Рабочая программа профильного элективного курса «История России в отечественном кинематографе» для обучающихся 10 классов на 2015-2016 учебный год


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»
Согласовано:
Заместитель директора по
«____» ___________________
Методист ПО и ППП
«____» ___________________
Рассмотрено на заседании МС школы
прот. № _____ от _______2015
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия»
______________
приказ №______ от _____ 2015
Рабочая программа
профильного элективного курса
«История России в отечественном кинематографе»
для обучающихся 10 классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Темешева В.В., учитель
истории и обществознания.

Мегион-2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация 3
2. Пояснительная записка 4- 6
3. Содержание изучаемого курса 7
4. Учебно-тематический план 8
5. Календарно-тематическое планирование 9-10
6 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной программы 11
7. Основные требования к умениям и навыкам 11
8. Критерии оценивания учебных достижений обучающихся 11
9. Приложения 12-14
Аннотация
Элективный курс «История России в отечественном кинематографе» отвечает цели профильного обучения, обеспечивает углубленного изучения истории в аспекте кинематографии и способствует подготовке обучающихся к ЕГЭ,кпродолжению образования в гуманитарных вузах.
Программа элективного курса «История России в кинематографе» разработана в соответствии с задачами модернизации и гуманизации содержания образования и основными положениями концепции предпрфильного и профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Элективный курс знакомит учащихся с разными историческими эпохами через кино.Этот курс требует от учащихся большей самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня нравственной культуры. Рабочая программа способствует решению задачи профессионального самоопределения, осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется за счет просмотра, обсуждения, анализа исторических фильмов.
Программа рассчитана на 35 часа. Исходя из практики апробирования программы, целесообразным представляется следующий режим прохождения курса: 1 час в неделю.
Программа предполагает системно-деятельностный подход к обучению. Её реализация обеспечивает развитие и совершенствование метапредметных умений и навыков.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «История России в отечественном кинематографе» разработана, согласно методическим рекомендациям Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов; нормативным документам Центра предпрофильной подготовки и профильного обучения «Институт развития образования» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; Приложению 1 «Положение о предпрофильной подготовке (ППП) муниципальных общеобразовательных учреждений города Мегиона»;к Приказу Департамента образования и молодежной политики г. Мегиона«Об утверждении нормативных документов по организации и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальных общеобразовательных учреждений города Мегиона» от «27» апреля 2011года №206/1-О; Учебному плану ОУ 2015-2016 учебного года; Положению «О порядке разработки, экспертизы, утверждения рабочих программ и организации занятий элективных курсов» приказ №300-О от 23.09.2013г, на основе рабочей программы Соколовой Светланы Геннадьевны «Изображение исторических образов в кинематографе», статьи Е.В.Волкова, Е.В. Пономарёва « Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти». Вестник ЮУрГУ, №10, 2012 год.
Элективный курс предназначен для обучающихся выбравших, социально – гуманитарный профиль.Курс позволяет обучающимся глубже познакомиться с нестандартными приемами изучения истории, успешно развивает логическое мышление, комфортен для ученика. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится элективным курсам, где можно дополнить то, что невозможно дать во время урока. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, образ изучаемой эпохи, без которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.Его назначение дать знания в тех областях, которые отсутствуют в традиционном учебном плане.
Актуальность курса продиктована следующим:
Мы живем в интересное, но сложное время. Оно разрушает прежние нравственные идеалы и понятия о художественных ценностях, но пока не дает еще верных духовных ориентиров. Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к проблемам отечественной истории на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного пространства, изменения всего "фона" исторического прошлого. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире экранной культуры. Его вниманию представлен широкий спектр продукции киноиндустрии, и очень важно, что бы подросток видел правильные ориентиры.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории.
Введение данного курса обусловлено следующими факторами:
- отечественное кино как часть отечественной культуры играет важную роль в становлении личности гражданина Российской Федерации;
- нынешнее преобладание на экранах российских кинотеатров иностранных фильмов наносит ущерб формированию российской идентичности в сознании подрастающих поколений;
- российское телевидение в силу объективных причин (огромное количество каналов, зависимость от рекламодателей) также не может способствовать формированию кинематографической культуры российских граждан, в том числе и подростков;
- художественный кинофильм как разновидность эпоса может сыграть важную роль в формировании, как исторического мышления старшеклассника, так и его социализации.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Её содержание вызывает интерес у учащихся. Курс рассчитан не на пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотворчество учеников и учителя. Имитируя процесс познания исторической действительности, сотрудничая, делая маленькие открытия, дети постепенно начинают понимать, что постижение прошлого – важная и совсем не скучная часть их интеллектуальной жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими и знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить реформаторскую политику и деятельность русских самодержцев, оценить вклад видных политических деятелей в развитие русского государства, обобщить и подвести итоги реформ.
При изучении данного элективного курса реализуются межпредметные связи - История России, МХК и информатика.
Практическая значимость элективного курса заключается в том, что
- он позволяет рассматриватьисторический материал с позиций национальных и государственных интересов России; принимается во внимание важность воспитания патриотических чувств и мировоззрения школьника, неотделимого от гражданских и нравственных составляющих личности человека.
- он дает возможность развития критического мышления с помощью раскрытия достижений и негативных явлений и процессов в истории России, показываются как те страницы истории, которые вызывают горечь в сознании россиянина, так и те, что принесли славу и почет Российскому государству; внимание школьников акцентируется на том, как россияне выходили из тяжелых ситуаций в жизни страны, консолидируясь, преодолевая противоречия внутри общества; поможет сдать экзамен по истории, овладеть навыками проектно-исследовательской работы; замотивирует на дальнейшее гуманитарное образование.
Новизна данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов истории, освещенных в отечественном кинематографе. А также даёт наглядный образ изучаемой эпохи (образ жизни, стиль одежды, обычаи и традиции, взаимоотношение людей и многое другое). Также позволяет учащимся осуществить профессиональные пробы, оценить свои потребности и возможности. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими дальнейшего профессионального обучения.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю - 35 ч.
Научность заключается в том, что курс представляет собой синтез наук: истории, МХК, информатики, киноискусства. Только овладев знаниями, в которых сконцентрированмноговековой коллективный опыт человечества, молодое поколение можетплодотворно участвовать в общественной жизни вообще.Овладение подлинно научными знаниями определяется характером их усвоения, правильным, т. е. неискаженным и точным, восприятием предметов и явлений реального мира и верным отражением в сознании школьников Восприятие мира через кино, только фильмы нужно использовать такие, где показана история более реалистична, правдива.
Системность курса объясняется строго продуманной подачей материала от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих. А также в подаче кино - исторического материала ( от Руси изначальной до 20 – го века)
Реалистичность сводится к тому, что содержание программы возможно освоение за 35 часов, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у обучающихся, так как им необходимо написать выпускное сочинение по литературе( курс этому способствует), многим сдать ЕГЭ по истории и написать часть С( особенно характеристика исторической личности).
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю -35 часа.
Цель курса:
- дать учащимся знания об основных произведениях отечественного художественного исторического кинематографа, специфике отражения в них событий по русской истории IX-XX вв.; дополнительное углубленное изучение предмета;
- воспитание сознательного гражданина, умеющего разбираться в прошлых и современных проблемах государственного и общественного существования страны, идеологическом и художественном осмыслении прошлого и настоящего.
- помочь ученику увидеть многообразие форм деятельности избранного специального предмета;
В изучении истории России на профильном уровне данный курс решает следующие
задачи:
-способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;-создавать положительную мотивацию обучения истории на профильном уровне через художественные образы кинематографа;-активизировать познавательную деятельность школьников;- повысить информационную и коммуникативную компетентностьучащихся
- изучить роль кинематографа в формировании исторической памяти и сознания общества.
-проанализировать место и роль социального заказа в процессе сохранения научного канона и его сознательной трансформации в процессе создания исторических фильмов;
-охарактеризовать устойчивость образов и стереотипов эпох, процессов, фактов, личностей в истории России на примере произведений отечественного кинематографа, так и их эволюцию.
- воспитывать чувство сопричастности прошлому как основу становления исторического сознания.
- расширение информационного поля предмета за счёт привлечения новых видов
исторических источников – художественных фильмов;
- углубления усвоения предмета за счёт использования в ходе реализации курса
приёмов анализа фильмов, как исторических источников;
- реализация межпредметных связей с литературой, МХК, обществознанием.
- умение творчески применять исторические знания;
- вооружить учеников знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут и чувствовать возможные перспективы его развития;
- развитие у учащихся таких умений как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии и исторических фактов;
- научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии, а также их отражение и интерпретацию в кино;
формирование самостоятельности мышления;
В основу курса положены следующие принципы: проблемность, научность, доступность, преемственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и неоднозначные вопросы, связанные с историей России по-разному освещенные в отечественном художественном кинематографе в различные периоды истории.
Важным принципом преподавания данного курса является информационная поддержка и насыщенность наглядным материалом. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств и возможностей школы.
Учебный материал распределен таким образом, что не требует усиленной домашней подготовки (не считая просмотра кинофильмов и защиты проекта, который будет готовиться в ходе работы на занятиях по курсу) программа предполагает использование практико-ориентированных видов учебной деятельности учащихся:
- информационная (получение информации от педагога и самостоятельно с помощью ИКТ)
- консультационная.
- деятельностные пробы ( на основе заданных инструкций или индивидуальных проектов)
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данный курс.
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференцированного обучения.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- принцип научности;
- принцип системности;
- принцип проблемности;
- принцип доступности.
Технологии обучения.
Ведущими технологиями при изучении данного курса являются личностно – ориентированные технологии: проблемного обучения и информационно-коммуникативная, проектно-исследовательская технология, дифференцированного обучения. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.
При использовании информационно-коммуникационной технологии повышается мотивация и познавательная активность за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента; интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
Для достижения данных целей курс предусматривает просмотр избранных
признанных шедевров отечественного кинематографа с предварительным комментарием
учителя и последующим обсуждением учениками. Сам характер художественного фильма, а также возможность высказать своёмнение о нём в устной и письменной форме, в ходе дискуссии с одноклассникамиспособствует активизации познавательного интереса ученика.
Формы проведения занятий
Основной формой обучения являются практические интерактивные занятия продолжительностью 1 час, на которых осуществляется усвоение обобщенных способов деятельности, которые могли бы служить фундаментом для любого знания. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)Основной формой работы остаются различные типы уроков: вводный урок, кино-урок, урок-лекция, урок-конференция, урок-презентация фильма и др. Активно используется работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака», чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Малые группы учащихся анализируют отрывки кинофильмов, делают сообщения, работают с дополнительной литературой, готовят презентации и нарезки из фильмов. Эти виды деятельности соответствуют возрастным особенностям обучающимся, и партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения.
Формы и приемы контроля.
В ходе изучения курса, учителем контролируется усвоение изученного материала учащимся в форме индивидуального и фронтального опроса, бесед, выполнения творческих работ. Заключительная конференция является итогом работы учащихся по данному курсу. На ней должны быть обобщены и систематизированы знания, полученные в ходе изучения.
Критерии отслеживания программы:
Повышение мотивации к изучению истории.
Развитие креативного мышления учащихся.
Встречи с интересными людьми, посещение культурных мероприятий.
Написание сочинений- размышлений разных жанров о просмотренном фильме.
Создание папки обучающихся с «нарезками» из разных исторических фильмов для работы на уроках истории в разных классах.Защита ПИР внутри профиля.
Участие в научно-практической конференции МАОУ №5 «Гимназия».
Содержание изучаемого курса
№1.Введение в проблематику курса. Предмет и задачи курса.
Предмет и задачи курса. Сценарии и художественные исторические произведения, документальные сочинения, как первоисточники. Статьи в центральной прессе, письма зрителей, как источники по восприятию результатов кинопроизводства общественностью.
№2. Кино как вид искусства.
Кино как вид искусства и способ осмысления прошлого. Междисциплинарность киноискусства и его возможности. Краткий анализ работ теоретиков кинематографа и историков кино. Структура и жанры кино.
№3.История кинематографа.
«Великий немой». Рождение звукового кино. «Броненосец Потёмкин» (1925г.)
№4. Историческое время и пространство в кинематографе.
Компоненты исторического художественного кинематографического образа. Научный компонент: специфика наличия в образе исторических данных. Экранный ракурс и масштабы истории.
№5. Периоды русской истории на экранах отечественного кинематографа
Причины неравномерности кинематографического освещения основных периодов русской истории. Стереотипные черты научного, дилетантского, кинематографического осмысления эпох русской истории. Специфика косвенной информации художественного кино. «Минин и Пожарский» (1938), « Тайны дворцовых переворотов» (2003),«1612:хроники смутного времени» (2007)
№6. Личность и типаж. Прототип и экранный образ.
Проблема прототипа и кинематографического образа исторического персонажа. «Михайло Ломоносов»(1986),«Адъютант Его Превосходительства» (1969), «Адмирал» (2008) « Чапаев» .
№7 Проблема прототипа и образа ключевых фигур русской истории.
Образы князей Киевской Руси, государей московских, императоров, советских лидеров и вождей: Ярослав Мудрый, Петра I, Николая II, Ленина, Сталина и других исторических персонажей «Ярослав: Тысячу лет назад» (2010), «Пётр Первый» (1938), «Россия молодая» (1975), «Ленин в огненном кольце» (1993)
Образы великих исторических личностей. Биографический фильм. «Богдан Хмельницкий» (1941), «Первопечатник Иван Фёдоров» (1941), «Андрей Рублёв (1966), «Семён Дежнёв» (1983), «Ермак» (1996)
№ 8. Войны России и их кинематографическое освещение. Война бывает разная.
Военные события (Битва на Чудском озере, Ливонская война, война 1812 г., первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война и др.) в образах кинематографа. Жанры военного кино. Планы показа войны - от крупного, стратегического, к мелкому, бытовому, личному. «Герои Шипки» (1954), «Война и мир» (1967). Фронт и тыл, партизанское движение. «Они сражались за Родину» (1975), «Живые и мертвые» (1964) Военноначальник и рядовой - их образы и устойчивые стереотипы восприятия. «Адмирал» (2008)
№9. Образы военноначальников и флотоводцев в историческом кинематографе
Образы полководцев и флотоводцев в историческом кинематографе (Суворов, Кутузов, Нахимов, Колчак). «Суворов» (1941), «Кутузов» (1943), «Адмирал Нахимов» (1946), «Адмирал Ушаков» (1953), «Адмирал» (2008)
Образы военноначальников Великой отечественной войны (Жуков, Конев) в отечественном художественном кинематографе. Военноначальник и рядовой - их образы и устойчивые стереотипы восприятия. «Великий полководец Георгий Жуков» (1995)
№10. Основные черты историко-революционного кинематографа.
Революционный процесс в России в произведениях отечественного кино. Образы борцов за свободу – бунтарей, декабристов, революционеров. Русский революционный процесс в кино. “Стачка”, “Броненосец Потемкин”- первые произведения историко-революционной классики. «Звезда пленительного счастья» (1975), «Великое зарево» (1938)
№11. Народ и власть. Их взаимоотношения в истории России в образах кино
Народ, масса в образах кинематографа. Показ взаимоотношений власти и народа: единение в период военной опасности, “карающий меч”, бунт и т.д. Типажи простого народа - образы рабочего, крестьянина, интеллигента, студента и школьника и их эволюция. Идеологические установки в устах рядовых героев кинематографа Образы «белых» и «красных» в отечественном кинематографе. Стереотипы и их метаморфозы. «Чапаев» (1934), «Щорс»(1939), «Первая конная» (1984), «Адмирал» (2008)
Осмысление сталинского периода советской истории в сериалах 1970—1980-х гг. и 1990-2005 гг. Социальные и политические реалии и стереотипы («Вечный зов», «Строговы», «Звезда эпохи», «Московская сага» и др.)
№12 Классный кинофестиваль. Заключительный урок, защита творческих работ учащихся.
Зачетная работа может быть выполнена в следующем формате:
1) Доклад,
2) Создание компьютерной презентации,
3) Монтаж фотофильма,
4) Подбор фрагментов кинофильмов по определённой тематике.
5) Рецензия на просмотренный фильм. Эссе. Сочинение – размышление.
6) Составление каталогов кинофильмов по историческим темам и проблематике
Учебно-тематический план курса
№ п/п Наименование тем Всего часов Форма проведения Образовательный продукт
Лекции Ис-ниеПрактикум I. Раздел 1. Организационно-мотивационный этап 5ч
1
 Вводный урок.Предмет и задачи курса.
1
1
Выявление проблемы.
2 Знакомство с ПИ деятельностью. 1 1 3 Выбор темы ПИР обучающимися1 1 Банк тем
4-5 Методологическая основа ПИР 2 1 1 Памятка ПИР
II. Раздел 2. Основные вопросы исторического отечественного кинематографа. 30 ч
6 Кино – как вид искусства.
Структура и жанры кино.
Круглый стол. 1
1 Таблица жанров, презентация, просмотр видеофрагментов
7 История кинематографа.
( урок – экскурсия)
1 1 Таблица этапов становления кинематографа.
8 Историческое время и пространство в кинематографе.
1 1 просмотр видеофрагментов.
9- 11 Периоды русской истории на экранах отечественного кинематографа
3 1 1 1 Письменная презентация выводов.
12-13 Личность и типаж. Прототип и экранный образ.
2 1 1 Памятка, характеристика исторического деятеля. Эссе.
14-15 Проблема прототипа и образа ключевых фигур русской истории. 2 1 1 Устный рассказ, составление тезисов.
16-18 Войны России и их кинематографическое освещение. 3 1 1 1 Письменная презентация выводов.Составление сравнительной характеристики.
19-21 Образы военноначальников и флотоводцев в историческом кинематографе. 3 1 1 1 Письменная презентация выводов.Эссе.
22-24 Основные черты историко-революционного кинематографа.
3 1 1 1 Письменная презентация выводов
25-27 Народ и власть. Их взаимоотношения в истории России в образах кино.
3 1 1 1 Устный рассказ, составление тезисов.
28-29 Художественный фильм – как энциклопедия нашей жизни. 2 1 1 Размышление. Краткий план.
30 Практическая деятельность по написанию эссе на основе просмотренных фильмов. Понравившийся фильм. 1 1 Сочинение, эссе.
III Раздел III. Трудные вопросы проектно-исследовательской работы (5 часа)
31-33 Консультация по трудным вопросам 3 3 советы
34 Защита ПИР 1 1 Презентация
35 Презентация своих работ как творческий зачет 1 1 выступления
всего 35 12 8 15 Календарно-тематическое планирование.

Тема и
содержание
занятий Часы дата Формы и виды деятельности Метапредметныеумения и навыки Образовательный продукт.
Виды контроля.
Формыконтроля.
1 Вводный урок. Предмет и задачи курса 1 Мини-лекция.
Составить конспект. План. 1. Мини-конспект
2. ответить на вопросы.

2 Знакомство с ПИ деятельностью. 1 Занятие –исследование. Создание структуры ПИ деятельности.
3 Выбор темы ПИР обучающимися. 1 Лекция с элементами практики. Самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы. 1. Составите план.
2.Формулировка тем, проблем, цели, задачи, гипотезы исследования.
3. Составить алгоритм исследования.
4-5 Методологическая основа ПИР 2 Лекция Практикум Методы ПИР 1. Конспект
6 Кино – как вид искусства.
Структура и жанры кино.
1 Круглый стол.
Дискуссия. Умение вести дискуссию, высказывать своё мнение, навыки публичного выступления.
1.Конспект.
2. Схема.
7 История кинематографа.

1 урок – экскурсия. Овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий 1.Мини-конспект
2. Заполнить таблицу.
8 Историческое время и пространство в кинематографе.
1 Лекция с элементами практики. Просмотр фильма. Умение анализировать, выбирать существенное. 1. Конспект.
2. построить логическую цепь на основе причинно-следственных связей.
9-11 Периоды русской истории на экранах отечественного кинематографа
3 Лекция с элементами практики. Занятие –исследование. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Систематизация материала в виде таблицы 1. Мини-конспект
2. Заполнить таблицу
12-13 Личность и типаж. Прототип и экранный образ.
2 Лекция с элементами практики. Умение составить план характеристики личности. 1. План- характеристика исторической личности.
14-15 Проблема прототипа и образа ключевых фигур русской истории. 2 Лекция с элементами практики. урок проблемной задачи. Систематизация материала в виде тезисов, схем. 1. Мини-конспект
2. Заполнить таблицу
16-18 Войны России и их кинематографическое освещение. 3 Лекция с элементами практики. Систематизация материала в виде таблицы 1. Мини-конспект
2. Заполнить таблицу
19-21 Образы военноначальников и флотоводцев в историческом кинематографе. 3 Лекция с элементами практики Занятие –исследование. Умение составить план характеристики личности. 1. План- характеристика исторической личности.
22-24 Основные черты историко-революционного кинематографа.
3 Лекция с элементами практики. Практикум. Умение устанавливать причинно-следственные связи, структурно-функционального анализа. 1. Мини-конспект
2. Составить схему
25-27 Народ и власть. Их взаимоотношения в истории России в образах кино.
3 Практикум.
урок проблемной задачи. Систематизация материала в виде тезисов, схем, 1. Конспект.
2. построить логическую цепь на основе причинно-следственных связей.
28-29 Художественный фильм – как энциклопедия нашей жизни. 2 Лекция с элементами практики. Умение структурно-функционального анализа фильма, навыки публичного выступления. 1. Конспект
2. Тезисы выступления.
30 Практическая деятельность по написанию эссе на основе просмотренных фильмов. Понравившийся фильм. 1 Практическое занятие. Анализ фильма. Овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий Эссе, сочинение, размышление.
31 Консультация по трудным вопросам 1 Практическое занятие Оформление проекта Проектная работа.
32 Консультация по трудным вопросам 1 Практическое занятие Оформление проекта Проектная работа.
33 Консультация по трудным вопросам 1 Практическое занятие Оформление проекта Проектная работа.
34 Защита ПИР 1 Практическое занятие Оформление проекта Проектная работа.
35 Презентация своих работ как творческий зачет 1 Практическое занятие Оформление проекта Проектная работа.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной программы
История отечественного кино / Отв. ред. Л. В. Будяк. — М.: Прогресс-Традиция, 2005
Страницы истории отечественного кино. — М.: Материк, 2006
Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. — М.: Вече, 2005
Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976
БазенА. Что такое кино? М., 1972.3. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.
Балязин В.Н. Неофициальная история России. М., ОЛМА Медиа-Групп, 2008.
Буганов В. И., Сахаров А.И.. История России М., Просвещение, 2000 г.
Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.
Ефимов Э.М. Искусство экрана. Истоки и перспективы. М., 1983
Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематика. 1918-1996. М., 1996.
Зимин А.А. “О книгах, театре, кино и прочем” (Из архивного наследия)// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.27-3
Кино: энциклопедический словарь. М, 1986
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.,1998. 704 с Первый век кино: популярная энциклопедия. М., 1996.
Советское кино в датах и фактах. (1917-1969). Справочник. Сост. В.Е. Вишневский, П.В. Фионов. М., 1974.
Соколов А.К. Социальная история, литература, искусство: взаимодействие в познании реалий ХХ века // История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М.., 2001.С.65-76
Список рекомендуемых сайтов
http://www.seance.ru/
http://russiancinema.ru/
http://istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s02/e0002744/index.shtmlОсновные требования к знаниям и умениям
Основные умения и навыки, приобретённые и развиваемые в ходе работы над курсом:
Находить, систематизировать историческую информацию в художественном кино;
Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
Осмысливать и сравнивать историческую информацию в различных исторических кинофильмах, определять её объективность и субъективность;
Определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
уметь правильно вести учебную дискуссии; подготовить публичное выступление на итоговую конференцию, написать эссе.Итоговое эссе на тему «Что мне дало изучение данного курса».
Методические рекомендации по оцениванию.
Изучение каждой темы предваряется комментарием учителя, в котором содержится
краткое изложение творческого пути автора фильма и история создания фильма. После просмотра фильма организуется его обсуждение. Ответы оцениваются по следующим критериям:
- насколько верно отражена характеристика исторической эпохи,
- насколько объективен был автор; в чём положительные и отрицательные стороны его субъективности,
- сыграл ли фильм свою собственную историческую роль как фактор формирования российской идентичности и какова эта роль.
- насколько понятен смысл фильма, что хотел донести автор до зрителя.
В качестве домашнего задания учащиеся должны написать эссе о фильме, в котором они должны высказать своё личное, обоснованное отношение как к историческому источнику и фактору формирования российской идентичности. ( критерии см. высше.)
Приложение 1
Отражение истории России в отечественном кинематографе (X-XIX вв.) (35 часов)
Рекомендуемые фильмы для просмотра.
Тема 1.Древняя Русь
«Древнеславянские веды.» Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее. Сказка ложь, да в ней намек…..
« Русь изначальная»«Сказание о княгине Ольге», реж. Юрий Ильенко
Тема 2.Русь под ударами иноземных захватчиков.«Александр Невский», реж. Сергей Эйзенштейн
Тема 3. Россия в XVI веке
«Иван Грозный», реж. Сергей Эйзенштейн,« Ермак»
Тема 4. Смута
«Борис Годунов», реж. Сергей Бондарчук
Тема 5. Петровские реформы
«Пётр I», реж. Владимир Петров « Юность Петра» « Россия молодая»
Тема 6. Россия в XVIII веке
«Капитанская дочка», реж. Владимир Каплуновский« Михайло Ломоносов».
Тема 7. Отечественная война 1812 г. «Гусарская баллада», реж. Эльдар Рязанов
Тема 8. Декабристы
«Звезда пленительного счастья», реж. Владимир Мотыль
Тема 9. Крымская война
«Адмирал Нахимов», реж. Всеволод Пудовкин
Тема 10. Балканская война
«Герои Шипки», реж. Сергей Васильев
Тема 11.Народовольцы.
«Софья Перовская», реж. Лео Арнштам.
Тема 12 Революция и гражданская война.
« Чапаев», « Адмирал»
Тема 13 Советская эпоха
« Вечный зов», « Тени исчезают в полдень», « Освобождение»
Примерный список российских исторических фильмов, отрывки которых можно использовать на занятиях элективного курса.
1911- «Оборона Севастополя»
1925 – «Броненосец Потёмкин»
1937 – «Ленин в Октябре»
1938 - «Пётр Первый»
1938 – «Великое зарево»
1934 – «Чапаев»
1938 - «Александр Невский»
1939 - «Минин и Пожарский»
1939 – «Щорс»
1941 - «Богдан Хмельницкий»
1941 - «Первопечатник Иван Фёдоров»
1941 - «Суворов»
1943 - «Кутузов»
1944 - «Иван Грозный»
1946 - «Адмирал Нахимов»
1953 - «Адмирал Ушаков»
1953 - «Корабли штурмуют бастионы»
1954 - «Герои Шипки»
1964 – «Живые и мёртвые»
1966 - «Андрей Рублёв»
1967 - «Война и мир»
1969 – «Адъютант Его Превосходительства»
1970 - «Ватерлоо»
1871 – «Освобождение»
1974 - «Агония»
1975 - «Звезда пленительного счастья»
1975 – «Они сражались за Родину"
1982 – «Россия молодая»
1983 – «Семён Дежнёв»
1984 – «Первая конная»1986 - «Борис Годунов»
1986 - «Михайло Ломоносов»
1990 - «Царская охота»
1993 – «Ленин в огненном кольце»
1995 - «Великий полководец Георгий Жуков»
1996 - «Ермак»
2003 - «Тайны дворцовых переворотов». Фильм 1-7
2006 – «Сволочи»
2007 – «1612:хроники смутного времени»
2008 – «Александр Невский»
2008 – «Адмирал»
2009 - «Царь»
2010 – «Ярослав: Тысячу лет назад
Приложение 2
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
научно-исследовательских работ учащихся
ФИО учащегося _______________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
Тема работы __________________________________________________________
1 Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования баллы набрал
1.1 Проблема Понимает проблему 1 Объясняет выбор проблемы 2 Назвал противоречие на основе анализа ситуации 3 Назвал причины существования проблемы 4 Сформулировал проблему, проанализировал ее причины 5 1.2 Целеполагание Формулирует и понимает цель 1 Задачи соответствуют цели 2 Предложил способ убедиться в достижении цели 3 Предложил способы решения проблемы 4 Предложил стратегию 5 1.3 Планирование Рассказал о работе над проектом 1 Определил последовательность действий 2 Предложил шаги и указал некоторые ресурсы 3 Обосновал ресурсы 4 Спланировал текущий контроль 5 1.4 Оценка результата Сравнил продукт с ожидаемым результатом 1 Сделал вывод о соответствии продукта замыслу 2 Предложил критерии для оценки продукта 3 Оценил продукт в соответствии с критериями 4 Предложил систему критериев 5 1.5 Значение полученных результатов Описал ожидаемый продукт 1 Рассказал, как будет использовать продукт 2 Обосновал потребителей и области использования продукта 3 Дал рекомендации по использованию продукта 4 Спланировал продвижение или указал границы применения продукта 5 Максимальное количество баллов / набрал итого 25 2 Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)
2.1 Поиск информации Задает вопросы по ходу работы 1 Называет пробелы в информации по вопросу 2 Назвал виды источников, необходимые для работы 3 Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников 4 Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников 5 2.2 Обработка информации Воспроизвел аргументы и вывод 1 Привел пример, подтверждающий вывод 2 Сделал вывод и привел аргументы 3 Сделал вывод на основе критического анализа 4 Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными 5 Максимальное количество баллов / набрал итого 10 3. Оформление работы Не соблюдает нормы 1 Неточное соблюдение норм 2 Соблюдает нормы, заданные образцом 3 Использует вспомогательную графику 4 Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства 5 Максимальное количество баллов / набрал итого 5 4. Коммуникация 4.1 Устная коммуникация Речь не соответствует норме 1 Речь соответствует норме, обращается к тексту 2 Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент 3 Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы 4 Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы 5 4.2 Продуктивная коммуникация Односложные ответы 1 Развернутый ответ 2 Привел дополнительную информацию 3 Привел объяснения или дополнительную информацию 4 Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы 5 4.3 Владение рефлексией Высказал впечатление от работы 1 Назвал сильные стороны работы 2 Назвал слабые стороны работы 3 Указал причины успехов и неудач 4 Предложил способ избегания неудач 5 Максимальное количество баллов / набрал итого 15 5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид 1 Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения 2 Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности 3 Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения 4 Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески 5 Максимальное количество баллов / набрал итого 5 6. Дизайн, оригинальность представления результатов 5 Общее максимальное количество баллов и из них набрано «___» _______________ 201 ___ г.
Председатель экспертного совета _______________ / ________________/
Члены экспертной группы ________________ / _______________/
________________ / _______________/
________________ / _______________/
________________ / _______________/