Программа элективного курса по химии 11 класса на 2015-2016 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №89
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель ШМО
______/Судакова Л.В./
ФИО
Протокол №___от
«___»_________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____/Нурмухамедова Л.Р./

«____» _________2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №89
Октябрьского района город Уфа
_________/Корнилов Н.М./











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Фаткуллиной Юлии Викторовны, 1 категории
Ф.И.О., категория

по химии 10а класс
предмет, класс и т.п.


Элективный курс на тему: « Решение задач по химии»













2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Решение усложненных задач по химии» для 10 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 мая 2004 г. № 1089;
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004), (базовый уровень);
Авторская программа Габриеляна О.С. по химии. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009
Является предметом компонента образовательного учреждения, на реализацию которого отводится 34 часа (34 часов в 10 классе), 1 час в неделю. Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации обучающихся.
Характеристика сущности предмета
Учебный предмет «Химия» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях школы.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний обучающихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ЕГЭ по химии.




Задачи курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие учебно-коммуникативных умений.
формирование навыков исследовательской деятельности.
Общая характеристика элективного курса.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.



Программа курса рассчитана на один год обучения:
Решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
Перечень межпредметных связей, используемых в курсе химии:
При изучении данного элективного курса прослеживаются межпредметные связи с такими науками как математика (решение задач алгебраическим способом) и физика (газовые законы).
Реализация особенностей компонента регионального содержания образования происходит фрагментально, до 10% от общего количества времени, отведенного на изучение материала учебного курса как вкрапление в предмет.
Учебная деятельность осуществляется при использовании УМК О.С.Габриеляна. Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)



















Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны уметь:
решать усложненные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.















Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии оценивания умений обучающихся решать расчётные задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Критерии оценивания письменных контрольных работ:
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину, или содержит несколько существенных ошибок.













Календарно-тематическое планирование
№ урока

Тема урока


Дата проведения
Вид практического занятия, контроля
Средства обучения, оборудование
повторение

1.
3.
по плану на весь год
фактически
5.
6.
7.

1
Ведение
Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.




Оформление условия задачи

2,3
Решение смешанных типовых задач на уравнениях реакций.



Сборник задач, ПСХЭ


4,5
Задачи с использованием понятий “мольная доля”, “объемная доля”, “молярная масса смеси веществ”.



Сборник задач, ПСХЭ


6,7
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным массовых долей элементов.



Сборник задач, ПСХЭ
Массовая доля

8,9
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.



Сборник задач, ПСХЭ


10
Зачет по решенным задачам


зачет




11,
12
Тема 1. Углеводороды

Задачи на тему “Алканы”.




Алканы

13
Задачи на тему “Циклоалканы”.




Циклоалканы

14
Задачи на тему “Алкены”.




Алкены

15
Задачи на тему “Алкадиены”.




Алкадиены

16,
17
Задачи на тему “Алкины”.





Алкины

18
Задачи на тему “Бензол и его гомологи”.




Бензол

19
Комбинированные задачи по разделу “Углеводороды”.



Сборник задач


20,
21
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них





овр

22
Зачет по теме «Углеводороды»


зачет






23
Тема 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества
Задачи на тему “Предельные одноатомные спирты”.




Спирты

24
Задачи на тему “Многоатомные спирты – этиленгликоль и глицерин”.




Многоатомные спирты

25
Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты”.




Фенол

26
Задачи на тему “Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны”.




Альдегиды и кетоны

27
Задачи на тему “Предельные одноосновные карбоновые кислоты”.




Карбоновые кислоты

28
Задачи на тему “Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты”.






29
Задачи на тему “Амины и аминокислоты”.




Амины и аминокислоты

30
Зачет по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие соединения»


зачет




31
Тема 3. Вещества живых клеток
Задачи на тему “Жиры. Углеводы. Белки”.




Жиры, белки, углеводы




32,
33
Тема 4. Генетическая взаимосвязь между классами веществ
Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ.



Сборник задач


34
Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами.



Сборник задач

































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для контроля за уровнем обученности используются:
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс». – М.: Дрофа, 2006.
Литература для учителя:
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. -М.: Новая волна, 1996.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2004.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 10 класс». М.:Дрофа,2006.
Бочарникова Р.А. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Журин А.А. Сборник задач по химии. Решение и анализ. М.: Аквариум, 1997.
Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс./ О.С.Габриелян, П.В. Решетов, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа,2013.
Литература для обучающихся:
О.С.Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа – 2010.
Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен»,2014
Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/Д: Легион,2012
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Г.П.Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.















































15