научиться

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма предложения


Язык и культура

Ученик научится
- соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни


Ученик получит возможность научиться

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;


Морфология

Ученик научится
- опознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи;
-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
- опознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи;
-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач







Содержание Спецкурса «Комплексный анализ текста»
8 класс
Тема 1. Текст (20ч.)
Текст как речевое произведение. Признаки текста (целостность, связность). Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Членение текста на смысловые части.
Макротема и микротема. Ключевые слова текста. Роль ключевых слов в ходе комплексного анализа текста.
Абзац, его роль в тексте. Абзацное членение текста. Структура абзаца.
Основные виды переработки текста. Простой и тезисный план.
Виды смысловых связей в тексте (связь цепная и параллельная).
Средства связи предложений в тексте (лексические и синтаксические).
Сопоставительный анализ текстов с точки зрения структуры.
Тема 2. Функционально-смысловые типы речи (12ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их структура.
Описание и его особенности. Виды описания.
Повествование и его особенности. Фабульная основа.
Рассуждение и его особенности. Виды рассуждения.
Соединение разных типов речи в одном тексте.
Анализ текста с точки зрения принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Прием фотографирования.

Тема 3. Стили речи (20ч.)
Стили речи и их особенности. Понятие стиля речи. Разновидности стилей речи. Зависимость речи от сферы общения.
Разговорный и научный стили речи в сопоставлении. Характеристика разговорного и научного стилей речи на всех уровнях языка. Научно-популярный подстиль. Лексические и морфологические особенности разговорного и научного стилей речи. Их жанровое разнообразие.
Официально-деловой стиль речи. Стилистические нормы официально-делового стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи. Жанровое разнообразие.
Публицистический стиль речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи. Жанровое разнообразие.
Стиль художественной литературы. Понятие художественного стиля речи. Особенности художественного стиля речи. Роды и жанры. Эпические, лирические и драматические произведения.
Анализ текста с точки зрения стилистической принадлежности.

Тема 4. Звуковые образные средства русского языка (8ч.)
Звукопись. Звуковая речь как основная форма существования языка. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Рифма. Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм. Строфа как объединенные рифмой стихи.
Словесное ударение. Особенность словесного ударения в русском языке. Смысловая функция словесного ударения.
Логическое ударение. Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях. Выделение логическим ударением нового понятия в тексте.
Пауза и мелодика. Смыслоразличительная роль паузы. Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи.
Фонетико-интонационный анализ текста.
Тема 5. Изобразительные возможности средств письма (8ч.)
Графика. Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в изобразительную систему изобразительных средств элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п. приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов и др. Акростих как разновидность поэтического текста.
Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи.
Пунктуация. Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности знаков препинания. Знаки препинания как средство иносказания. Авторские знаки.
Многоаспектный лингвистический анализ (фонетико-интонационные, графико-орфографические, пунктуационные особенности и выразительное чтение художественного текста).


9 класс
Тема 1. Изобразительные ресурсы русского словообразования (14ч.)
Русское словообразование. Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, возможности для словотворчества.
Морфема и ее значение. Морфема как значимая часть слова. Стилистические приемы, основанные на значимости морфемы. Семантизация морфем как способ привлечения внимания к лексическому значению слова.
Словообразование. Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательного повтора. Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественных произведениях разных исторических эпох, разных литературных направлений, разных писателей.
Внутренняя форма слова. Понятие «внутренняя форма слова» как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Прием этимологизации как средство выражения иронии, сарказма, наивности детского восприятия мира, как средство характеристики необразованных людей.
Окказионализмы. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. Фонетический, интонационный, графический, словообразовательный анализ и выразительное чтение художественного текста.

Тема 2. Лексическое богатство русского языка (20ч.)
Слово в художественном тексте. Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава. Слово как основная единица языка. Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора).
Переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория. Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи.
Многозначные слова. Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов.
Омонимы. Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Синонимы и антонимы. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления. Изобразительные функции диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов: средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие и т.п. приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках.
Устаревшие слова. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи и др. Особенности употребления старославянизмов в художественном тексте.
Фразеологизмы. Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном и публицистическом текстах.
Комплексный языковой анализ и выразительное чтение художественных и публицистических текстов.

Тема 3. Морфологические средства выразительности русской речи (16ч.)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях. Имя существительное. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Имя прилагательное. Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Краткие и усеченные прилагательные в поэтическом тексте.
Имя числительное. Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 9, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимия местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Глагол и его формы. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени вместо другого как изобразительный прием. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия, деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию.
Наречие. Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения и образное использование их в художественном тексте; сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Комплексный лингвистический анализ (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности) и выразительное чтение художественных текстов.

Тема 4. Синтаксическое богатство русского языка (18ч.)
Русский синтаксис. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа. Особенности интонации вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений вопросительных и побудительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы. Типы односоставных предложений. Семантико-грамматические свойства обобщенно-личных предложений, использование их в произведениях литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Семантика и грамматические способы оформления слов-предложений; их стилистическое использование в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений. Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Способы передачи значения сравнения в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений с сравнительным оборотом и предложений с придаточным сравнения. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в фольклорных произведениях. Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как средство выразительности.
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Наблюдение за использованием стилистических фигур (бессоюзия, многосоюзия, инверсии, параллелизма, риторических вопроса и обращения, эллипсиса, анафоры, эпифоры, антитезы, градации, умолчания и др.) в художественных текстах.
Комплексный языковой анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений, полученных в 8-9 классах.












Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы спецкурса «Комплексный анализ текста»

Нормативно-правовые акты
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010).
Устав МБОУ «Гимназия №32» г. Новокузнецка.
Литература для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
2. Бабайцева, В.В. Анализ слова и предложения [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 334 с.
3. Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя [Текст] / С.И. Львова.– М.: Дрофа, 1996. – 416 с.
4. Новикова, Л.А. Художественный текст и его анализ [Текст] / Л.А. Новикова. – М., 1988. – 305 с.

Литература для учащихся
1. Бабайцева, В.В. Анализ слова и предложения [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 334 с.
2. Малюшкин, А.Б. комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.8-9 класс [Текст] / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 96 с.
3. Страхова, Л.Л. ЕГЭ: Русский язык: Комплексный анализ текста. 8-9 классы [Текст] / Л.Л. Страхова.– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.- 128 с.

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы спецкурса «Комплексный анализ текста»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Школьные словари русского языка (толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологический, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка).
2. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
3. Дидактические материалы для 8-9 классов.
Печатные пособия
1. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
2. Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
Инфомационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского языка:
Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ.
Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку».
Мультимедия-комплекс «1С. Репетитор. Русский язык».
2. Электронные словари и энциклопедии по русскому языку:
Толковый словарь живого великорусского словаря В.И. Даля.
Этимологический словарь русского языка М. Фасмера.
От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.
Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки».
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Сканер.
3. Принтер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Экран для мультимедийного проектора.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

страница 13 PAGE 14315 из 13 NUMPAGES 143315






Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 32»
г. Новокузнецка








эмблема СМК