Открытый урок по русскому языку 9 класс Тема: Комплексный анализ текста (подготовка к ОГЭ)


Муниципальное образование Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 с. Дефановка
Открытый урок
по русскому языку
9 класс
Тема: Комплексный анализ текста (подготовка к ОГЭ)
Подготовила:
Фомина Т.Н., учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №36 с. Дефановка
2015 год
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:
формирование навыков комплексного анализа текста;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ОГЭ;
Оборудование: тексты для анализа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Сегодня мы продолжаем подготовку к экзамену и работаем с текстом. В ваших текстах пропущено имя героя повествования. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и отгадать имя композитора, о котором пойдёт речь в нашем тексте (звучит музыкальный фрагмент).
Прозвучал фрагмент из цикла для фортепиано «Времена года. Декабрь», автором которого является Пётр Ильич Чайковский, известный русский композитор.
III. Работа с текстом (см. Приложение).
1. Чтение текста. Словарная работа.
2. Работа по содержанию.
Определите стиль текста (художественный).
Каков, на ваш взгляд, один из важных элементов, который делает этот текст художественным?
Можем ли мы сказать, что в этом тексте два героя?
Какое средство выразительности позволяет говорить о доме как о живом существе? (Дом представлен, как живое существо. Олицетворение: предложения 13, 14)
Какой образ дома возник в вашем воображении, когда вы читали текст?
Можно ли сказать, что между дом и композитором возникли отношения? Какие? (предложения 5 (Чайковскому нравился этот деревянный дом), 11, 12, 17, 18, 21)
3. Работа по сжатию текста (используется фрагмент текста (предложения 29-35).
Вспомните приёмы сжатия текста.
Определите микротемы абзацев (в работе над музыкой помогала природа; композитору дорога русская природа).
Сжатие фрагмента текста (29-35).
4. Задания для подготовки решения тестовой части.
Из предложений 1-9 выпишите все слова с приставками, распределяя их по столбикам (работа в паре).
Неизменяемые на письме приставки Написание приставки определяется значением Написание приставки определяется последующим согласным
Проникал, открытые, проносил, высохшие, напоминали, пройти, переступить, выглядело, пробирался Прилипшего, прищуренными, приглядываясь Рассохся, растрепанные
Определите тип связи в словосочетании дубовые листья. Можно ли переделать это словосочетание в словосочетание с другим типом связи? (листья дуба)
Из предложения 6 выпишите все возможные ССЧ, определяя тип связи (пахло скипидаром, пахло листьями, в комнатах пахло, слабо пахло, белыми гвоздиками).
Из предложений 21-30 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н при помощи суффикса Н, пишется НН» (туманные).
Объясните постановку знаков препинания в предложении 14. Среди предложений 8-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством (11).
Чем сложное предложение отличается от простого предложения? Записать 17 предложение. Построить схему предложения.
Среди предложений 26-31 найдите сложносочинённое предложение (28).
Какие средства выразительности использовал автор в предложении 28?
Прочитайте предложение 31. Каким средством выразительности является выражение «без остатка отдал свое сердце России»?
5. Задание на осмысление текста.
Что хотел подчеркнуть в личности Чайковского автор текста, используя в предложении 31 метафору. Сформулируйте ваш ответ в нескольких предложениях.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Как вы понимаете смысл последних предложений текста?» (предложения 33-35).
Приложение.
1)Дом рассохся от старости. 2)А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. 3)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. 4)Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
5)__________ нравился этот деревянный дом. 6)В комнатах стоял слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. 7)Они обильно цвели на поляне перед крыльцом. 8)Растрепанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
9)Единственное, что сердило композитора, – это скрипучие половицы. 10)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. 11)Со стороны это выглядело, должно быть, смешно, когда композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
12)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, __________ садился за рояль и усмехался. 13)Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. 14)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
15)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
16)«Прекрасная оркестровка!» – думал __________, восхищаясь певучестью дерева.
17)С некоторых пор __________ начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. 18)Дом скучал без звуков.
19)Иногда ночью, просыпаясь, __________ слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. 20)Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. 21)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. 22) __________ сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. 23)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
24)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 25)Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
26)Нет, очевидно, это ему не дано. 27)Он никогда не ждал вдохновения. 28)Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. 31)Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. 33)Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. 34)Он должен добиться этого. 35)Нужно только не щадить себя.
(по К. Г. Паустовскому)
Скипидар – бесцветная или желтоватая жидкость с едким запахом, добывается путём перегонки смолы хвойных деревьев, используется в лакокрасочном производстве.
Стропила – два бревна в кровле здания, соединённые под углом верхними концами и упирающиеся нижними концами в стены.
Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету.
Подёнщик – тот, кто занят повседневным, обыденным тяжёлым трудом.
Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.